Главная  >  Война   >  Оружие   >  Военно-морской флот   >  Подводные лодки


Проект 670 "Скат"

11 октября 2007, 198

К концу 50-х годов в СССР велись работы по созданию АПЛ 2-го поколения, пригодных для серийного производства. Основной задачей являлась борьба с крупными НК и особенно с АУГ. ПЛАРК пр. 661 в серию не пошла и в мае 1960 г. в ЦКБ-112 (с 1974 г. - ЦКБ Лазурит) был разработан проект ПЛАРК пр. 670 (шифр "Скат", по классификации НАТО -"Charlie").

К концу 50-х годов в СССР велись работы по созданию АПЛ 2-го поколения, пригодных для серийного производства. Основной задачей являлась борьба с крупными НК и особенно с АУГ. ПЛАРК пр. 661 в серию не пошла и в мае 1960 г. в ЦКБ-112 (с 1974 г. - ЦКБ Лазурит) был разработан проект ПЛАРК пр. 670 (шифр "Скат", по классификации НАТО -"Charlie"). Этот молодой конструкторский коллектив, образованный в 1953 году при заводе "Красное Сормово", ранее занимался работами по дизель-электрическим лодкам (в частности, готовил документацию по кораблям проекта 613, предназначенную для передачи Китаю), поэтому создание первого атомохода стало для СКБ серьезным испытанием. Проект разрабатывался на основе РЭВ, энергетического и другого оборудования, создаваемого промышленностью для серийных АПЛ 2-го поколения. Так же при конструировании использовался опыт накопленный при создании ПЛАРК пр. 661. При создании лодки использовались технические решения не применявшиеся ранее в практике отечественного подводного кораблестроения. Так как АПЛ планировалась к постройке в Горьком, с последующей транспортировкой по внутренним водным путям к месту достройки и эксплуатации, были выдвинуты жесткие требования по водоизмещению и габаритам. В связи с этим вооружение ограничивалось восемью ПКР "Аметист" , была принята одновальная схема, уменьшена предельная глубина погружения. Так же пришлось пожертвовать обеспечением надводной плавучести при затоплении любого из водонепроницаемых отсеков. Интересно что в средней части ПЛ была однокорпусной. Все это позволило уложиться в рамках эскизного проекта в нормальное водоизмещение 2 400 т (впрочем, в процессе дальнейшего проектирования этот параметр все же увеличился, превысив 3 000 т).

Однореакторная АЭУ была в четверо меньшей мощности чем на ПЛРК пр. 661. При этом разработка и производство комплектующего оборудования отставали по срокам от от проектирования и строительства ПЛАРК. Это касалось ракетного комплекса, ГТЗА, Гак и др. и привело к тому, что массогабаритные характеристики комплектующего оборудования, принятые в проекте, иногда отличались в меньшую сторону от постовляемых на строящиеся корабли. В результате пришлось дважды корректировать технический проект и при второй корректировке длина ПЛ увеличилась примерно на 4 метра. Утверждение технического проекта ПЛАРК состоялось в июле 1963 г. Конструктивно лодка была одно-двухкорпусной с веретенообразными обводами легкого корпуса, имеющего в носовой части эллиптическое сечение, обусловленное размещением ракетных пусковых контейнеров. Применение крупногабаритных гидроакустических систем, а также стремление обеспечить им максимально возможные углы обзора в кормовых секторах, вызвали "притупление" носовых обводов. По этим же причинам часть приборов пришлось разместить в верхней части носовой оконечности легкого корпуса. Передние горизонтальные рули (впервые в практике отечественного подводного кораблестроения) были сдвинуты к средней части лодки. В качестве материала ПК использовалась сталь АК-29. Легкий корпус, балластные цистерны и прочная рубка изготавливались из маломагнитной стали и сплава АМг, а надстройка и ограждение выдвижных устройств рубки - из алюминиевого сплава. В обтекателях гидроакустических антенн, а также в проницаемых частях кормовой оконечности и в кормовом оперении использовались титановые сплавы. Применение столь разнородных материалов, в ряде случаев образующих гальванические пары, потребовало принятия специальных мер по защите от коррозии (цинковые протекторы, прокладки и т.п.). Впервые в отечественной практике были применены механизмы закрытия шпигатных и вентиляционных отверстий, что позволило снизить гидродинамический шум на больших скоростях. Так же была примененена звукоизолирующая амортизация механизмов и их фундаментов.

Переборки и палубные настилы были облицованы вибродемпфирующими покрытиями. Снаружи лёгкий корпус облицован резиновым противогидролокационным покрытием. Аналогичным материалом покрыт так же и ПК. Благодаря этим мерам, а также одновальной схеме ПЛ имела весьма низкий, для своего времени, уровень акустической заметности. Среди лодок 2-го поколения она являлась самой малошумной. На полном ходу в ультразвуковом диапазоне частот ее шумность не превышала 80 децибел, в звуковом диапазоне - 110 децибел и в инфразвуковом - 100 децибел, причем большая часть акустического диапазона совпадала с естественными шумами моря. Для уменьшения заметности по магнитному полю было применено размагничивающее устройство. Носовая часть прочного корпуса состояла из цилиндров, расположенных друг над другом, образующих "восьмерку" в поперечном сечении. Такая компоновка позволила компактно разместить пусковые контейнер с ПКР "Аметист". Однако это привело к усложнению конструкции прочного корпуса в районе перехода от "восьмёрочной" части к цилиндрической. ПК был поделен на 7 отсеков плоским переборками, расчитанными на давление до 15 кгс/см2. 1-й (составленных из трех цилиндров) - торпедный, жилой и аккумуляторный; 2-й - жилой; 3-й - центральный пост и аккумуляторный; 4-й - электромеханический; 5-й - реакторный; 6-и - турбинный; 7-й - электромеханический. По сравнению с локами первого поколения условия обитания экипажа были улучшены. Весь личный состав корабля обеспечивался индивидуальными спальными местами. Имелись кают-компании для офицеров и столовая матросского и мичманского состава. Улучшился дизайн внутренних помещений. На корабле были применены лампы дневного света. ГЭУ мощностью 15000 л.с. однореакторная и включала в себя:водо-воводяной реактор ВМ-4 (89,2 мВт) и ГТЗА-631.

Движетелем являлся 5-ти лопастной ГВ. В дальнейшем на лодках, построенных по проекту 670М монтировались новые малошумные четырехлопастные винты диаметром 3,92 и 3,82 м, установленные по схеме "тандем"). АЭУ в значительной степени была унифицирована с ГЭУ АПЛ проекта 671. В качестве резервных движителей использовались два водомета с электоприводом (мощность - 270 кВт), обеспечивающих возможность движения со скоростью до 5 узлов. В электрической цепи лодки был использован трехфазный переменный ток напряжением 380 В и частотой 50 Гц. На ПЛАРК были смонтированы два автономных турбогенератора ТМВВ-2 (2 000 кВт), дизель-генератор переменного тока мощностью 500 кВт с дистанционной автоматизированной системой управления, а также две группы аккумуляторных батарей (по 112 элементов каждая). Гидравлическая система корабля разделялась на три автономные подсистемы, служащие для привода общекорабельных устройств, крышек ракетных контейнеров, а также рулей. Для регенерации воздуха служила стационарная электролизная система, благодаря которой стал возможен отказ от регенерационных патронов, повышенная пожароопасность которых послужила причиной серьёзных аварий в прошлом. Для борьбы с огнём служила система объемного фреонового пожаротушения. РЭВ включало в себя: ГАК "Керчь" (первоначально планировалось установить более крупный гидроакустический комплекс "Рубин"), обеспечивающий обнаружение целей на дальностях до 25 км; Инерциальный навигационный комплекс Сигма-670; БИУС Брест; РЛС кругового обзора "Альбатрос" (МРК-50); СОРС "Залив-П"; Система управления ракетной стрельбой "Аметист"; Система управления торпедной стрельбой "Ладога-П-670" (УСТА-670). По сравнению с лодками предыдущего поколения более активно внедрялась автоматика. Было автоматизировано управление движением лодки по глубине и курсу, стабилизация на ходу и без хода, процесс погружения и всплытия, предотвращение аварийных дифферентов и провалов, управление подготовкой к ракетной и торпедной стрельбе.

Торпедное вооружение ПЛ состояло из четырех 533-мм и двух 400-мм носовых ТА. Боезапас состоял из двенадцати 533-мм торпед (53-65К, СЭТ-65) и четырех 400-мм торпед (СЭТ-40, МГТ-2). Также в боекомплект входили иммитаторы Анабар. Через ТА была возможна постановка мин. Вместо торпедного боезапаса лодка могла принимать на борт до 26 мин. Основное вооружение ПЛАРК составляли восемь ПКР с подводным стартом "Аметист", которые распологались в прочных контейнерных пусковых установках СМ-97 в носовой части корабля в межкорпусном пространстве, по четыре с каждой стороны. Контейнеры имели постоянный угол возвышения 32.5°. В стандартный боекомплект входили: шесть ракет с обычной БЧ (около 1 000 кг ВВ) и две ракеты с ЯБЧ. Запуск ракет мог осуществляться двумя двумя четырехракетными залпами. Пуск ракет производился с глубины 30 м при скорости лодки до 5.5 узлов и волнении моря до 5 баллов. Ракетной стрельбой управлял комплекс "Аметист". Эффективная дальность стрельбы не превышала 60-70 км, но в связи с малым уровнем акустического шума лодка вполне могла преодолеть рубежи противолодочной обороны и приблизиться к цели на требуемое растояние. В тоже время подводный старт ракет, малое подлетное время и небольшая высота полета ставили под вопрос эффективность противоракетной обороны противника. Проведенные в Средиземном море в мае 1972 года, с ПЛ К-313 ракетные стрельбы по кораблю-мишени, наглядно продемонстрировали боевые возможности наших ПЛАРК. Основным районом боевого патрулирования лодок 670-го проекта было Средиземное море. В тот период (70-80 гг.) в этом районе мирового океана противостояние между двумя супердержавами было наиболее острым и ПЛАРК пр.670 представляли собой реальную угрозу для АУГ и других соеденений НК, не имевших эффективных средств защиты от них.

В конце 1960-х годов в СКБ-112 (г. Горький) началась разработка над модернизированным вариантом ПЛАРК пр.670. Она получила обозначение пр.670М (шифр "Чайка"). Главный конструктор В.П. Воробьев, затем А.Г. Лещев. Главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга B.Р. Мастушкин. Основным направлением модернизации являлось усиление вооружения как ракетного так и торпедного. В итоге лодка получила два 650-мм и четыре 533-мм ТА с боезопасом в 14 едениц (торпеды, ракетоторпеды). Было решено кардинально модернизировать главное оружие ПЛ - крылатые ракеты. Вместо ракетного комплекса "Аметист" на ПЛАРК пр.670М монтировался ракетный комплекс "Малахит" с повышеной дальностью стрельбы и с более совершенной системой наведения. Количество пусковых контейнеров и их расположение было как у пр. 670. При этом длина лодки увеличилась на 10 м, а водоизмещение на 700 т. Для компенсации плавучести раздутой носовой части перед ограждением боевой рубки смонтировали гидродинамический стабилизатор, который представлял из себя плоскость с отрицательным углом атаки. При модернизации лодка получила более совершенные гидроакустические покрытия, снижающие шумность и уменьшающие интенсивность отраженного гидроакустического импульса. Характеристики этих покрытий в меньшей степени зависели от изменения гидростатического давления, кроме того, они более надежно крепились к корпусу корабля. РЭВ так же было модернизировано. На лодке устанавливался ГАК "Рубикон" с дальностью обнаружения до 150 км. Начиная с 1978 года на части лодок пр.670М устанавливался более совершенный цифровой ГАК МГК-500 "Скат". В его состав входили четыре гидроакустические антенны, обеспечивающие круговой обзор в режиме шумопеленгования, независимое автоматическое обнаружение и сопровождение целей, определение дистанции в режиме эхолокации, направленную кодированную гидроакустическую связь, а также обнаружение работающих в активном режиме гидролокаторов противника.

Оба типа ГАК обеспечивали целеуказание ракетного оружия на максимальной дальности стельбы. Стабилизация подводной лодки по глубине и дифференту во время ракетной стрельбы с использованием горизонтальных рулей и системы замещения отрицательной плавучести осуществлялась посредством автоматического программного управления. Так же лодка получила новую систему управления огнем "Радуга", аппаратуру получения и обработки данных космического и авиационного целеуказания, комплекс связи "Молния", а также буксируемую антенну "Параван", обеспечивающую прием радиосигналов на глубине до 150 м. Предстартовая подготовка ракетного залпа обеспечивалась с использованием цифровой ЭВМ, которая могла контролировать все восемь ПКР одновременно. По сравнению с комплексом "Аметист" (имеющим аналоговую аппаратуру) время предстартовой подготовки сократилось в 1.3 раза. ПЛАРК пр 670 и 670М входили в состав 11-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок СФ и 10-й дивизии 2-й флотилии ПЛ ТОФ. Лодки использовались для слежения за АУГ и их уничтожения после получения соответствующего приказа. На ТОФ ПЛ пр.670 использовались также в качестве противолодочных, для обнаружения и слежения за американскими ПЛ в районе патрулирования наших РПКСН. 5 января 1988 года ПЛАРК К-43 (УТС-550) была передана ВМФ Индии. Лодка получила тактический номер S-71 и наименование "Чакра". За три года аренды лодка провела в море более года. Офицеры индийских ВМФ, проходившее на ней службу в данный момент занимают ключевые посты в руководстве индийского ВМФ. 5 января 1991 г. срок аренды лодки истек. Индийская сторона не только хотела продлить срок аренды но и приобрести еще одну лодку, но тогдашнее руководство России под давлением США ответило отказом. 28 апреля 1992 года лодка вновь была зачислена в состав ВМФ и была передислоцированна на Камчатку. 3 июля 1992 года она была выведена из боевого состава ВМФ. Служба лодок пр.670(М) не обошлась без аварий.

Наиболее неудачно сложилась судьба К-429. 24 июня 1983 г. она затонула на глубине 40 м на полигоне боевой подготовки в бухте Саранная. Погибло 16 членов экипажа. 9 августа того же года лодка была поднята и поставлена на ремонт (СРЗ в в Большом Камне). Ремонт закончился к сентябрю 1985 года, но 13 сентября лодка вновь затонула прямо у заводской стенки. Лодку вновь подняли и исключили из состава ВМФ. Она была переоборудована в учебно-тренировочную станцию УТС-130, базирующуюся на Камчатке и использующуюся до настоящего времени.

Русская Цивилизация
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты