Главная  >  Общество   >  Социальные группы   >  Нищие


Нищенство в России

11 октября 2007, 28

Сегодня мы видим на улицах российских городов огромное количество нищих, многие из которых даже не имеют своего жилья. Это – одна из важнейших проблем нашей общественной жизни. Вряд ли ее можно решить без обращения к социальной истории российско-го нищенства

     Нищенство - это когда у человека нет средств и возможностей заработать себе на хлеб, жить в нормальных условиях и прилично одеваться. Тогда человек вынужден идти просить милостыню. Это социальная болезнь, живущая почти во всех странах мира. Масштабы её впечатляют. Например, в сравнительно благополучной Бразилии из 160-180 миллионов граждан 40 миллионов живут за чертой бедности, то есть каждый четвертый.

     В Индии, где более миллиарда человек, причем три четверти из них придерживаются старых кастовых традиций, около 200-300 миллионов индийцев прозябают в нищете и бедности, имея годовой доход на человека менее 100 долларов США. На Западе нищета тоже есть. В Америке целые районы, населенные неграми и индейцами, считаются нищими. В Европе нищих можно найти на рабочих окраинах.

     Исторически сложилось, что нищенство в Западной Европе было запрещено. Нищих преследовали, считая их преступниками, пойманных сажали в тюрьму, жестоко наказывали, даже казнили. Западное мировоззрение, поддерживаемое протестантской церковью, диктовало презрительное отношение к попрошайкам, считая их попросту лентяями и тунеядцами, которые подрывают общественную мораль и трудовую мотивацию. Поэтому борьба с нищенством на Западе привела к созданию системы домов призрения, которая стала примером для отечественных государственных деятелей.

     В средневековой Англии королева Елизавета издала специальный закон о бедных. В Европе были организованы работные дома, где бродяг и нищих заставляли работать. Это были закрытые учреждения, по сути тюрьмы для нищих. Со временем отношение к нищим становилось все более непримиримым, милосердие уступало место законам капитализма.

     Мировоззрение Востока изначально по-другому оценивало нищих. Подача милостыни канонизирована исламской религией. Просить подаяние можно в нескольких случаях, но только до выхода из бедственного положения. Нищенство как источник заработка запрещено. В уголовных кодексах аравийских стран наказания за попрошайничество не предусмотрены.

     "Блаженны нищие духом, ибо их ждет Царствие небесное". В России это библейское пророчество понимают буквально и считают нищих - юродивых - блаженными. Библейская притча о мытаре, который после смерти попал в рай только потому, что сделал один добрый поступок - накормил нищего, - и это деяние пересилило все его дурные поступки, отражает психологию подающего.

     Испокон веков нищих на Руси оберегали. Подать нищему считалось все равно, что подать Христу. В русской сказке об Илье Муромце именно "калики перехожие" являются теми, кто поднимает богатыря на защиту родной земли. "Домострой" предписывал: "И нищих, и малоимущих, и бедных, и страдающих приглашай в дом свой и как можешь накорми, напои, согрей, милостыню дай, ибо они заступники перед Богом за наши грехи".

     Существовали даже специальные приспособления, облегчавшие подаяние. В северных деревнях в домах ставили специальный желоб, по которому милостыня из дома попадала наружу, со стороны глухой стены, чтобы нищего не было видно. Нищий стучал клюкой по стене, и хозяева сыпали ему еду, "чтобы бедный не стыдился, а богатый не гордился". Подобное милосердное отношение, ставшее уже традицией, не могло не спровоцировать появление профессиональных нищих, которых в конце XIX века стало 70-80% из общего числа нищих. Крестьяне, как свидетельствуют исследователи того времени, тратили на подаяние нищим 230 миллионов рублей в год. В свою очередь это повлекло за собой карательные меры.

     Борьба с нищенством в России сначала велась репрессивными методами: побирушек отдавали в крепостные, били кнутом, клеймили, рвали ноздри, даже публично казнили. Но нищих становилось все больше и больше. С конца XVIII века появилась система организованного призрения, как государственного, так и частного. Нищим стали оказывать профилактическую помощь, строить для них дома призрения. Отдельно стояла проблема детского нищенства.

     Помните роман Виктора Гюго "Человек, который смеется"? У нас на Руси уже "делали" таких уродов из детей. Дети поступали к особым мастерам, которые выкалывали им глаза или обливали лицо серной кислотой, отчего со временем получаются безобразящие лицо рубцы; им ломали кости рук и ног. И такое проделывали не только с приобретенными детьми, но и со своими, родными. Еще Петр Первый в одном из указов сокрушался: "А что еще меру превосходит бессовестие и бесчеловечие оных: младенцем своим очи ослепляют, руки окорачивают и иные члены развращают, чтобы были прямые нищие и милосердия достойны". В одном из своих указов царь ввел штраф и для тех, кто подает нищим, - целых 5 рублей. За принуждение к нищенству взрослые несли ответственность. Создание сети приютов и школ, развитие института приемных родителей могло помочь разрешить эту проблему. Даже издавали журналы: "Трудовая помощь", "Вестник благотворительности", "Призрение и благотворительность", которые пропагандировали научные разработки вопросов борьбы с бедностью и нищенством, обсуждали отечественную и зарубежную практику.

     В 1894 году в Москве было открыто 40 общегородских попечительств с ежегодной государственной субсидией в тысячу рублей. Во главе их стояли правительственные чиновники и совет из добровольцев. Это был серьезный шаг на пути борьбы с нищенством. Попрошаек в городе стало гораздо меньше. Через два года та же система была введена еще в 40 городах.

     Русский ученый И. Пыжов писал: "Нищими на святой Руси называется сословие людей, ничего не делающих и промышляющих сбором подаяний Христа ради". Существовал симбиоз, при котором "нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается". Сердобольное отношение к нищим вызвало появление профессиональных побирушек. С этим явлением стали активно бороться в начале ХХ века, первый съезд "Всероссийского союза учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению" 1910 г. дал определение профессионального нищего и предложил конкретные меры по его уничтожению.

     В дореволюционной России нищие выглядели так, как их запечатлели фотографы сто лет назад: в лохмотьях и лаптях, грязного вида, опирающиеся часто на клюку. Бродяги часто ходили одним и тем же маршрутом каждый год, многих селяне уже знали и давали им имена. Так, была одна нищенка по прозвищу Баба-Яга. Очевидец так описывает эту женщину: "Она приходила всегда обособленно от других нищих, казалось, что она их презирает и не желает иметь с ними ничего общего. Однажды Баба-Яга пришла в плохую погоду, и моя мать, открыв парадную дверь, позвала старуху войти в переднюю, где стояло высокое трюмо. Окинув взглядом помещение, Баба-Яга увидела свое отражение в зеркале и, приняв его за живого человека, грозя кулаком, крикнула:

     - А тебе чего тут надо? Тебя барыня не звала!

     - Это зеркало, никого тут нет, кроме тебя, - говорит ей мама.

     Однако старуха так до конца и не успокоилась..."

     Городские нищие предпочитали кто рынок (куда люди ходили с деньгами, да и торговцы могли что-то подкинуть из жалости), кто храмы (надеясь на христианское милосердие и традиции), кто кладбища. Последние не только просили подаяние, но и спешили в дома, где кто-то умер. Присоединившись к погребальной процессии, нищие шли за гробом, оплакивая покойного. После окончания траурной церемонии они спешили на поминальный обед. Им даже выделяли специальный стол с поминальной едой. Кроме обычных нищих, были еще и богомольцы, собирающие милостыню на хождение ко Святым местам.

     Встречались среди нищих и дворяне. Так, один бедолага был задержан во дворе гостиницы Николаева при попытке кражи двух холщовых рубах, висевших на веревке. Дворянин был из разорившихся; он опустился на "дно", превратился в бродягу и вора.

     В Петербурге задержанные полицией нищие распределялись по разрядам, в соответствии с которыми потом занимались их судьбой. В первый разряд попадали те, кто стал таковым в результате несчастных обстоятельств, сиротства, старости, болезни, то есть те, кто сам не в состоянии зарабатывать себе на хлеб. Их помещали в богадельни или дома призрения при Московском Комитете для разбора просящих милостыню. Во второй разряд попадали сироты, больные, старики. Им давали работу или помещали в дома трудолюбия, на фабрики, заводы казенные или частные. От комитета по призрению они получали одежду и денежное пособие. К третьему сорту отнесли "профессиональных" нищих, занимающихся этим промыслом из-за лени и отвращения к труду. Таких людей передавали суду и, по отбытии наказания, иногородние высылались на два года без паспорта, а столичные передавались в распоряжение градоначальника. Четвертый разряд пополняли временные нищие, потерявшие паспорт и поэтому не могущие найти работу, не могущие вернуться домой из-за нехватки средств. Таким нищим комитет выписывал новые паспорта, давал работу у себя или помещал к частным лицам, помогал вернуться домой, снабжая или деньгами или бесплатным билетом на проезд по железной дороге.

     На деле, правда, такой заботой было окружено только 10-15 % нищих, остальных петербургская полиция сразу высылала "за сто первую версту". К тому же власти не могли обеспечить всех нуждающихся работой, да и работники из нищих были никудышные. Большинство высланных тут же возвращалось обратно, а данную одежду продавали, наряжаясь в "униформу" - лохмотья.

     Интересно, что коренное население сибирских губерний (Иркутской, Енисейской, Тобольской и Томской) нищенством не занималось вовсе, в восемнадцати губерниях нищенство развито очень слабо (Архангельская, Астраханская, Бессарабская, Екатеринославская, Калужская, Курляндская, Лифляндская, Люблинская, Олонецкая, Оренбургская, Полтавская, Псковская, Ставропольская, Сувалкская, Седлецкая, Херсонская, Черноморская и Эриванская). Здесь оно составляло от 0,13 до 1% населения. Чуть больше нищих было в Варшавской, Виленской, Енисейской, Киевской, Ковенской, Минской, Пермской, С.-Петербургской. Тверской и Уфимской губерниях, составляя от 1 до 1,6%. Самые неблагополучные в этом смысле губернии были: Курская, Иркутская, Тобольская, а также города: Астрахань, Казань, Киев, Москва, Николаев, Орел, Одесса, С.-Петербург, Саратов, Херсон и Царицын. 3/4 нищих были в работоспособном возрасте.

     Историк Забелин писал: "Корни нищенства как общественного порока лежат в старых русских обычаях, во многом уже исчезнувших. В древней Москве нищий всегда был не только желанным, но, в известное время, и очень желанным гостем в каждом сколько-нибудь зажиточном доме, а тем больше во время богомолья при дверях церкви и на улице при выходе из церкви. Повсюду в самом городе он был если не почетным, то весьма почтенным горожанином, присутствием которого тогдашняя общественность во многих случаях очень дорожила. Нищие бывали постоянными гостями за патриаршим столом, некоторые получали кормовые по деньге на день и, кроме того, при патриаршем выходе у дверей собора ручную милостыню".

     Сам Патриарх заботился о нищих как о людях, близких к Богу. Например, 1678 г., в праздник Успенья в крестовой палате на патриаршем дворе было накормлено 2 050 человек.

     Нищих делят на городских и сельских. Городские нищие, в свою очередь, подразделялись на две большие группы - на христарадников и охотников. Христарадники - это богомолы, просящие милостыню на церковной паперти, могильщики, просящие милостыню на кладбищах, горбачи, побирающиеся по домам с сумой, иерусалимцы, мнимые странники, железнодорожники, просящие милостыню на вокзалах железных дорог, севастопольцы, то же, что наши "афганцы", изображающие отставных солдат, раненых и не раненых, барабанщики, просящие милостыню под окнами, безродные, просто бродяги, складчики, берущие милостыню не только деньгами, но всем, что дадут, погорельцы, выдающие себя за пострадавших от пожара, переселенцы, выдающие себя за возвращающихся на родину неудачных переселенцев. Это был низший класс городских нищих.

     Второй, высший класс подразделялся на два вида: сочинители - подающие благотворителям просительные, более или менее трогательные, письма, - и протекционисты - являющиеся в дома якобы по рекомендации близкого знакомого. Сельские нищие просили либо на церковь либо на себя.

     Особо хочется сказать о иерусалимцах, которые носили с собой щепочки от гроба Господня, кусочки от той лестницы, которую Иаков видел во сне или пузырьки с ваксой, уверяя, что это Тьма Египетская и предупреждая не откупоривать пузырька, чтобы "тьма" не разлилась по всей земле. Наивные крестьяне верили этим небылицам и щедро одаривали "странников".

     Существовали целые села, где жили одни нищие, они назывались "нищенскими гнездами". Например, в Арзамасском уезде Нижегородской губернии стояла деревня Пьявочное Озеро. Все мужское население этой деревни занималось сбором на церковь. Разыскав бедную церковь, дав взятку рублей 50 и получив нужные документы; просящий отправлялся в Духовную Консисторию, где тоже за взятку рублей в 30-40 получал сборную книжку, с которой и отправлялся в путь на несколько месяцев Возвратясь, он вручал церкви 100-200 руб., а себе оставлял рублей 500. В Саранском и Инсарском уездах Пензенской губернии целый ряд деревень поголовно занимался нищенством. Крестьяне нанимали для этого калек, детей и женщин. Их называли "колунами"

     Весной 1914 года был проведен Второй Всероссийский съезд по общественному призрению, по итогам которого было выпущено два солидных тома с изложением стратегии борьбы с нищетой, в частности среди детей из социальных низов как составной частью серьезного обновления страны. Развитию планов помешала Первая мировая война, которая только способствовала росту беспризорности.

     К сожалению, с ростом благосостояния народа и развитием государства феномен нищенства не исчез. В СССР официально бедных не было, лишь в 1960 г. был введен термин "малообеспеченные", а в 70-80-е гг. имеющим доход менее 50 рублей стали выплачивать пособия.

     

     

     

     

     

Е. Рыбас
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты