Главная  >  Война   >  Духовно-идейные основы   >  Русские мыслители о войне


Слово воинам-ратникам, отправляющимся на Дальний Восток

11 октября 2007, 81

Кто умирает, чтобы спасти жизнь или честь других, кто кидается воду, чтобы спасти утопающего, и сам тонет, кто бросается в пламя, чтобы спасти слабое дитя или дряхлую старость, и сам сгорает в этом пламени, тот, как герой, пробуждает в других восторг к его подвигу и чувства благодарности или слезы умиления как к спасителю погибающих.

Ниже представлено обращение Святителя Макария (Невского) к воинам, убывающим в Маньчжурию, на театр Русско-японской войны. Несмотря на то, что с того дня минул целый век, смысл, значение и важность слов напутствия Митрополита Московского христолюбивым воинам нисколько не уменьшились. Более того, в дни невиданной духовной брани, ведущейся ныне против нашего Отечества, его Вооруженных Сил и всех госструктур, да и самого православного народа, эти строки обретают новое содержание…

Христолюбивые ратники!

Вы призываетесь на поле брани, где ожидает вас или слава победителей, или славная смерть за веру, Царя и Отечество. Славно возвратиться с поля брани победителем, но не менее славно и умереть на поле брани. Кто умирает, чтобы спасти жизнь или честь других, кто кидается воду, чтобы спасти утопающего, и сам тонет, кто бросается в пламя, чтобы спасти слабое дитя или дряхлую старость, и сам сгорает в этом пламени, тот, как герой, пробуждает в других восторг к его подвигу и чувства благодарности или слезы умиления как к спасителю погибающих.

Все эти доблести высокодобродетельны, все достохвальны.

Но кто умирает на поле брани за веру, Царя и Отечество, тот удостаивается сугубой славы и здесь, на земле, и там, на небе. Здесь воздвигаются в честь победителя вечные памятники, здесь непрестанная молитва Церкви за воинов, на поле брани убиенных. А там, на небесах, им уготованы мученические венцы как страдальцам за веру, как положившим душу свою за други своя. Православный воин, умирающий на поле брани, умирает за веру. Умереть за веру – значит, умереть, защищая святую веру от поругания врага нечестивого. А такое поругание могло бы случиться, если бы враг одержал победу над православным воинством, осквернил святые храмы и стал вводить обычаи, противные святой вере.

Как на примере такого поругания веры и порабощения христиан можно указать на те православные народы, которые находятся под властью мусульман. Тяжко быть православному народу под властью иноверных царей и правителей. Сохрани Бог наш православный народ от такого бедствия вовеки. Посему великая слава и благодарность воинам, защитникам веры православной!

Воин, умирающий на поле брани, умирает за Царя. Это значит, что он умирает для того, чтобы не только сохранить драгоценную жизнь Царя, но и оградить его честь и достояние. Народ без Царя – то же, что тело без головы, улей пчёл без матки. Честь Царя – честь народа, благо Царя – благо народа. Царь за всех, и все за Царя. Царь православный сугубо дорого для народа православного как охранитель и защитник веры православной, как охранитель веры своего народа. Итак, умереть за Царя есть подвиг великий и святый.

Наконец, воин, умирающий на поле брани, умирает за своё Отечество. Это значит, что русский воин, идущий на поле брани, идёт спасать свою семью, своё родное село, родной город, страну родную – Русь Святую от вторжения вражеского и от тех бедствий, которые могут постигнуть страну вследствие такого вторжения. Когда воин умирает на поле брани, он умирает за отца и мать, за братьев и сестёр, за жену и детей и за весь свой народ. Полагая жизнь свою за други своя, он исполняет самую главнейшую заповедь Христову о любви.

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя.

Итак, воины, идущие на поле брани, вы идёте на великий, славный и святой подвиг. Вам слава на земле, воздаяние на небе.

Для совершения предлежащего вам подвига вы облечены в подобающее воину оружие. Усердно учитесь владеть таким оружием.

Как пастырь церкви, не могу не посоветовать вам взять с собой и иное оружие, предлагаемое Церковью чадам своим для борьбы с врагами спасения. Эти оружия – крест и молитва. В них заключается духовная сила, могущественно действующая в борьбе не только с духовными врагами, но и с врагами, облечёнными в тело.

Крест есть оружие против Диавола, оружие, которое он трепещет и трясётся, не терпя взирати на силу его ; но в то же время крест есть в бранях победа .

Царь Константин победил врага Максентия силою креста. Воин Неаний, наречённый Прокопием, память которого празднуется в настоящий день, одержал многие победы над врагами силою креста, изображение которого он сделал по повелению Господа, явившегося ему в образе кристалловидного креста.

Христолюбивые воины-ополченцы! Да напоминает вам об этом победоносном оружии тот крест, которым украшены ваши головы и которым вы отличены от прочих воинов!

Столь же сильна, как крест и молитва против всякого врага, невидимого и видимого. Нам случалось слышать от старых воинов, что они своё спасение на войне во время опасности обретали в молитве, читая псалом 90-й «Живый в помощи вышняго», где говорится, между прочим, что кто живёт под кровом Всевышнего, тот не убоится стрелы, летящей во дни, что около него будут падать тысячи, но к нему рана не приблизится.

Испытайте, воины, это оружие, и вы узнаете действенность его. Присовокупьте к этому ещё и некоторые другие оружия, для тела необременительные, но для борьбы с врагом сильные и для дела весьма полезные. Это – добросовестное исполнение своих обязанностей, беспрекословное послушание и терпеливость. Исполняйте, воины, начальнические распоряжения по чистой совести, как Божия веления; идите туда, куда вас пошлют: в огонь ли, в воду ли. Помните, что на войну – не на пир идти: много там нужды, труда, горя, опасностей, – всё это переносите терпеливо, без ропота.

Будьте бодры, не склоняйте голов ваших, как делают люди изнемогшие; не жалуйтесь на трудности, как дети, будьте мужественны, как богатыри. Будьте храбры, как львы, в борьбе с вооружённым врагом, но кротки, как агнцы, к мирным жителям, к малым детям и слабым женщинам. Лежачего не бьют – говорит старая пословица.

Итак, идите с Богом на подвиг бранный. С вами крестная сила; за вас молитва Церкви; на вас смотрит Россия; на вас возлагает надежды Царь и печётся о вас, как отец сердобольный. Дай Бог вам возвратиться со славою, как победителям! А кому судит Господь положить душу свою за веру, Царя и Отечество, тому да дарует Господь венец славы и светлое место в небесных селениях!

Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя!

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты