Главная  >  Война   >  Оружие   >  Военно-морской флот   >  Флот СССР


Лидер "Харьков"

11 октября 2007, 65

Пикировщики зашли со стороны солнца и были обнаружены с опозданием. В лидер попали три 250-кг авиабомбы. "Харьков" остановился, окутанный паром и дымом. Первая бомба прошила корабль насквозь и взорвалась под килем в районе 135 - 141-го шпангоутов. Две другие бомбы взорвались в районе первого и второго котельных отделений. Первая дымовая труба оторвалась и легла поперек корпуса, свешиваясь на правый борт.

16 июля в 15 часов лидер завершил переход из Поти в Батуми, а через полтора часа последовал массированный налет на базу, и на месте стоянки "Харькова" разорвались три крупные авиабомбы... 2 августа вместе с крейсером "Молотов" лидер "Харьков" вышел из Туапсе для обстрела Феодосии. На переходе корабли неоднократно обнаруживались противником, однако "Харьков" сумел выполнить поставленную задачу и 3 августа выпустил 59 снарядов по пристани Двуякорной бухты. На отходе авиационной торпедой крейсеру оторвало часть кормы, и лидеру пришлось охранять его на обратном пути. В течение августа лидер неоднократно доставлял войска из Поти в Туапсе, а 1 сентября обстрелял позиции врага у Новороссийска, выпустив 200 снарядов.

4 сентября "Харьков" вновь обстреливал врага вместе с эсминцем "Сообразительный". 8 сентября корабли доставили в Геленджик 2430 человек из состава 137-го полка морской пехоты, а также 66 минометов с боезапасом. Отконвоировав 24 сентября в Поти танкер "Вайян Кутюрье", "Харьков" снова встал в ремонт.

20 и 23 октября корабль вновь доставляет пополнение из Поти в Туапсе. Очередной выход на коммуникации противника "Харьков" совершил 29 ноября 1942 года в составе отряда боевых кораблей, однако 1 декабря на вражеской мине подорвался крейсер "Ворошилов". Операция была свернута, а корабли вернулись в базу. Совместно с эсминцем "Бойкий" 20 декабря лидер обстрелял Ялту, выпустив 154 снаряда.

3 - 4 февраля в составе кораблей огневой поддержки "Харьков" принимает участие в десантной операции в районе Южная Озерейка - Станичка. Лидер выпустил по берегу 420 снарядов.

После стрельб 22 февраля 1943 года корабль вновь стал плохо слушаться руля и был поставлен в док. Осмотр показал, что из-за конструкторских просчетов обшивка пера руля на больших скоростях раздирается потоком воды. Ремонт руля и деформаций корпуса закончили к 16 марта.

Ночью 14 мая "Харьков" вместе с эсминцем "Бойкий" обстрелял аэродром и порт Анапа. Во время стрельбы "Харьков" был атакован германским торпедным катером, однако сумел уклониться от торпед. В ходе операции кораблю пришлось маневрировать на полном ходу и при работе 28 форсунок у котла № 1 вновь лопнули трубки. После этого случая доверие экипажа к котлам было полностью потеряно, и рисковать ценным кораблем, рассчитывая на удачу и героизм котельных машинистов, далее было нельзя. Лидер был поставлен в ремонт. Для руководства работами из ЦКБ-17 пригласили руководителя проекта инженера Г.А. Гасанова. Рабочие пять раз переставляли водонаправляющий щит в малом котельном пучке, пока не добились устойчивой (без ограничений) работы котлов. В августе 1943 года ремонт котлов закончился, и лидер вновь вступил в строй. Уже 28 августа он благополучно встретил в море три советских эсминца, возвращавшихся от берегов Румынии. Очередной выход на вражеские коммуникации стал для "Харькова" последним. 6 октября 1943 г. в 20 часов 30 минут из Туапсе в район Ялты - Феодосии вышел отряд боевых кораблей в составе лидера "Харьков", эсминцев "Способный" и "Беспощадный". И хотя некоторые признаки указывали на то, что отряд советских кораблей был сразу обнаружен противником, операцию не свернули. 6 октября 1943 года лидер обстрелял побережье вблизи Ялты, выпустив 104 снаряда. В ответ корабль безрезультатно обстреляли две вражеские береговые батареи. После этого "Харьков" выпустил по Алуште еще 32 снаряда. Однако советское командование не приняло в расчет тот факт, что у противника были радиолокаторы. Вражеские радары "вели" лидер вблизи Евпатории и мыса Ай-Тодор. Два советских эсминца были обнаружены и атакованы германскими торпедными катерами S-28, S-42, S-45, подводной лодкой U-9 вблизи Феодосии (но безрезультатно). В 6 часов 10 минут командир отряда Г.П. Негода окончательно решил отказаться от обстрела Феодосии, и эсминцы, следуя противолодочным зигзагом, отвернули в точку встречи с лидером "Харьков". По пути они столкнулись с двумя немецкими торпедными катерами, возвращавшимися в базу после ремонта в Констанце. На тот момент вражеские катера не имели торпед, однако они имитировали торпедную атаку, и советские эсминцы вынуждены были скрыться, развив полный ход.

В 7 часов 15 минут корабли отряда соединились и 24-узловым ходом направились домой. Пренебрежение к противнику дорого обошлось флоту. В 7 часов 40 минут отряд был вновь обнаружен германским гидросамолетом-разведчиком "Гамбург-140", который почти 20 минут передавал своему командованию информацию о координатах, курсе отхода и скорости советских кораблей. Лишь в 8 часов утра над отрядом появились три советских истребителя дальнего действия типа "Киттихок", которым удалось сбить немецкого разведчика. Корабли остановились, чтобы поднять из воды двух немецких пилотов, потеряв еще 20 минут драгоценного времени. Продвигаясь малым ходом и перестраиваясь в походный ордер, корабли в очередной раз попали под удар вражеской авиации. Восемь "Юнкерсов-87" в сопровождении четырех истребителей атаковали лидер "Харьков". Советским истребителям сопровождения удалось сбить вражеские бомбардировщик и истребитель, но немецкие самолеты быстро оттеснили их в сторону. Пикировщики зашли со стороны солнца и были обнаружены с опозданием. В лидер попали три 250-кг авиабомбы. "Харьков" остановился, окутанный паром и дымом. Первая бомба прошила корабль насквозь и взорвалась под килем в районе 135 - 141-го шпангоутов. Две другие бомбы взорвались в районе первого и второго котельных отделений. Первая дымовая труба оторвалась и легла поперек корпуса, свешиваясь на правый борт. Взрывной волной сбросило за борт 37-мм автомат № 5, вышли из строя зенитные пулеметы "Браунинг" №1 и №2. Возникли крен на правый борт и дифферент на нос. На "Харькове" вспыхнуло несколько очагов пожара, были затоплены два носовых котельных и первое машинное отделения. Корабль потерял ход и принял около 1145 тонн воды. Палуба полубака возвышалась над водой не более, чем на метр. Экипаж лидера отчаянно боролся за живучесть. Уцелевшие эсминцы попытались спасти "Харьков" (вместо того, чтобы снять его экипаж и полным ходом уходить из опасной зоны). Вплоть до 10 часов 55 минут "Способный" пытался наладить буксировку "Харькова", однако буксирные концы постоянно лопались. Над отрядом барражировали девять самолетов прикрытия, но реальной помощи кораблю они оказать не могли. В 11 часов 50 минут по отряду без помех отбомбились 14 "юнкерсов". "Способный" получил небольшие повреждения и был вынужден обрубить буксирный трос.

Основной удар пришелся на "Беспощадный", который в результате налета получил два прямых попадания 250-кг бомбами и потерял ход. Теперь "Способному" пришлось по очереди буксировать оба поврежденных корабля, в результате все корабли отряда оставались практически на одном месте. Командир отряда решил, что таким способом можно более эффективно отразить следующие воздушные налеты.

В 14 часов 10 минут последовал третий налет пяти пикировщиков в охранении 12 истребителей. Через три минуты в результате прямого попадания четырех бомб разломившийся в средней части корпуса эсминец "Беспощадный" затонул. От близких разрывов бомб потерял ход и эсминец "Способный". Лишь через 25 минут на корабле был потушен пожар в первом котельном отделении, и он смог вновь дать ход. При очередном налете в 14 часов 40 минут двадцать германских пикировщиков вновь обрушились на лидер "Харьков". К этому времени корабль мог двигаться только задним ходом со скоростью около 9 узлов. Советская авиация прикрытия ничем помочь не могла. Две бомбы попали в полубак "Харькова", а еще четыре разорвались в воде у борта. После этого лидер окончательно потерял ход. Носовые отсеки, третье котельное и кормовое машинное отделения затопило водой. Продолжая крениться на правый борт, лидер медленно погружался с дифферентом на нос. Командир приказал боцману Феоктисту Романовичу Штепину доставить в базу секретные документы корабля. За борт спустили единственную уцелевшую шлюпку. Около 15 часов 10 минут к левому борту тонущего лидера подошел эсминец "Способный". Он успел снять с "Харькова" часть команды. В 15 часов 37 минут, погрузившись носом вперед и не опрокидываясь, лидер "Харьков" скрылся под водой. До последней минуты с гибнущего корабля по германским самолетам стреляли кормовое 130-мм орудие и 37-мм автомат...

Вместе с кораблем погиб замполит - капитан 3 ранга Иван Архипович Крикун. В течение двух с половиной часов "Способный" спасал моряков двух потопленных кораблей, однако при очередном налете, в 18 часов 20 минут, сам получил два прямых попадания 250-кг авиабомб и через 15 минут затонул.

Отбивая налет, авиация прикрытия сбила 14 и повредила 2 самолета противника, зенитным огнем кораблей было сбито 8 и подбито 3 вражеских самолета, однако большинство из них были истребители, а не пикировщики. В ходе официального расследования причин трагедии было отмечено, что "авиация действовала недостаточно решительно и не было ни одного примера дерзких лобовых атак по вражеским самолетам-пикировщикам"...

Принято считать, что именно на "Способном" погиб командир "Харькова" - капитан 2 ранга Петр Ильич Шевченко, но впоследствии вестовой командира сообщил, что Шевченко отослал его спасаться, а сам заперся в своей каюте и ушел на дно вместе с кораблем. Поиск личного состава с трех погибших кораблей велся вплоть до 10 октября 1943 года и был прекращен лишь с наступлением сильного шторма. Всего из воды удалось поднять 186 человек, из них живыми - 123 моряка (41 человек - с "Беспощадного", 21 - со "Способного" и 61 человек - с лидера "Харьков"). Принято считать, что во время этой операции погибло от 692 до 780 моряков, однако точная цифра потерь неизвестна и поныне. Местом гибели кораблей считаются координаты: 44О 15' с.ш. и 36О00' в.д.

Лидер "Харьков" героически воевал в годы Великой Отечественной войны, но по неясным причинам в составе советского флота никогда больше не было корабля с таким названием! При испытании специальной поисковой техники гидрографическим судном "Гидролог" (проект 862) 3 - 4 ноября 1992 года было обнаружено место гибели трех кораблей отряда. Погибшие лидер и эсминцы лежат почти рядом на глубине 1800 - 1850 метров в районе между параллелями 44О 12' и 44О 14' и меридианами 35О57' - и 36О00'. Все три корабля находятся на расстоянии не более 1,5 - 2 миль один от другого, как три товарища, которые не бросили друг друга в смертельном бою.

Вечная слава морякам этих героических кораблей. В память о славном лидере современный боевой корабль, носящий имя "Харьков", должен непременно появиться в составе Военно-Морских Сил Украины!

Виталий КОСТРИЧЕНКО
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты