Главная  >  Наука   >  Российская наука


Технологическая альтернатива – назад в будущее

11 октября 2007, 74

Обсуждая будущее, все чаще говорят то о сверхтехнологичном Новом Средневековье, то об эпохе всепреодляющей пост-современности, эквивалентной возвращению к «традиции», очищаемой, наконец, от вековых наслоений мертвых букв и обычаев. И то, и другое - вещи довольно-таки умозрительные. Здесь речь пойдет о некоторых конкретных революционных технологиях. Которым, как и их творцам, по-прежнему тесно в унылом и смутном сегодня, когда индустрия уничтожает экологию, здоровье людей, а ради «черного золота», ведутся войны, и, кажется, даже существуют целые правительства.

Творчество заслуженного деятеля науки и техники Российской федерации Олега Александровича Чембровского (1923-2000) иллюстрирует применение алгоритма «обновления как возвращения» к развитию техники. Во многом его имя остается малоизвестным общественности. И дело не только в сверх-секретности его работ по созданию щита противокосмической обороны в 50-х и 60-х гг.

Для реализации инновационных технологий О. Чембровского и его коллег потребовался бы принципиальный сдвиг в самом сознании общества и конкретного человека, для которого они, по идее, технологии и предназначены. Но, в первую очередь, - сдвиг в сознании власти, бюрократии, тоже как бы и призванных «служить» этим самым людям. Нижеописанные инновации оказались в целом не востребованы ни во времена господства советской командно-административной системы в 70-80-е гг., ни, тем более, в хаосе пост-советских реформ.

В чем была суть предложенных Чембровским системных научно-технических новаций? В этой связи интересно мнение историка А. Уайтхеда об «антиисторическом» духе науки, когда писал, что наука, которая не решается забыть своих предшественников, «бесперспективна». И в то же время – сторонний наблюдатель вполне мог бы описать проекты Чембровского фразой «назад в будущее».

Такой общепринято «несовременный» вид летательных аппаратов, как дирижабли и аэростаты, с увлечения моделированием которых еще в детстве начался путь О. Чембровского как изобретателя, на новом витке технической революции обретает в его трудах как бы вторую жизнь, в корне отличную от первой. Новые технологии с легкостью позволяют избежать трудности и опасности воздухоплавания, с которыми было связано его «сворачивание» в середине ХХ века. Тогда несколько громких катастроф и Вторая мировая почти похоронили этот вид транспорта. Но это только часть инновационного решения проблемы дешевого, безопасного и экологически чистого транспорта. По мнению основоположников космической эры, таких, как К. Циолковский и С. Королев, принципы дирижаблестроения и ракетно-космической техники не только тесно взаимосвязаны, но в недалеком будущем должны «обогатить друг друга» и даже слиться. Последнюю «гипотезу» и стремился воплотить в жизнь Олег Чембровский.

Его юношеское «хобби» фактически продлилось всю последующую жизнь. Увлечение дирижаблестроением и знакомство с его «патриархом» Н. Фоминым лежало в основе не только сравнительно быстрого проникновение в секреты космической техники в ходе интенсивной и сверхсекретной военно-научной работы, но и последующей деятельности по созданию альтернативных транспортных средств, движителей, энергоблоков.

Собственно поиском альтернативы в технике О. Чембровский занимается после выхода в запас в 1968 году. Он был вынужден уйти в отставку в 45 лет в результате конфликта с высшим руководством советской «оборонкой» и конфликтов между «фирмами» конструкторов этой громоздкой государственной системы. Как известно, создаваемая космическая отрасль носила в первую очередь военный характер.

Так, Чембровскому довелось читать в лекции в группе молодых офицеров, летчиков истребителей – старших лейтенантов Ю.А. Гагарина, Г.С. Титова, капитана В.М. Комарова и др. понимали, что их главная задача заключается не столько в проведении чисто биологических экспериментов, … но и как военных летчиков. Необходимо было «определить эффективность использования космонавтов при решении определенных боевых и вспомогательных задач по определению параметров необходимого природного оборудования, увеличивающего эффективность воздействия на космического противника с помощью новой космической техники.

Ученый вспоминает, что «у космонавтов была озабоченность, чтобы их не превратили в подопытных собачек (…)», они хотели начать работу «необходимую для решения военно-прикладных задач, свойственных их квалификации».

Такие возможности и были им предоставлены в полной мере. Например, 3-й и 4-й пилотируемые космические полеты А.Г. Николаева и П.Р. Поповича, проходившие совместно, преследовали по большей части военно-испытательные цели. По словам О.А. Чембровского «в этих 2-х полетах впервые был по осуществлен этап дальнего наведения космического перехватчика на космическую цель». Роль цели и атакующего корабли которых осуществляли корабли соответственно А. Г. Поповича и П.Р. Николаева.

Это была первая апробация алгоритмов, которые легли в основу боевого комплекта для будущих космических систем, которые разрабатывал и О.А. Чембровский, а также тех стыковок, которые осуществляются сегодня некоторыми беспилотными аппаратами.

После ухода запас только в 1972 г. О. Чембровский был избран президиумом АН СССР на пост заместителя Председателя Президиума Дальневосточного научного центра (ДВНЦ) Академии наук, возглавлял комиссию ДВНЦ по авиакосмическому исследованию природных ресурсов Дальнего Востока. В автобиографических заметках ученый сообщает, что именно тогда, когда он возглавил Комиссию, он лишний раз убеждается в необходимости поиска более конструктивных решений для осуществления транспортных и монтажных работ, кардинальном усовершенствования энергетической системы в условиях Дальнего Востока.

Предполагаемый экономический эффект от введения новых разработок в масштабе страны обещал быть огромным. Так, на перевозку 10 тонн груза на вертолете Ми-10 затрачивалось 3000 рублей, системе безаэродромных летательных аппаратов Чембровского ЭЛАС - всего 300 рублей. Кроме того, появление специального экономичного индивидуального транспорта в широких масштабах позволит избавить города от пробок, от необходимости строительства дорогостоящих магистралей.

Вскоре начинается деятельность под его руководством группы энтузиастов в институте «Оргэнергострой» Минэнерго СССР, на что последним было выделено финансирование.

Уже в конце 1979 г. после демонстрации полета крупной модели с дистанционным управлением дирижабля принципиально новой конструкции на заседании строителей атомных электростанций в Запорожье, когда модель влетела в зал заседаний и поставила на стол президиума макет атомного реактора, это совещание приняло решение создать при всесоюзном институте «Оргэнергострой» подразделение по строительству транспортно-монтажных аппаратов.

В 1980 г. на основе «Оргэнергостроя» было создано специальное научно-исследовательское и проектно-конструкторское отделение «Энергоаэротранс» под руководством профессора О.А. Чембровского. Финансировал деятельность учреждения, например, «Забайкаллес», заинтересованный в сравнительно дешевых аэростатических транспортерах леса из труднодоступных районов, а также ведомства Гражданской обороны – им нужен был бесконтактный кран для расчистки завалов на местах чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий.

В целом, при переходе к системе воздушного транспорта, предлагавшейся коллективом О.А. Чембровского, по подсчетам можно было сэкономить до 10% годового национального дохода. При одновременном введении в энергетической отрасли разработанных под руководством О.А. Чембровского двигателей типа «Тверца» - «Торнадо», дающих энергию за счет поддерживания внутри мини-вихря, открывались еще большие перспективы, могли кардинально повлиять на энергетическую отрасль в целом, что позволило бы, например, уменьшить ассигнования на АЭС. Сами энергоблоки типа Торнадо – фактически мини-электростанции, легко доступные для перемещения, способны изменить жизнь современного человека в целом. Например, колоссальные централизованные электростанции, на которых «завязана» жизнедеятельность целых регионов цивилизации, уступили бы место собственно сети энергоснабжения, делающее даже небольшие населенные пункты практически автономными.

На направлении деятельности Чембровского в области исследования энергетической структуры вихрей с целью ее последующего искусственного воссоздания и применения следует остановиться более подробно. О. Чембровский пристально изучал «метаболизм» насекомых, птиц, летающих биологических объектов (ЛБО). Они пролетают тысячи километров, ежегодно мигрируя с севера на юг.

При этом, например, саранча в пересчете на одну лошадиную силу может создать при висении 300 кг тяги, тогда как рукотворный вертолет - только 3 кг. Исследования О. Чембровского показывают, что энергоснабжение обусловлено специально организованной вихревой системой, которую «ткут» ЛБО во время своего полета. Стремление научиться у природы созданию такого вихря и, затем, управлению им, его использованию - одно из основных, приоритетных направлений поиска изобретателя и исследователя. На основе искусственного воссоздания вихря, возможны как летательные аппараты принципиально нового или возрожденного типа – в последнем случае мы учимся как у саранчи и торнадо, так и у рыб, использующих Архимедову силу для плавания, правда, в другом океане – так и новых источников энергоснабжения.

Впрочем, в своих наблюдениях природы ученый шел и дальше. Например, он не побоялся прямо назвать атомы наиболее легких газов - водорода и гелия «дирижаблями без оболочек». О.А. Чембровский был убежден, что молекулы химически чистого водорода и гелия обладают вполне определенной способностью проникать в космическое пространство, что следует хотя бы и из того факта, что это пространство, соответственно, наполнено этими легкими газами именно на 90% и 9%. Человечество, в отличие от самой природы, если и использует факт повсеместного их нахождения вокруг нас, то только лишь неосознанно и в значительно меньшем масштабе, чем это оно могло было бы делать. Чембровский указывает: «И как в связи с этим не вспомнить о весьма многозначительном в данном плане высказывание С. Королева, напоминавшего, что К. Циолковский последний не зря одновременно занимался и космонавтикой, и аэростатикой так как со временем эти два направления могут сомкнуться.

О.А. Чембровский докладывает С.П. Королеву о результатах своих исследований поведения атомов водорода при выходе на определенные энергетические уровни. В частности, были показаны принципы воздействия на водород, заключенный в оболочку, когда он в силу упомянутых свойств должен поднять не только дирижабль в атмосфере в силу закона Архимеда, но и суметь уйти в космическое плавание. В своих работах О.А. Чембровский вводит наравне с термином «аэростат» термин «космостат».

В связи с поиском альтернативных путей воздушного и космического передвижения, О.А. Чембровский упоминает также и мнение С.П. Королева, который считал, что будущее принадлежит не ракетам-носителям, но крылатому старту, когда ракетоплан постепенно увеличивает скорость и высоту полета, выходит в космическое пространство.

Примечательно, что Чембровский знал Королева с ранней юности, когда будущий главный конструктор космических ракет занимался вместе с подростками авиамодельной техникой. Также Чембровский на добровольных началах участвовал в Группе изучения реактивного движения Королева (ГИРД), запускавшей первые небольшие ракеты на полигоне близ подмосковного Нахабино.

В автобиографические заметках О.А. Чембровского упоминается об экономичности горизонтального взлета по сравнению с вертикальным в 7 раз. Как и многие другие новаторские научно-технические идеи, идея воздушно-космического летательного аппарата интересует ученого с детства. Он вспоминает известный научно-фантастический фильм 30-х гг. «Космически рейс», в котором демонстрируется ракета, взлетающая по первоначально горизонтальной траектории. Кстати, консультантами этой киноленты выступили тогдашние ведущие ученые, впоследствии готовившие первые космические полеты, в том числе К.Л. Баев и сам С.П. Королев.

В поисках более актуальных путей горизонтального взлета, чем показанный в фильме взлет с эстакады, О.А. Чембровский уже в ранней юности, в 1934 году и позже, конструирует первые тепловые аэростаты, с которых взлетали планеры и фейерверочные ракеты.

Интересно, что из воспоминаний О.А. Чембровского о беседах с Ю.А, Гагариным следует, что последний также неоднократно высказывал взгляд на будущее космической техники, связанное по большей части с воздушно-космическими ракетопланами…

В статье "Что может дать космонавтика народному хозяйству?", опубликованной "Вестником Российской Академии наук", том 63, .№ 2, 1993 год, академик Чембровский О.А. пишет:

"... достижения человечества можно значительно умножить, если вскрыть технологии формирования в природе поддерживающих и движущих сил, а также их приводов. Мы поистине загипнотизированы своими "достижениями" в области рукотворных вариантов этих принципов, а ведь они значительно проигрывают в энергосбережении в сравнении с тем, чем владеют биологические и прочие природные объекты".

Разработка принципиально новых систем транспорта и энергетики, в перспективе имеющих революционное значение для всех областей хозяйства, потребовало радикально-новых по советским меркам форм не только научной деятельности, но и новых подходов к ее административно-хозяйственному обеспечению. Поздне- советская командно- административная система оказалась к этому совершенно невосприимчива, не готова, можно сказать враждебна.

О. Чембровский был отстранен от созданного им коллектива и работ по созданию мощных дирижаблей. В 1983 году применяемые им методы эффективной экономики были в «Московской правде» первым секретарем Советского райкома партии объявлены методами «шабашничества» и частной предпринимательской деятельности за счет государства. Фактически состоялась гражданская казнь, и ученому даже грозила тюрьма. Первый секретарь райкома КПСС назвал О.А. Чембровского «купчиком».

Как видим, инновационная деятельность О.А. Чембровского наталкивалась на административные препоны. Его коллектив из нескольких десятков энтузиастов просто не вписывался в саму «идеологию» централизованной и громоздкой позднесоветской системы промышленности, авиакосмической отрасли. Штаты связанных с авиационной и космической промышленностью учреждений, научно-исследовательских институтов были расширены вопреки всякой рациональности. В начале 1988 г. национальный центр космических исследований Франции, имеющий свой космодром, центр управления полетом, разрабатывающий космическую технику насчитывал 2227 сотрудников, меньше, чем один только Институт космических исследований Академии Наук СССР.

Эпоха экономических и политических реформ, как казалось открывала новые горизонты для реализации прогрессивных технических идей О.А. Чембровского. Он вновь организует коллектив энтузиастов по созданию альтернативных транспортных и энергетических систем, организованный теперь на основе коммерческого финансирования. На всем протяжении 1990-х гг. Чембровский О. занимает пост генерального директора НПО (НТЦ) «Альтернатива», основной задачей которого была поставлена разработка альтернативных транспортных систем и источников энергии. Однако и в новых экономических условиях внедрение новаторских разработок «Альтернативы» наталкивается на значительные трудности, противодействие консервативно настроенных чиновников, проблемы с экономическим обеспечением научной деятельности, особенно остро стоявшие в середине 90-х.

Как отмечал в письмах сам ученый, НПО «Альтернатива» готово к созданию экономичных и безопасных летательных аппаратов ЭЛАС для перевозки жидких газов и для использования во время чрезвычайных ситуаций, но их «создание тормозиться отсутствием средств у наших заказчиков, хотя решение всех остальных проблем не представляет для нас большого труда…».

Тем не менее, его не покидает уверенность, что, «опираясь на новейшую технологию авиакосмической промышленности, новейшие материалы, технологические процессы, аэростатические транспортные системы займут одно из доминирующих мест в создании экономичного и безопасного (в том числе экологически) воздушного транспорта». Теми же средствами будет возможно и создание легких атмосферных спутников (например, спутников связи), не требующих ракеты-носителя в принципе.

В заключение хотелось бы выразить надежду, что будущее в альтернативных технологиях не останется только лишь материалом к ушедшей истории СССР и России.

Корехов
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты