Главная  >  Наука   >  Экономика   >  Экономика России   >  Жилищно - коммунальное хозяйство


Народ и партии поднимут ЖКХ

11 октября 2007, 21

Новый Жилищный кодекс открывает заключительный этап реформирования ЖКХ. Как реализовать реформу без конфликтов между собственниками жилья и обслуживающими организациями? Помочь жильцам организовать товарищества и ассоциации для защиты своих интересов, могли бы политические партии.

Очевидно, что преобразования в ЖКХ давно назрели и даже перезрели. Застарелые проблемы жилищного сектора: износ основных фондов, коррупция и непрофессионализм в системе управления не решаются и имеют тенденцию к ухудшению. Вместе с тем попытки изменения положения встречают активное сопротивление.

По мнению автора, причиной пробуксовки реформы ЖКХ в том, что менялись лишь формы системы, но неизменной оставалась её суть. Приватизация квартир принесла рыночные отношения в жилищную сферу, а система обслуживания жильцов осталась государственной, вернее псевдогосударственной. Ведь под крышей государственных жилищных контор на самом деле процветает рынок, только чёрный, свободный как от государственного контроля, так и от нормальной рыночной конкуренции.

Новый жилищный Кодекс даёт законодательное обеспечение для нового этапа реформ, именно на этом этапе государство надеется сбросить с плеч большую часть ответственности за жилищно-коммунальную сферу. Большая часть населения ещё не осознала, какие сюрпризы преподнесёт им очередное реформирование ЖКХ. Социально ответственное государство должно было бы вести по телевизионным и радио каналам ежедневные просветительские и образовательные программы, посвящённые актуальным вопросам реформы ЖКХ. Иначе эта реформа обернётся таким же эффектом, для простого народа, как приватизация промышленности по Чубайсу.

Попробуем разобраться, какими подводными камнями грозит очередная реформа населению России и как их можно обойти.

Новый Жилищный кодекс предоставляет новые возможности. Кому?

Авторы жилищно-коммунальной реформы предполагают, что законодательное право граждан, самим выбирать управляющие компании для обслуживания многоквартирных домов, приведёт к оптимизации цен на услуги ЖКХ и достижению их максимального качества. Теоретически – да, приведёт. Несомненно, лучше чтобы сами жильцы многоквартирного дома выбирали себе управляющую компанию и заключали с ней договор на наиболее приемлемых для себя условиях. По новому Кодексу, не обязательно создавать товарищества собственников жилья (кондоминиумы), собственники могут осуществлять управление через принятие решений непосредственно на собраниях. Однако опыта собираться на собрания и принимать коллективные решения, у большинства собственников приватизированных квартир нет. Как нет и знаний о рынке жилищно-коммунальных услуг. Это первое. Второе – должен быть реальный выбор управляющих компаний и эксплуатирующих организаций, а не только местный ЖЭК. Сегодня, в подавляющем большинстве случаев, эти условия не соблюдаются. Процесс объединения в ассоциации собственников жилья либо жилищные кооперативы идёт, однако их доля, в общем числе многоквартирных домов, не превышает 12%, причём львиная доля приходится на старые ЖСК. Примерно 1 – 2% приходится на товарищества собственников жилья. В Петербурге товарищества собственников жилья составляют 4% от всех домов. Современные товарищества собственников жилья образуются преимущественно в недавно построенных домах. Так, в Петербурге из 870 домов, где созданы товарищества собственников, старых домов всего 150, причём это дома преимущественно в центре города, выкупленные состоятельными людьми, хорошо разбирающимися в рыночных отношениях. Понятно, что состоятельным собственникам проще нанять квалифицированную управляющую компанию и профессиональных эксплуатационников, ведь именно за богатых клиентов идёт настоящая конкурентная борьба на рынке коммунальных услуг. Очевидно и то, что конкуренция за обслуживание малоимущих собственников начнётся ещё не скоро.

Проблема сегодняшнего дня в том, что в большинстве случаев, собственники приватизированных квартир просто не в состоянии собраться и провести собрание жильцов многоквартирного дома. А значит, управляющая компания им будет назначена, согласно Кодексу, местными властями. В подавляющем большинстве случаев это будет тот же самый ЖЭК, только реорганизованный в акционерное общество. Однако, если прежние ЖЭКи, будучи госструктурами, работали по установленным государством тарифам, имели калькуляцию затрат, себестоимости, ограничения по зарплате, то сейчас ценообразование будет вольным. Соответственно, средняя зарплата там вряд ли останется на уровне 5 тысяч рублей. В регионах уже многие ЖЭКи, в преддверии акционирования, упреждающе подняли цены на жилищные услуги. Причём раньше говорилось, что это будут вновь созданные частные компании – ничего подобного, это те же самые «перекрасившиеся» ЖЭКи. Услуги их будут того же качества, только стоить будут дороже. Хотя жилищно-коммунальный рынок ещё не создан, уже ясно, что он будет сильно монополизирован, так как акционированные ЖЭКи априори будут иметь преимущества на рынке. У них есть инфраструктура, техника, материальная база, а также вся информация по поводу жилого фонда, информация о сетях, коммуникациях и т. п. По мнению депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой – «Начальники ЖЭКов будут маленькими Чубайсами, а вся система будет походить на маленькие РАО ЕЭС, с большими окладами и низким качеством услуг».

Другая проблема в том, что старые дома, как правило, населены жильцами с разными доходами, а примерно 40% квартир в этих домах просто не приватизированы. Такое имущественное расслоение заранее предполагает конфликты по поводу финансирования капремонта и дополнительных услуг в обслуживании домов. Результатом данной реформы станет расслоение общества по жилищному принципу. Малосостоятельные граждане будут вынуждены постепенно расставаться с занимаемыми ими большими и удобными квартирами и искать то жильё, которое придётся им по карману, возможно в других регионах России. К сожалению, Жилищный кодекс не даёт юридических решений для бесконфликтного решения данной проблемы. Остаётся надеяться, что соответствующие государственные структуры и общественные организации вовремя подключатся к нарастающей проблеме расселения россиян по имущественному цензу, для того чтобы конфликты не выплёскивались на улицы, как это было, не так давно, в Прибалтийских странах.

Кто поможет жильцам

Для успешного решения проблемы ЖКХ законодательная власть сделала своё дело – приняла Жилищный кодекс. Далее, исполнительная власть должна создать привлекательные условия для прихода крупного бизнеса, способного произвести обновление изношенных фондов с применением новых ресурсосберегающих, экологически чистых технологий. А общественные организации могли бы взять на себя роль инициаторов массового движения по созданию товариществ собственников жилья и ассоциаций жильцов.

Государству создать привлекательные условия для инвесторов достаточно просто, необходимо на ближайшие 10 – 15 лет заморозить цены монополистов поставляющим свою продукцию в тот сектор ЖКХ, которому требуется обновление основных фондов. Тогда инвесторы смогут реально рассчитать свои затраты и сроки окупаемости проектов. Задача эта государству по силам, с учётом того, что монополисты находятся в собственности государства (Водоканал, Газпром, РАО ЕЭС).

Как организовать массы в период масштабных перемен в каком-то секторе экономики, красноречиво показывает опыт советского прошлого. В период коллективизации Партия направила в село отряд «двадцатипятитысячников», с целью организации колхозов. В период подъёма целины Комсомол направил тысячи своих активистов для строительства новых аграрных предприятий. Примеры можно продолжить, все о них знают. В сегодняшней России политические партии создают много публичного шума, а конкретных дел для страны от них не видно. Сейчас, за два с лишним года до выборов в Госдуму, избиратели могут обратиться к ведущим российским партиям – какая партия проявит себя наилучшим образом в деле реорганизации ЖКХ на местах (в муниципалитетах, в конкретных домах), за ту и будем голосовать. Такая проверка «на вшивость» могла бы показать: какие партии, действительно дееспособны, а какие - являются «бумажными тиграми».

Сергей Матвейчук
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты