Главная  >  Экономика   >  Русский товар   >  Русское масло, сметана, творог


История вологодского масла

11 октября 2007, 490

С начала 1870-х годов открывается новая эра в молочной промышленности губернии: большинство молочных хозяйств принимают промысловый характер и развивается выделка высших сортов масла, а вместе с тем наблюдается постепенный непрерывный рост его сбыта.

Молочная промышленность в губернии до 1870-х годов. Новая эра в молочной промышленности. Важнейшие факторы в развитии промысла. Исторические справки за время до 1899 года. Мелкая промышленность. Маслоделы-лавочники. Экспорт масла заграницу. Падение его и повышение вывоза на внутрение рынки, Числовые данные по движению маслодельной промышленности за 40-летие и по вывозу масла с 1900 по 1910 г. Способы хранения масла. Проект устройства в г. Вологда общественного холодного склада. Перевозка масла. Кредит. Кооперативы. Положение торговли маслом к 1911 году. Анкета.

В старые годы молочные продукты шли на личное потребление владельцев скота, как в помещичьих усадьбах так и в крестьянском быту и продажа молочных скопов была явлением случайным, неорганизованным.

Крестьяне селений, расположенных вблизи городов, продавали молоко служилому люду, но и то в незначительной степени, так как в те времена маломальски зажиточный городской обыватель держал свою корову; а ничтожные избытки молочных скопов, в виде топленого масла, сбывались крестьянами скупщикам, объезжавшим для этой цели ряды селений.

Помещики, владельцы более крупных имений, сбывали излишки молочных продуктов на местных ярмарках преимущественно в г. Грязовце, а мелкопоместные продавали молочные скопы, как и крестьяне - прасолам.

До 1860 года и в следующее за тем десятилетие обектами торговли продуктами молочных хозяйств в губернии были: топленое-русское масло, а затем сыры.

Насколько ничтожны были молочный промысел и цены на молочные продукты, можно судить потому, что уже после крестьянской реформы, когда развилось сыроварение, сбыт был весьма невелик, невысоки были и обороты сбыта.

Из статистических сведений за 1869 год видно, что в этом году было вывезено в Петербург и к Архангельскому порту всего 2400 пудов сыру на сумму 7200 рублей и коровьего масла (исключительно в Петербург водою) 9867 пудов на 50077 рублей, т.е. сыр оценивался в 3 рубля, а масло немного более 5 руб. за пуд.

С начала 1870-х годов открывается новая эра в молочной промышленности губернии: большинство молочных хозяйств принимают промысловый характер и развивается выделка высших сортов масла, а вместе с тем наблюдается постепенный непрерывный рост его сбыта.

К важнейшим факторам для подъема молочной промышленности в губернии следует отвести: почин и заботы об этом Н. В. Верещагина; распространение сепараторов; обоснование в пределах губернии знатоков и практиков молочного хозяйства г.г. Буман и, наконец, открытие железнодорожного пути от Вологды до Ярославля, связавшего Вологодскую губернию с имперской железнодорожной сетью.

Для изложения краткого очерка молочной промышленности и маслодельного промысла за сорокалетие с 1870 по 1911 год мы пользуемся трудом К. X. Риффесталя: "О положении производства молочных продуктов в Вологодской губернии" (до 1899 г.) и собранными нами сведениями.

С открытием Вологодско-Ярославской железной дороги значительно усиливается доставка молочных продуктов на рынки потребления, чему также немало способствовало открытие в то время в Москве и С.-Петербурге "Артельных складов" для покупки и продажи молочных продуктов. Появилось в продаже на рынках масло более усовершенствованных сортов - сливочное.

В конце десятилетия 1870-80 г.г. цены на масло стояли: несоленое в Вологде с сентября по февраль 15 рублей, а в Москве с сентября 17 рублей за пуд; соленое масло в Вологде с февраля по сентябрь 11 руб. и в Москве гольштинское по 12 р. 50 коп. за пуд. сыр честер и голландский продавался в Вологде по б р. 50 коп. и в Москве по 7 руб. за пуд.

Средние цены на топленое масло стояли в начале 70-х годов около 7 р. 50 коп. и хотя были порою значительные повышения цен на этот продукт, но они обяснялись случайными обстоятельствами.

В 70-х годах начали появляться в Вологде местные торговцы, скупщики сыров и масла, но не в значительном количестве; большинство производителей молочных продуктов продолжало сбывать свой товар в Москву и в С.-Петербург и, преимущественно, в склад артельных сыроварен "Братьев Бландовых".

В конце 70-х годов и в течение всего следующего десятилетия сильно развилось мелкое производство масла в руках деревенских маслоделов, скупщиков молока. Эти мелкие торговцы нуждались в скорейшей реализации товара для своих оборотов; по каковой причине они не могли, за недостатком складочных помещений и хранилищ, выжидать обычного, осеннего и зимнего подъема цен на масло и обстоятельством этим воспользовался один из местных богатых купцов, некто Т.Е. Колесников, приступивший к массовой скупке масла. Покупая масло по недорогой цене и обладая крупными средствами, он складывал товар в обширные ледники и выжидал подъема цен.

Цены на масло за десятилетие 1880-90 г.г. подвергались значительным колебаниям, в зависимости от качества товара и условий его сбыта. Цены спускались иногда весною до 7 - 8 рублей за пуд сливочного масла, а зимою доходили порой до 20 рублей за пуд, за лучшее масло в течение одного-двух зимних месяцев. Наиболее высокие и притом устойчивые цены уплачивались торговым домом Бр. Бландовых маслодельне Бумана, так как масла этого производства считались тогда наилучшими по качеству.

Сильное увеличение в производстве масла в 80-х и 90-х годах вообще в Poccии и в частности в Вологодской губернии вызывали порой переполнение внутренних рынков и тут явилась необходимость экспорта масла за границу, причем торговля этим товаром в России была поставлена в некоторую зависимость от состояния заграничных рынков.

С этого времени вывоз масла заграницу рос в значительной степени до самого последнего времени и только с первого десятилетия переживаемого нами века экспорт масла из Вологды в чужие края стал падать.

Автор вышеупомянутого труда замчает, что "начатое в 70-х годах увеличение вывоза масла из России продолжает непрерывно повышаться до конца 1890-х годов, несмотря на то, что цены на масло заграницей, в течение пятилетия 1881 - 1886 г.г., понизились около 25%.

Далее К. X. Риффесталь говорит: "При возможности сбыта русского масла на внутренних рынках, указанное понижение цен за границей должно было бы уменьшить или вовсе остановить вывоз, но цифры доказывают противоположное: равномерный и сильный подъем вывоза совпадает именно с самым сильным понижением цен за границей".

В "Отчете о положении производства молочных продуктов" кроме показательного графика, приведена таблица средних годовых цен (с 1873-1896 г.) на масло Копенгагенского рынка, а также таблица количества, в пудах, масла, отправленного за это время в Финляндию и иностранные государства.

Развитие экспорта масла за границу из Вологодской губернии побудило С.-Петербургскую фирму "Павла Мерк" обратить внимание на необходимость устройства в г. Вологде экспортной конторы. Осуществление этой мысли задерживалось некоторое время ввиду низких цен на русское масло заграницей и неблагоприятным, в то время, положением денежного курса.

При небольшом поднятии цен в 1891 г. П. Мерк приступил к делу экспорта вологодского масла.

Учрежденная им в г. Вологде контора встретилась, однако, на первых порах с большими затруднениями. Качество Вологодского масла не соответствовало требованиям заграничного рынка, не соответствовала этим требованиям и упаковка товара. Пришлось не только выписывать буковые боченки для упаковки масла, каковых в Вологде вовсе не было в обращении, но и приглашать инструкторов для обучения местных маслоделов выделке соответственного, для экспорта товара, масла.

Более правильная постановка техники выделки масла и вообще условий его производства началась лишь с назначением в 1894 г. в Вологду Министерством Земледелия и Государственных Имуществ отряда правительственных мастеров маслоделов. С этого времени качество масла стало быстро улучшаться и вологодским маслом заинтересовались заграничные фирмы.

В 1896 году открываются в Вологде 2 новые экспортные конторы, а к концу 1890-х годов работали уже по скупке и экспорту масла заграницу представители 9-ти заграничных фирм.

В это время больше половины товара, продаваемого маслоделами в Вологде, перепродавалось за границу, главным образом, в Копенгаген или Лондон и частью в Гамбург. Кроме указанных экспортных контор работали в 1898 году в г. Вологде до 8 агентов заграничных фирм, не имевших торговых помещений и покупав-ших масло у местных торговцев для отправки за границу.

По сведениям за 1898 год в г. Вологде было принято разными фирмами, как местными, так и заграничными, 99 тысяч пудов всяких сортов масла на сумму около одного миллиона рублей. В это число не вошло масло многих крупных и мелких маслоделов и торговцев, отправлявших масло с других станций железных дорог, находящихся в пределах Вологодской губернии, как в Петербурге и Москву, так и за границу. Средняя цена за масло разных сортов в 1898 году в г. Вологде приближалась к 11 руб. за пуд. В Москве платили в этом году (в среднем) за Парижское 13 р. 75 коп., за соленое 11 р. 75 коп. за пуд, а в Копенгагене за экспортное свыше 15 руб. за пуд.

В течение сорокалетнего своего существования маслодельная промышленность в губернии подвергалась различным видоизменениям, как в отношении технических приемов выделки масла, так и в смысле способов сбыта этого товара.

Чем крупнее были производства, тем лучший товар поступал на рынок.

Со времени возникновения организованного промыслового маслоделия в губернии учреждались крупные заводы, но таковых насчитывалось в 3-х югозападных уездах только десятки; затем промысел этот средоточился в руках мелких предпринимателей и уже в 1907 году число мелких маслоделен достигло до нескольких сотен, приближаясь к тысяче. В начале текущего столетия начали вновь возникать крупные производства, а с 1904 года появились крестьянские маслодельни на артельных началах.

Само собой разумеется, что все эти обстоятельства оказывали влияние на качество масла - товара, а вместе с тем и на цены его.

По мере сокращения крупных производств начали возникать мелкие маслодельни, и чем больше развивались последние, тем быстрее таяло крупное производство, так как мелкие предприниматели в лице деревенских лавочников отвлекли от крупных заводчиков, в большинстве местных помещиков крестьян поставщиков молока, забрав их в свои цепкие руки.

Деятельность этих тем предпринимателей, имевших при своих маслодельнях мелочные лавки, надлежит охарактеризовать несколько подробнее, так как продолжительное их владычество в молочной промышленности губернии оказало на этот промысел и, в частности, на маслоделие огромное и к тому же весьма пагубное влияние.

Кадр этих промышленников, покрывших сетью маслодельных заводов весь юго-запад губернии, образовался из местных деревенских кулаков, и частью из пришлых людей, почуявших хорошую добычу.

Открывая маслодельню, а при ней обязательно мелочную лавку с продажей не только предметов первой необходимости в крестьянском обиходе, но нередко и с продажей предметов некоторой роскоши: лакомств, колониальных и мануфактурных товаров, кулаки эти быстро закабаляли все местное население.

Товар весьма плохого качества, но по непомерно увеличенной цене, предлагался потребителям его в кредит, и расчет за него получался молоком, поставляемым на маслодельню предпринимателя. Условия на поставку молока заключались на годичный срок, в первое время по низкой цене - около 30 коп. за пуд молока с обязательством владельца маслодельни возвращать 30 фунтов с пуда отсепарированного молока. Цены эти постепенно возвышались и дошли в последнее время до 55 коп., а местами и до 60 коп. за пуд молока. Такой подъем цен отнюдь не отражался на прибыльности предприятий промышленника. С подъемом цен на молоко, поднимались одновременно и цены припасов, отпускаемых из лавки, а если последние и оставались без изменения, то понижалось качество отпускаемого из лавки товара. Для промышленника было также безразлично и качество поставляемого ему молока, его жировое содержание и опрятность доения и посуды. О чистоте своих помещений и производства они совсем не заботились.

Попытка правительственных мастеров - инструкторов - проникнуть в подобные маслодельни в целях технического улучшения заводских помещений и самого производства масла встречали постоянный отпор.

Неизменно получался ответ: "Масло мое не бракуют; молоко дорого и средств на улучшение маслодельни не имею".

Многие из маслоделов - лавочников несли убытки на масле, но, несмотря на то, что оно было весьма плохого качества, товар все же находил сбыт в столицах: в плохих булочных, трактирах и кухмистерских.

Насколько плох был товар в некоторых производствах, видно из следующего примера: некоторые маслодельни Шуйской волости Тотемского уезда, примешивали к маслу до 15% тертого картофеля.

На товарах же в своих мелочных лавках торговцы-маслоделы наживали громадные барыши. Хотя выгоды эти не поддавались точному учету, но по приблизительному подсчету, произведенному в 1907 году старшим специалистом молочного хозяйства в губернии, "к рукам маслоделов-лавочников прилипло более миллиона рублей".

Вообще мелкие маслодельные производства не могли приносить барышей, а скорее приносили убытки, так как маслодельня с годовым оборотом до 300 пудов несет не менее 450 рублей расхода, т.е. 1 р. 50 коп. на пуд масла.

При наиболее обычном расходе 24 пудов крестьянского молока на один пуд масла, и при цене молока с доставкой на завод по 50 коп. за пуд, каждый пуд масла обходился маслодельне в 13р. 50 коп. - минимально, а такая цена не часто получалась при сбыте товара.

С развитием интенсивной деятельности правительственных мастеров улучшалась техника производства масла, что, понятно, влияло на торговлю этим товаром; но кроме качества масла, немаловажное значение в торговле им, и в особенности при вывозе за границу, имеют способы укупорки масла.

Заграничные рынки ставят, всегда в этом отношении известные условия.

Требования заграничных рынков доходят иногда до мелочей: обращается внимание на качество пергамента, на величину гвоздей для ящиков под масло, на число обручей боченков и т.п.

При заграничном вывозе зачастую практикуется переупаковка масла. Особенно часто наблюдалось это обстоятельство в Копенгагене, когда вологодское масло вывозилось преимущественно в Данию. Датчане чаще всего переупаковывали масло, привезенное из России из-за плохого качества пергамента и затем экспортировали его в Англию, строго относящуюся к импортируемому туда товару.

Одно время Дания оставляла почти все ввозимое из России масло для своего потребления, а масло своего производства, хорошо выделанное и тщательно упакованное, отправляла в Англию.

Другие страны, потреблявшие вологодское масло, как, например Германия, принимали этот товар более снисходительно. Были случаи, что вологодские экспортеры не могли сдать товар в Англии и должны были переправлять его на немецкие рынки.

Особое внимание обращают заграничные фирмы на однообразную упаковку покупаемого продукта и разнообразте в упаковке вологодского масла, при вмещении в боченки неоднородного товара было одной из причин вытеснения вологодского масла - сибирским на заграничных рынках и вологжанам пришлось искать другие рынки, менее требовательные, которые и появились внутри страны и, главным образом, на юге России.

Многие крупные вологодские маслоторговцы и экспортеры вынуждены теперь переработывать некоторую часть скупаемого масла и укупоривать его соответственно с требованиями рынков потребления.

Во 2-й части нашей книги, под рубрикой "Практические сведения" - мы приводим выдержки из трудов специалистов по молочному хозяйству о наилучших приемах и способах упаковки масла.

Мысль о необходимости приобретения заграничных рынков для сбыта производимого в северных губерниях России масла высказывалась еще Н. В. Верещагиным.

По мнению Верещагина, заграничные рынки должны были служить регуляторами цен на масло и при завоевании этих рынков, т.е. когда сбыт северного масла будет обеспечен, явится возможность организовать сбыт этого товара на внутрение рынки.

Предсказания и пожелания Верещагина оправдались впоследствии по отношению к вывозу вологодского масла.

С открытием в Вологде экспортных контор и агентур для покупки масла и вывоза его заграницу, начала быстро расти отправка его на заграничные рынки, чему много поспособствовало открытие движения по железнодорожному пути Вологда-Петербург.

Однако с течением времени и с приобрететем внутренних рынков, экспорт масла заграницу стал постепенно понижаться, а вывоз на внутрение рынки расти в сильной степени.

В настоящее время можно сказать: заграницу идет только избыток вологодского масла.

Вологодское масло, проникая внутрь страны, дошло мало-помалу до юга, с Кавказом включительно, и за последнее время вывоз на юг, как мы видим из приведенной выше таблицы, возрос очень сильно и увеличивается весьма стойко. По мере проникновения вологодского масла на юг появился новый путь для экспорта его за пределы страны: в настоящее время масло это находит сбыт в Константинополе, Александрии и других городах Востока.

Мы уже указывали отчасти на причины падения вывоза вологодского масла на запад Европы; здесь остановимся еще на некоторых обстоятельствах, повлиявших на сокращение экспорта за границу и на увеличение вывоза на внутренние рынки России. Эти последние ближе чужеземных и поэтому получается значительная экономия на перевозе продуктов. Внутренние рынки несравненно менее требовательны к качеству масла, к укупорке его и проч. Потребление масла сильно развилось в последние годы не только в Петербурге и Москве, но и во многих городах южной России, преимущественно в Киеве.

Но главной причиной сокращения экспорта вологодского масла за границу было открытие сибирского железнодорожного пути. Сибирское масло стало вытеснять вологодское из заграничных рынков на западе Европы. Здесь надо заметить, что маслоделие в Сибири было поставлено сразу более или менее рационально и практично.

При организации промысла было обращено с самого начала его возникновения должное внимание на технику дела и экспортеры предъявляли к поставщикам товара требования, приближающиеся к требованиям заграничных рынков. В Вологодской же губернии пришлось бороться с массой дефектов, допущенных как в самом производстве товара, так и в коммерческом отношении, лицами, забравшими этот промысел в свои руки. Мы имеем в виду деревенских маслоделов-лавочников, о которых мы говорили выше. Вновь народившееся в губернии артельное маслоделие обратило на себя особое внимание, как правительственных специалистов, так и общественные организации и путем содействия новым начинаниям улучшается вьделка масла, способы укупорки товара и другие, связанные с маслоделием приемы.

Насколько возможно возрождение экспорта вологодского масла на западные рынки, и вообще, необходима ли его интенсификация, покажет будуще.

Число заводов не может быть точным показателем степени развития маслодельного промысла, так как количественный рост их находился в зависимости от дробления крупных производств на мелкие, но следующая таблица с показателями вывоза масла из губернии доказывает с несомненностью сильное поступательное развитие промыслового маслоделия.

Промышленно маслодельный район губернии в настоящее время весьма не велик. Он заключает в себе 4 юго-западных уезда губернии: Вологодский, Грязовецкий, Кадниковский и Тотемский, - последний еще мало затронут.

По-видимому, молочный промысел начинает проникать и в уезды Вельский и Велико-Устюгский; там уже появлялись некоторые предприниматели-маслоделы.

Выше мы упоминали о том, что кроме правильной постановки маслодельного промысла в техническом отношении имеют в торговле маслом немаловажное значение способы укупорки товара; но еще большее значение имеют способы хранения масла, - продукта скоропортящегося.

Способы хранения его в Вологодской губернии пока еще довольно примитивны и нецелесообразны.

Производители масла на местах довольствуются, за редкими исключениями, простыми ледниками и погребами устаревших, а порой и архаических типов. Только у единичных крупных заводчиков-маслоделов и выдающихся по оборотам маслоторговцев имеются склады-ледники более усовершенствованные.

При организации артельных маслоделен наблюдается попытка к устройству, по указаниям специалистов, болееe или менее целесообразных хранилищ.

Некоторые торговцы, скупщики и экспортеры масла в Вологде и в уездах имеют довольно обширные и хорошие помещения для склада покупаемого товара, но у большинства даже крупных предпринимателей холодные склады или плохи, или малы. Недостатки эти особенно ощущаются в летнее время и вообще при дешевой цене масла, когда прилив товара в склады значителен, а отлив, ввиду желания выждать более благоприятные цены, сдержан.

Зимнее масло, независимо от холодного времени, когда хранение его незатруднительно, бывает само по ce6е более стойким. Масло переходное слабее, а апрельское и майское масла большею частью совсем слабы и требуют более тщательного хранения.

Между тем, масло, выработанное в эти месяцы, поступает в склады, как раз ко времени падения цен на него и, предложение товара растет в значительной степени ввиду преобладающего у крестьян весеннего отела коров.

Местные мелкие маслоделы и средние заводчики продают выделываемое масло на местах только в исключительных случаях, и притом в ничтожном количестве. Почти все количество выработываемого масла доставляется на места скупки его, в те торговые центры, откуда этот товар вывозится на внутренние рынки потребления, или экспортируется за границу. Подавляющее количество масла свозится в город Вологду и уже отсюда развозится по железнодорожным путям.

Все эти обстоятельства выдвинули на очередь вопрос об учреждении в г. Вологде большого общественного холодного склада.

При возникновении этого вопроса имелась в виду не только потребность многих местных маслоторговцев в помещении масла в весеннее, летнее и осеннее время в склады, приспособленные для тщательного сохранения добротности и свежести товара, но также и содействие маломощным производителям масла, не имеющим возможности хранить масло у себя до повышения цен, пережидая время их упадка. Являлось также предположение о возможности торгового, вещного кредита, со стороны кредитных учреждений, лицам, которыесдадут свой товар на хранение в общественный склад.

Однако, все эти предположения и пожелания не облеклись пока в реальную форму.

Почин в этом деле сделало Вологодское Губернское Земство: в марте 1910 года был командирован в Козлов, на областной сьезд по холодильному делу один из членов Губернской Земской Управы, а 31 мая того же года состоялось в этой управе совещание для обсуждения вопросов о постройке в г. Вологде ледника-холодильника для сливочного масла и об организации масляной биржи.

В совещании этом приняли участие: земцы, местные купцы-маслоторговцы, старший правительственный специалист по молочному хозяйству в северных губерниях и представитель управления северных железных дорог.

Совещание не только не имело решающего значения, но и участники его за отсутствием достаточных материалов не пришли ни к какому определенному выводу.

Из разнообразных мнений участников совещания можно отметить следующие: устройство в г. Вологде склада ледника не только желательно, но и необходимо. Холодильник машинного типа предпочтительнее ледника. По мнению некоторых членов совещания холодильник, при цене масла в 13 руб. за пуд может работать лишь в течение 4-х месяцев: май - август, а в другое время будет пустовать; другие полагали, что и при такой работе, когда за время май - август вырабатывается в губернии 150 тысяч пудов масла, холодильник оправдает свое назначение при условии не высокой таксы за хранение масла. По вопросу о возможности получения ссуд под масло, находящееся на хранении в холодильном складе, было высказано, что ссудами будут, по всей вероятности, пользоваться только мелкие продавцы и маслодельные артели. Представитель управления железных дорог полагал, что если склад будет учрежден на коммерческих ocнoвaнияx, то надо думать, что Министерство Путей Сообщения поддержит со своей стороны начинания в этом деле и пойдет навстречу осуществлению мысли по устройству холодильника для масла, который надлежало бы устроить при железнодорожных станциях г. Вологды: при городской или товарной.

Совещание единогласно признало необходимым установить емкость холодного склада на 20 тысяч бочонков масла.

Затем было высказано пожелание об учреждении браковочной комиссии, по типу комиссий арбитражных и об установлении марок для масла, причем некоторые члены полагали желательным производить сортировку масла (по маркам) на заводах при самом производстве масла.

По вопросу об организации масляной биржи в Вологде совещание пришло к отрицательному выводу.

Затем Губернская Земская Управа, собрав некоторый статистический материал о движении маслоделия в губернии, а также сведения о существующих в России холодных складах, представила Губернскому Собранию сессии 1910 года доклад по холодильному делу, не внося каких-либо конкретных предложений по этому вопросу, испросив лишь согласие собрания на вступление земства в члены Холодильного Комитета с избранием представителя земства. В докладе было, между прочим, указано, что Холодильный Комитет располагает возможностью прийти на помощь местным организациям и предприятиям в виде посредничества между этими организациями и учреждающимися акционерными обществами для постройки холодильников.

При наших личных беседах со знатоками местной маслодельной промышленности и торговли маслом нам довелось слышать по вопросу об устройстве в г. Вологде холодного склада различные мнения.

Некоторые лица находили, что устройство и оборудование машинного склада вызовет большие затраты, которые едва ли будут соответствовать выгоде дела; другие же полагали, что склад должен быть именно машинного типа в предвидении того, что он будет впоследствии обслуживать не только маслодельный и яичный промыслы, но и другие местные промыслы: рыболовный и охотничий, т.е. будет служить для хранения предметов, требующих не только охлаждения, но и замораживания.

Как бы то ни было, но одно несомненно, что для Вологодской губернии холодный общественный прирыночный склад, безусловно, необходим: маслоделие развивается все более и более; растет крестьянское артельное дело и вообще промышленный маслодельный район все расширяется.

В настоящее время губерния может быть разделена на 2 района; первый маслодельный состоит из 4-х юго-западных уездов. В другом районе, включающем в себя 6 уездов губернии, преобладают промыслы охотничий и рыболовный; но не подлежит сомнению, что во многие местности, где в настоящее время еще не развито и даже не начиналось маслоделие, и где по местным условиям доступно содержание и хорошее прокормление молочного скота, проникнет и разовьется маслоделие как промысел. Зачатки этого мы уже видим в настоящее, время. Многие уезды или их части, пока еще не захваченные маслоделием, представляют для этого благодарную почву; так, например, В.-Устюгский уезд изобилует выдающимися луговыми пространствами; в Вельском уезде, в части, соприкасающейся с Шенкурским уездом, а также в некоторых местностях других уездов, смежных с южной частью Архангельской губернии имеется прекрасный молочный скот, ведущий род от холмогорок; в Сольвычегодском уезде крестьяне занимаются быководством в значительных размерах, и хотя считают этот промысел выгодным, но знатоки дела утверждают, что переход на содержание молочного скота доставил бы значительно большую выгоду. Сольвычегодцы выкармливают быка до семи лет и содержание его обходится в течение этого времени до 80-90 рублей; а продается бык за 120-130 рублей. Из этого простого рассчета уже видно, что выгоды от содержания молочной коровы были бы во всяком случае не меньшие.

Наконец, уезды средней полосы губернии, а также и другихее частей, население которых занимается, по преимуществу, земледелием, не только густо населены, но и само население из бывших государственных крестьян, получивших большие земельные наделы и лесные угодья, живет несравненно зажиточнее крестьянства юго-западных уездов и содержит значительно более скота.

Все это, взятое вместе, дает основание предполагать, что и без расчетов на обслуживание других промыслов, район действий холодного склада в городе Вологде не будет обнимать только юго-западные уезды губернии, а захватит в недалеком будущем еще пространство не менее того, которое теперь называется маслодельным районом.

Не подлежит также сомнению, что если правительство и земства не найдут возможным и желательным развить маслодельный промысел в указанных нами местностях, хотя бы путем учреждения показательных маслоделен, - то и тогда маслоделие все же разовьется там по почину частных предпринимателей.

Таковыми, надо думать, к глубокому сожалению, будут те же скупщики молока - лавочники, которые вызвали к жизни маслодельный промысел во многих местностях уездов: Вологодского, Грязовецкого и Тотемского, но которые в то же время чуть было не загубили дело в его зародыше.

Артельное дело теснит теперь этих предпринимателей с юго-запада губернии и они поползут за добычей в иные места.

Весьма существен вопрос о том: кто мог бы взять на себя устройство холодного склада в Вологде?

Мы лично полагаем, что склад должен быть учрежден на чисто коммерческих основаниях.

Земствам не свойственны такие задачи. Специальное в государстве учреждение - Холодильный Комитет придет, вне всякого сомнения, на помощь в деле необходимого для губернии устройства склада; но помощь эта не может выразиться материально, а лишь путем содействия в разрешении вопросов технического характера и при неизбежных сношениях с правительственными учреждениями и заграничными фирмами (при устройстве машинного склада). Главное управление Землеустройства и Земледелия пойдет, вне сомнения, на встречу полезному делу в пределах своей компетенции и, наконец, Министерство Путей Сообщения может поспособствовать скорейшему осуществлению назревшей потребности хотя бы посредством отвода места под постройку склада при железнодорожных станциях или устройства подъездного пути от линии дороги до склада, если таковой будет устроен в ином месте.

Словом учреждение холодного склада может последовать лишь на частные средства. Машинный склад, требующий значительных затрат, мог бы быть организован на акционерных началах, а так как с вопросом об учреждении его связывается и вопрос о вещном кредите, то дело это, как мы полагаем, доступно и соответственно более всего акционерным коммерческим банкам.

Разрешение вопроса о том, как осуществить намеченные предположения по устройству в г. Вологде холодного склада, не входит в нашу задачу, но для лиц, интересующихся этим делом, мы приводим во 2-ой части нашего труда в отделе "Практические сведения" многие данные о стоимости устройства и оборудования холодных складов ледникового и машинного типов, о расходах по их эксплуатации и о тарифах, взимаемых за хранение масла и некоторых других товаров в разных существующих у нас и за границей складах.

Теперь надлежит сказать несколько слов о перевозке масла.

Даже хорошо выработанное, тщательно упакованное и хорошо сохраненное на местах масло доходит в нередких случаях до мест назначения далеко не в безукоризненном а порой и в весьма плохом виде. Зависит это от способов его перевозки.

В Вологодской губернии масло транспортируется частью по грунтовым дорогам, на сравнительно небольшие расстояния, верст на 50-60 не более, к местам сбыта или до станций отправления по железной дороге; затем часть масла, почти исключительно русское-топленое доставляется в Вологду по водным путям, но наибольшее количество масла всяких сортов вывозится из пределов губернии по железным дорогам как на внутренние рынки, так и к портам.

Грунтовые дороги в губернии находятся, за малыми исключениями, в плохом состоянии, вследствие неблагоприятных почвенных и климатических условий, затрудняющих поддержание путей в должном виде, но, кроме того, приведение их в порядок непосильно в настоящее время для земств, ввиду громадного протяжения находящихся в их ведении дорог.

Некоторые из этих путей совсем непроездны в весеннее и осеннее время; между тем, в местностях, по которым они пролегают, вполне возможно вести промысловое молочное хозяйство.

Очевидно, что с улучшением грунтовых дорог должен расшириться маслодельный район губернии.

На способы перевозки масла по водным путям сообщения до настоящего времени не обращено решительно никакого внимания.

Масло высших сортов доставляется в г. Вологду в летнее время по водным путям в самом ничтожном количестве; но с Вычегды и из других местностей идет летом по воде сравнительно значительное количество русского топленого масла.

При перевозке этого продукта, упакованного преимущественно в кадки, на баржах с буксирной тягой и даже на товаро-пассажирских пароходах не принимается ровно никаких мер для сохранения качества и прочности масла. Хорошо еще, если масло это доходит в размягченном виде, но зауряд наблюдаются случаи, когда оно просачивается жидкой массой из посуды.

Между тем более целесообразная перевозка, хотя бы в баржах-ледниках, была бы легко достижима ввиду полной возможности устройства запасных льдохранилищ по всем протяжениям водных путей губернии.

Такой почин вызвал бы к жизни промысловое маслоделие с выделкою высших сортов масла в местностях, примыкающих к означенным водным путям и послужил бы первой ступенью к оборудованию на водных системах губернии пароходов-рефрижираторов, учреждение которых дало бы мощный толчок для промыслов охотничьего и рыболовного на северо-востоке и севере губернии. Такие пароходы, несомненно, могли бы доставлять большой материал для холодного склада в Вологде, о котором мы говорили выше.

Относительно существующих способов перевозки и вывоза масла по железным дорогам высказываются различные мнения.

Громадное развитие маслоделия в Сибири вызвало необходимость постройки значительного количества вагонов-ледников и устройства на пути их следования льдохранилищ.

До 1895 года таких вагонов для перевозки масла вовсе не было, в 1907 году насчитывалось уже до 1300 вагонов-ледников с грузовместимостью свыше 800 тысяч пудов.

По предположениям созванного в Омске в декабре месяце 1909 года съезда маслоделов и маслоэкспортеров Западной Сибири, при участии представителей Сибирской железной дороги, ожидалось к вывозу из Сибири на Запад за границу около 3828000 пудов сливочного масла. При отчислении от этого количества, применительно к отчетным данным прежних лет, 86% на летние месяцы, было исчислено, что в летнюю кампанию 1910 года, с 1-го апреля по 1-ое ноября, следует ожидать к перевозке около 3292800 пудов.

Для поднятия этого количества масла, считая состав поезда западного направления в 25 вагонов-ледников, и северного в 19 вагонов, и среднюю нагрузку в 590 пудов, требовалось 148 поездов западного направления и 99 северного - всего 5581 вагонов-ледников.

Масляные поезда и типовые вагоны предназначались исключительно для перевозки масла, следующего по назначениям в порты: Рига, Виндава, Ревель. Петербург, Новый Порт и в Москву.

Со специальными масляными поездами в вагонах-ледниках должно отправляться лишь масло, сдаваемое к перевозке с отметкой отправителя накладной о желании перевезти таковое в вагонах-ледниках, в противном случае масло должно быть отправлено в обыкновенном товарном вагоне и по возможности в день предъявления его на станции.

Экспортеры вологодского масла (многие из них скупают и сибирское масло), пользовались такими специальными поездами и вагонами; часть вологодского товара отправлялась в прицепных к пассажирским поездам спещальных для перевозки масла вагонах и часть товара в холодное время отправлялась в обыкновенных товарных вагонах.

Некоторые экспортеры жаловались на недостаток подвижного состава для перевозки вологодского масла, приписывая даже этому обстоятельству сокращение экспорта вологодского масла за границу.

Эти сетования признавались другими лицами неосновательными, но большинство мнений сходилось на том, что крайне необходима целесообразная организация перевозки масла из Вологды на внутренние рынки и, главным образом, на юг России ввиду большого подъема вывоза масла в этом направлении, из города Вологды и следующего за ним рынка, по количеству отправки масла, - г. Грязовца. Затем высказывались пожелания об упорядочении самой перевозки товара. Не однажды приходилось наблюдать, что даже в специальных масляных поездах вагоны-ледники не были достаточно хорошо оборудованы, или обращалось мало внимания на разные условия целесообразной перевозки; так, например, при обходе целого ряда вагонов градусники оказались разбитыми и, понятно, что не представлялось возможным следить за поддержанием соответственной температуры в вагоне-леднике.

Выражалось также пожелание о допущении агента Главного Управления Землеустройства и Земледелия, в лице правительственного специалиста по молочному хозяйству, к осмотру вагонов, служащих для перевозки масла, с тем, чтобы замечания его, клонящиеся к упорядочению перевозки, принимались к сведению железнодорожной агентурой.

Попытки в этом направлении не встречали сочувствия со стороны железнодорожного управления; но, в общем, наблюдалось, что ведомством путей сообщения принимались возможные меры к упорядочению перевозки масла, и министерство идет охотно на встречу потребностям все развивающегося маслоделия.

Склады льда в придорожных пунктах обеспечивают в достаточной мере потребности вагонов-ледников и даже некоторые из них почти совсем не используются, так, например, указывалось, что на северной дороге совершенно не нужен склад в г. Череповце, находящейся в 4 часах расстояния от г. Вологды.

Большим затруднением при вывозке масла из Вологодской губернии на Москву является перегрузка товара на Волге в Ярославле, но этот огромной важности дефект устранится по возведении строящегося теперь моста.

В развитии всякого торгового дела, в том числе и торговли маслом, немаловажную роль играет кредит. Кредит необходим, как производителям этого товара, так и лицам, торгующим им.

Кредит оказывается непосредственный в виде вещного кредита, - под залог товара или вексельного при торговых оборотах, а также косвенный со стороны разных кооперативов, помогающих ссудным и комиссионным способом производителям масла или же, как при артельном маслоделии, потребительным, при артельных маслодельнях лавкам.

Кредит под залог товара-масла практикуется в Вологодской губернии весьма слабо.

Государственным Банком разрешена выдача ссуд под залог коровьего масла на основании правил 22 декабря 1894 года для выдачи ссуд под товары с тем, однако:

а) чтобы размер ссуды не превышал при вещной форме кредита 2/3 низшей местной цены дан-ного сорта товара, а при лично-вещной - 75% ее,

б) чтобы первоначальный срок ссуды не превышал 3 месяцев, а общий срок пользования, с допускаемыми по проверке всякий раз, качества товара, отсрочками, не выходил за пределы 6 месяцев,

в) чтобы к залогу принимались лишь стойкие сорта (соленое и топленое) масла в тщательной упаковке и при условии хранения товара в правильно устроенных ледниках, имеющих хорошую вентиляцию.

По причинам, вытекающим из приведенных требований правил, - разрешение кредита при вещной форме его осталось мертворожденным. По наведенной нами в 1910 году справке в Вологодском Отделении Государственного Банка, кредитом в этой форме никто не воспользовался, несмотря на широкое оповещение маслопроизводителей и маслоторговцев о возможности пользоваться таким кредитом.

Местные крупные маслоторговцы говорили, что они не могут пользоваться этим кредитом, находя предъявленные условия обременительными, а процедуру получения таких ссуд слишком сложною и сопряженною с особыми формальностями, а мелкие торговцы и многие маслоделы не могли бы выполнить последнего из указанных условий за неимением хорошо устроенных хранилищ масла.

Артельные маслодельни не нуждаются в ссудах под масло, находящееся на месте, так как товар их подвижной и не залеживается в местных хранилищах в складах.

Частные Коммерческие Банки в Вологде выдают ссуды под залог товара - масла местным маслоторговцам, но установить, в каких размерах выдавались эти ссуды и на каких условиях, не представилось возможным. На анкету по этому вопросу не отозвались ни Банки, ни купечество, очевидно вследствие нежелания оглашать коммерческие тайны. Кредит этого рода вовсе не оказывается частными банками производителям масла, на местах производства, так как оценка товара и определете условий выдачи под него ссуд вызывала бы значительный хлопоты и издержки, не выгодные для такого рода операций.

Вексельный кредит вологодским маслоторговцам, а также и некоторьм заводчикам оказывается как со стороны Государственного Банка, так и частными банками в широких размерах.

Точных сведений об этом мы, по приведенной причине, также не могли получить, а те сведения, которыми нас снабдили, не представляются нам достаточными для определения размеров вексельных оборотов при торговле маслом. Так, например, сообщенная нам огромная цифра оборота ссуд, выданных Государственным Банком вологодским маслоторговцам в течение одного года по учету векселей в сумме около 4-х миллионов рублей, не может быть отнесена исключительно к операциям по торговле маслом, ибо, как нам известно, многие из этих маслоторговцев ведут торг в широких размерах иными продуктами, хлебом и прочими товарами.

Кроме, так сказать, прямого кредита, по торговле маслом оказывается мелким торговцам-маслоделам и преимущественно маслодельным артелям косвенный подсобный кредит.

Кредит этот особенно важен маслодельным кооперативам не только для устройства и оборудования своих заводов и расширения производства, но главным образом, на покупку товаров для мелочных потребительных при маслодельнях лавок.

В этом отношении крестьянским маслодельным сплотчинам приходят на помощь, как правительство, так и земские и частные организации; к числу последних принадлежат сельскохозяйственные Общества, кредитные и ссудосберегательные товарищества.

По сведениям Вологодского Отделения Государственного Банка существовало в губернии в 1909 году 13 кредитных товариществ с 3210 товарищами с суммой кредита в 206017 рублей. Обороты и остатки счетов (баланс) составлял 62543 рубля. Без обеспечения залогами было выдано по 3909 ссудам 93767 руб. и под залоги 20 ссуд на сумму 1897 руб. Из общей суммы выданных выше 1500 ссуд, на сумму около 40000 руб. выдано на покупку скота, корма для него, семян и разного рода товаров для продажи из лавок. Около 1500 ссуд, приблизительно, на 18000 руб. пошли на разного рода личные расходы заемщиков: продовольствие, отопление, повинности, свадьбы и проч.; остальные же ссуды употреблены на другие надобности, преимущественно на постройки и их ремонт.

К 1910 году было уже 27 кредитных товариществ с 7028 членами при 449000 кредита, с балансом в 109. 727 рублей, причем было выдано 9046 ссуд, всего на сумму 188847 руб., из которых на покупку скота, корма, семян и товара на продажу было выдано 4200 ссуд, на сумму свыше 72000 руб.

К сожалению, мы не располагаем данными для установления того, каким размером этих ссуд и на какие предметы воспользовались именно крестьянские маслодельные артели.

Об оказании помощи маслодельным кооперациям со стороны Вологодского Общества сельского хозяйства мы говорили подробно в главе 3-й. Что же касается воздействия на торговые обороты маслодельных артелей, и в частности по кредитованию их со стороны мелких сельскохозяйственных обществ, то сведений по этому вопросу мы не имеем.

О специальном кредите маслодельным артелям, на устройство и оборудование их заводов из мелиоративного фонда, мы уже говорили; а по мнению лиц, хорошо осведомленных в коммерческих делах, вполне возможна и желательна организация частными банками выдачи ссуд крестьянским маслодельным и потребительным кооперациям по учету их векселей, как ввиду доказанной их кредитоспособности, так и вследствие правомощности тех артелей, которые действуют на основании утвержденных уставов в качестве юридических лиц, причем артели, оборота которых достигает десяти тысяч рублей, обязаны на основании 5 устава помещать свой баланс в "Вестнике Финансов".

В общем, высказываются пожелания организации широкого кредита тем потребительным обществам, члены которых состоят в то же время членами артельных маслоделен, причем было бы весьма полезно способствовать учреждению центральных складов для снабжения товарами артельных лавок. Такие склады, учрежденные союзами артелей данной местности губернии, удешевят в значительной степени стоимость продаваемых из лавок товаров, хотя бы вследствие больших сбережений на стоимости перевозки их, не говоря уже о закупке товаров по оптовым ценам; а вместе с тем, с организацией крупных торговых, артельных предприятий, должно возрасти в немалой степени доверие кредитных учреждений к кредитоспособности членов таких коопераций.

При устройстве в г. Вологде холодного общественного склада, частные банки могли бы, как мы слышали от их представителей, выдавать ссуды под залог масла, признанного при браковке доброкачественным, в размере 75 и даже до 90% рыночной стоимости товара при благоприятных условиях рынка и курса, взимая не более 7% роста.

В сознании важного значения кредита не только в торговле, но и вообще в каждом хозяйстве, а в особенности в сельском, Вологодское губернское земство открыло в августе 1909 года губернскую земскую Кассу мелкого кредита. Со дня открытия Кассы по 1-е января 1910 года были выданы ссуды 3-м кредитным товариществам на сумму 1300 рублей из 7% годовых.

В 1910 году выдано 7 ссуд на сумму 13300 рублей. Подробные сведения о мелком кредите в Вологодской губернии вообще и по губернской кассе в частности помещены в изданных Вологодским Губернским Земством "Докладах по агрономическому отделу Губернской Земской Управы" и "Трудах совещаний агрономов, врачей и земских деятелей Вологодской губернии".

Для определения возможности и размеров кредита под масло наиболее существенным является вопрос о ценах на этот товар. Независимо от цен данного момента организаторам кредита важно проследить исторический ход движения цен на товар и выяснить причины их колебаний.

В некоторых предыдущих главах, а также и в этой главе мы сообщили некоторые сведения о средних ценах на масло за известные годы. Подробную погодную таблицу цен на разные сорта вологодского масла, до последнего времени, мы помещаем в статистико-экономическом обзоре губернии.

В настоящее время положение торговли маслом в Вологодской губернии представляется в следующем виде:

Наиболее крупная купля-продажа масла производится теперь в городе Вологде фирмами: К коп. Озоль; "Торгового дома В. И. Грачева и Кш"; "Кубрякова и Добычина"; Красильникова и Скворцова; Братьев Маслениковых (эта фирма продает масло только собственных заводов). Московская фирма Чичкина занимается только скупкой масла и вывозом его, преимущественно в Москву и в южные города России. Вологодское общество Сельского хозяйства производит комиссионный сбыт артельного масла. Крупный маслоторговец коп. К. Озоль, имеющий отделения фирмы в С.-Петербурге, Омске и Барнауле, является одним из наиболее значительных экспортеров масла за границу.

Скупкой и отправкой не только вологодского масла, но и сибирского занимаются некоторые лица, не имеющие торговых помещений и отправляющие товар за границу на свой страх и риск, или действующие в качестве агентов заграничных, большею частью датских фирм. Число таких агентов и вообще экспортеров в настоящее время весьма незначительно, тогда как десять лет тому назад в г. Вологде работали многие иностранные фирмы, а именно: по сбыту масла в Копенгаген: Ф. Лунд и Петерсен, Риндом и Ресдорф, Альфред Краунзе, Е. Есман и Д. Маттиасен; по отправке в Лондон: Ловел и Христман; в Лондон и Гамбург: Г. Кардсен и по вывозу летом заграницу а зимою - на внутренние рынки: А. Маделунг. Кроме контор и агентур этих фирм, занимались в то время скупкою и отправкой вологодского масла заграницу отдельные лица: Нильсен и другие.

Прекращение действий указанных фирм последовало за сокращением, за последние годы экспорта, вологодского масла заграницу.

В уездных городах наиболее крупными маслоторговцами состоят: в г. Грязовце купец Морозов, которому пранадлежит наибольшая часть маслодельных заводов в уезде и в г. Кадникове - Бр. Слугиновы.

Из числа наиболее крупных производств масла можно отметить в уездах: Вологодском С. П. Занина (паровой завод) и Бр. Маслениковых; в Грязовецком - Морозова.

Точного учета всех маслодельных заводов, действующих в четырех юго-западных уездах губернии в 1910 году, не было произведено, но, принимая во внимание, что возникают новые заводы, а некоторые мелкие производства сливаются с более крупными, можно прийти к заключению о существовании в указанных уездах приблизительно того же количества заводов, которое показывалось в предшествовавших годах, т.е. около 950. В числе этих заводов насчитывается от 80-90 артельных маслоделен.

Итоги торговых оборотов всех маслодельных заводов не были подведены, а обороты типичных заводов и артельных маслоделен приводятся нами в статистико-экономическом обзоре губернии, обороты же отдельных маслоторговцев и экспортеров не поддавались учету по весьма понятной причине: торговой тайне, хотя некоторые из маслоторговцев отозвались и по этому вопросу по нашей анкете, о которой упоминаем ниже. Так, например, обороты одного из крупных торговых предприятий в г. Вологде показаны владельцем фирмы в следующем виде: Покупка масла вологодского и сибирского: в 1908 году около 90 тысяч пудов соленого и 30 т. пуд. сладкого и в 1910 г. -113 т. пуд. соленого и 43 т. пуд. сладкого. Денежный годовой оборот составлял: в 1908 г. около 1800 тыс. руб., в 1909 г. около 2200 тыс. руб. и в 1910 г. около 2350 тыс. руб. Подразделения покупки масла вологодского и сибирского в рассчетах не указано.

Таблица отправки масла разных сортов, кроме топленого русского, всеми торговыми фирмами Вологодской губ. в 1910 году

В Москву - 127724 пуд.

В Петербург - 101492 пуд.

В южные города России - 132738 пуд.

В другие города России - 9494 пуд.

За границу (через порты) - 29469 пуд.

Итого - 400917 пуд.

Это количество масла вывезено из пределов Вологодской губ., но, понятно, что количество выделываемого в губернии масла значительно выше.

Если допустить, что на местах, т.е. в городе Вологде и в других городах маслодельного района губернии потребляется хотя бы около 20 тыс. пуд. - цифра по числу населения в этих 4-х городах (около 45 тысяч жителей), более чем скромная - и приняв во внимание, что в числе вывезенного масла не значится русское, топленое масло, то предположение, что в уездах: Вологодском, Грязовецком, Кадниковском и Тотемском вырабатывается не менее 430-435 т. пудов всякого сорта масла, не будет далеким от действительности.

Считая в среднем цену масла по 14 рублей за пуд, общая производительность маслоделия в 4-х юго-западных уездах губернии выразится в сумме около 6 миллионов рублей, и цифра эта может быть принята, без опасений, при всяких экономических и коммерческих расчетах.

В заключение этой главы приведем не лишенную интереса сводку сообщений некоторых местных маслоторговцев по разным вопросам о маслодельной промышленности по нашей анкете:

1. Вологодское масло вывозится теперь преимущественно на внутренние рынки; за границу экспортируется - в Германию, Англию и Данию.

2. Наблюдается усиленный спрос масла на внутренних рынках, в особенности на юге. Цены предлагаются высокие, неподходящие для внешних рынков.

3. Сильным конкурентом для вологодского масла является сибирское маслоделие.

4. Маслодельный район губернии расширяется, производство увеличивается и качество товара улучшается.

5. Артельное маслоделие развивается и ему предстоит большая будущность при условий размножения опытных и добросовестных руководителей дела и, главным образом, при установлении в артельных организациях правильного счетоводства.

6. Артельное дело может успешно развиваться только при наличности артельных потребительных лавок при артельных маслодельнях с участием в обеих кооперациях одних и тех же членов. Необходимо оказание артелям широкого кредита.

7. Развитие артельного дела не может оказать какого-либо влияния на обороты крупных солидных маслоторговцев. Большинство их охотно завязывают дела с артелями

8. Время наиболыпего скопления товаров в складах маслоторговцев: июнь, июль, август (соленые сорта). Продолжительность хранения не свыше 6 месяцев. Склады некоторых торговцев вмещают одновременно до 5 тысяч бочонков. Температура поддерживается в складах от +3ш до +4ш.

9. Крайне желательно устройство холодного общественного склада в г. Вологде, вместимостью до 20-25 тыс. бочонков. Многие маслоторговцы воспользуются складом в летнее время.

Склад будет, несомненно, обслуживать не только маслодельную промышленность, но и другие промыслы: яичный, а также рыбный и охотничий, а потому склад должен быть машинного, замораживающего типа.

10. Производство казеина не может развиваться в маслодельном районе губернии. Попытки в зтом отношении не имели успеха, так как обрат молока идет на личные потребности поставщиков его: питание семьи и отпой мелкого скота; в единичных же случаях продажи отсепарированного молока, количество его было так ничтожно, что не представляло интереса в коммерческом отношении.

11. Желательно урегулирование перевозки товара по железным дорогам с более определенно-срочной доставкой и с меньшим числом перегрузок, а также установление регулярной отправки масла в вагонах- ледниках, в поездах, как большой, так и пассажирской скорости.

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты