Главная  >  Война   >  Оружие   >  Военно-морской флот   >  Подводные лодки


Типы советских подводных лодок

11 октября 2007, 177

Что такое океанский советский подплав? Это три класса лодок. 1- РПКСН - предназначены для нанесения ядерного удара по территории противника. 2- ПЛАРК - предназначены для уничтожения крупных надводных кораблей противника противокорабельными ракетами (а говоря конкретно - авианосцев ВМФ США и Великобритании). 3- ПЛА (МЦАПЛ) многоцелевые ПЛ с торпедным вооружением, предназначенные для уничтожения ПЛ и НК противника торпедами.

Типы советских ПЛ.

В различных научных (и не очень) работах а также дискуссиях часто выражаются претензии к разнотипности кораблей советского флота и его несбалансированности.

Признаться, раньше я и сам так думал. Но - понимание приходит с опытом. И если в отношении надводного флота я данную претензию готов признать - программы строительства действительно, трудно объяснимые за исключением последней - так, увы, и незавершенной - то с подводным флотом, по пристальному рассмотрению все обстоит предельно логично и понятно.

Прежде всего, подводный флот делится на две категории: океанский - предназначенный для активных действий на большом удалении от баз - и морской, предназначенный для действий, прежде всего, на замкнутых и прибрежных театрах. Эта вторая компонента обеспечивалась у нас дизельными ПЛ начиная с проекта 613 и далее, а первая, океанская, возникла в середине-конце 50х одновременно с рождением атомного подплава, но сначала была отработана на дизельных ПЛ океанской зоны.

Ее мы и рассмотрим.

Итак, что такое океанский советский подплав? Это три класса лодок. 1- РПКСН - предназначены для нанесения ядерного удара по территории противника. 2- ПЛАРК - предназначены для уничтожения крупных надводных кораблей противника противокорабельными ракетами (а говоря конкретно - авианосцев ВМФ США и Великобритании). 3- ПЛА (МЦАПЛ) многоцелевые ПЛ с торпедным вооружением, предназначенные для уничтожения ПЛ и НК противника торпедами.

Эта триада четко сохраняется все время существования советского (российского) подплава, и делится по времни на три поколения: первое - конец 50х-конец 60х годов, второе - конец 60х - рубеж 70х-80х годов, третье - рубеж 70х-80х-конец 90х.

В каждом из этих поколений каждый класс представлен ОДНИМ, максимум - и такое исключение только одно - ДВУМЯ РОДСТВЕННЫМИ проектами лодок, в которые по ходу строительства вносятся усовершенствования (отмечаемые литерами за цифровым обозначением проекта). Еще одно исключение - "политический проект" РПКСН 941.

Кроме того, для отработки тех или иных новаций, строятся малосерийные и одиночные лодки по специальным проектам, но общей картины они отнюдь не нарушают.

Итак, рассмотрим все поколения поочередно, но начнем с "поколения ноль" - триады океанских ДЭПЛ, строившихся для отработки новых технологий подводного судостроения и/или ликвидации "дыры" возникшей в связи с нашим отставанием от США по вводу АПЛ.

Тут все просто и строго. Три класса - три проекта.

РПКСН - проект 629, натовское обозначение "Golf", их было построено в 1958-62 годах 23 штуки, которые несли на себе основную нагрузку по обеспечению морской части ядерного сдерживания вплоть до окончательной отработки атомных РПКСН 1го поколения (середина 60х). В 70е годы эти лодки были в основном списаны, несколько экземпляров использовалось для испытаний новых ракет. К-129 погибла 8 марта 1968 года в ходе БС близ Гавайских островов, предположительно в результате столкновения с ПЛА ВМФ США "Суордфиш".

ПЛРК (литера А - атомный - отсутствует) - проект 651, натовское обозначение "JULIETT", строились параллельно с атомными лодками этого класса 1го поколения, из-за того, что мощностей атомного судостроения не хватало для постройки нужного числа ПЛАРК, в итоге "дыру" затыкали ДЭПЛ. Кроме того, отработанные технологии ДЭПЛ позволяли быстрее вводить их в состав и использовать с большей интенсивностью, чем новые и не до конца освоенные АПЛ. Проект 651 был размножен в 16 экземплярах в 1960-68 г.г.

ПЛА (здесь А - атакующая) - проект 641, натовское обозначение "FOXTROT", лодка вынесшая на себе основную тяжесть противостояния в ходе Карибского кризиса и других обострений 60х. Их было построено 24 штуки в 57-64м, и еще 16 строились на экспорт.

Экспериментальные и опытные ПЛ в "поколении ноль" в основном переделывались из "строевых" проектов.

Практически параллельно с триадой океанских дизельных ПЛ рождается атомная подводная триада. Первая АПЛ ВМФ СССР входит в строй в 1957 году. Пройдет десять лет- и атомный подплав примет на себя основной груз океанского противостояния. А пока они учатся.

Итак, триада первого поколения:

РПКСН - проект 658, натовское обозначение "Hotel". Их строительство велось в 1958-64 г.г., построено 8 лодок, первая ПЛ этого типа вышла на боевую службу в 1962 году (та самая К-19). Сравните с проектом 629 - строительство начато тоже в 1958, но первая лодка вышла на БС уже в 1959 году - отработанная технология дает ряд преимуществ, хотя и уступает новой по боевым возможностям.

ПЛАРК - проект 659 и родственный ему проект 675 (то самое исключние - два строевых проекта). Впрочем, их родственность отметили в НАТО, зашифровав одним шифром - "Eсho". Echo I и II. Строительство проекта 659 с ракетным комплексом П-5 велось в 1957-62 г.г., на БС лодки начали ходить начиная с 1962 года, на год позже, чем начавший строиться с 1960 года дизельный проект 651. В связи с низкой эффективностью ракетного комплекса П-5 в конце 60х лодки проекта 659 были перестроены в ПЛА. Проект 675 с ракетным комплексом П-6 строился в 1961-67 г.г. на БС - с 1965 года, построено 29 ПЛ, долгое время остававшихся в строю, и перевооружавшихся на новые комплексы - П-6 - П-35 "Прогресс" - П-500 "Базальт" - П-1000 "Вулкан" уже в начале 80х. Последние лодки этого проекта были выведены из строя лишь в середине 90х.

ПЛА - проект 627(головной) и 627А - серия, натовское обозначение "November". Впрочем, имя быстро стало нарицательным. "Проект "Ноябрь" можно было услышать и от советских адмиралов - такой уж это знаменательный месяц для нашей страны. Первенец советского атомного судостроения, на редкость удачная ПЛ с мощным вооружением и отличными ТТХ. Строительство началось в 1954, ввод в строй первой лодки - в 1957, завершена серия в 1963, первый выход лодок этого типа на БС - 1961 год. Всего по проекту 627 и 627А построено 13 лодок, находившихся в строю до 1991-92 г.г.

В ходе эксплуатации одна лодка была потеряна - К-8 в апреле 1970 года погибла в Бискайском заливе вследствие объемного пожара. Еще одна лодка - К-159 погибла в ходе ее перегона на разделку в 2003 году.

В первом поколении было и два "внесерийных проекта". Один из них - РПКСН проекта 701 - представляет из себя перестройку проекта 658, а второй - проект 645 - построенная в корпусе проекта 627 ПЛА с реактором на жидкометаллическом теплоносителе.

К 67-68 году АПЛ первого поколения освоились в океане и стали представлять эффективную боевую силу, но их моральное старение и отставание от подплава противника по ТТХ - прежде всего - по уровню шумов и дальности обнаружения бортовых гидролокаторов - было заметным, и с каждым годом нарастало. На рубеже 70х годов этот разрыв стал бы нестерпимым, но как раз в это время начали свою боевую службу АПЛ 2го поколения.

Строительство этого поколения началось в 1962-64 г.г. на основе найденных по результатам испытаний первого поколения технологических решений.

Первые лодки 2го поколения вступили в строй к 50-летию Октябрьской Революции - в 1967 году.

РПКСН 2го поколения стал проект 667. Проект оказался настолько удачным, что поддерживать его на уровне требований к современной ПЛ оказалось возможным простой заменой оборудования и ракет на строящихся ПЛ, в результате чего он плавно перетек и в третье поколение.

Ко второму поколению относятся его подвиды 667А (Yankee-I) 667Б (Delta-I) и 667БД (Delta II) строившихся соответственно в 1964-72, 33 единиц, 1971-77, 18 единиц, 1973-75, 4 единицы. Это были современные боевые корабли с мощыным вооружением из 16 (12 на 667Б) баллистических ракет подводного старта, вместо трех надводного - на ПЛ старых типов. Ракеты этих лодок впервые получили РГЧ (пока рассеивающиеся а не инивидуального наведения). На ПЛ проекта 667Б впервые были установлены межконтинентальные баллистические ракеты - у американцев баллистические ракеты такой дальности появились лишь на ПЛ типа "Огайо" в нчала 80х годов. Одна из лодок проекта 667А - К-219 погибла 6 октября 1986 года близ Бермудских островов вследствие столкновения с ПЛА ВМФ США "Аугуста".

ПЛАРК 2го поколения стал проект 670, натовское обозначение "Charlie" c ракетным комплексом П-40 "Аметист" и его модификация 670М "Charlie II" с ракетным комплексом П-120 "Малахит". Было построено 11 лодок проекта 670 - в 1966-72 гг., и 6 модернизированных лодок в 1973-80 гг.

Несмотря на дозвуковую скорость и меньшую дальность ракет П-40и П-120 (80 и 120 км) по сравнению с ракетами П-35 (скорость М2 дальность ~300 км), которыми был вооружен проект 675, ПЛАРК 2го поколения явились существенным шагом вперед. Главным достижением стал подводный старт ракет, в отличие от надводного на ПЛАРК 1го поколения, значительно сократилось время залпа, а сами ракеты шли на цель на сверхнизких высотах, что затрудняло их перехват.

Значительным шагом вперед стал и сами лодки, по шумности приблизившиеся к фону океана, а на "шумных" театрах типа Средиземного моря, и терявшиеся в звуковом фоне. Правда, все еще сохранялось отставание от американцев в возможностях гидроакустики. Впрочем, проект 670М, получивший ГАК "Рубикон" с дальностью обнаружения 180 км, эту проблему уже практически снял. Следует также отметить, что ПКР подводного старта - "Sub-Harpoon" на американских ПЛ появились лишь в начале 80х, и если проект 670 выпускал свои ПКР из наклонных шахт одним залпом в течение минуты, то американцы принимали "Гарпуны" в торпедные аппараты, и на пуск 8 ракет из двух аппаратов (еще в двух - торпеды для самообороны)у них уходило до десяти минут (заполнить аппарат водой-выстрелить-осушить аппарат-зарядить ракету-заполнить аппарат водой-выстрелить и так далее).

Такая неспешность приводила к тому, что на советский корабль в лучае чего шла бы редкая цепочка одиночных "гарпунов" и задача по их уничтожению значительно облегчалась. Американцам же предстояло столкнуться с несущейся к цели "стаей", боевым ордером противокорабельных равет, маневрирующих, обменивающихся иноформацией и атакующих практически одновременно - ракеты выпущенные первыми замедляли свое движение с целью обеспечить возможность последующим войти в ордер. С учеом явного превосходства большей части советских кораблей над своими американскими ровесниками по уровню средств ПВО картина становилась и вовсе аховой.

Но, мы отвлеклись.

ПЛА второго поколения стал проект 671. Еще один "вечный проект", перетекший из второго в третье поколение. На западе их назвали Тип "Victor" - Победитель. Восхищенные лодкой английскик моряки дяли ей имя "Черный принц". Ко второму поколению относятся Victor I - собственно проект 671 - и Victor-II - проект 671РТ. Эти проекты строились, соответственно, в 1966-74 гг., 15 единиц, и 1970-78 гг. 7 единиц. Проект 671РТ отличался от проекта 671 наличием более совершенного гидроакустического комплекса, пониженным уровнем шумов и установкой помимо штатных 533-мм ТА еще и двух тяжелых 650-мм ТА.

Второе поколение отметилось также и рядом замечательных одиночных и малосерийных проектов. РПКСН проекта 667АУ - "Yankee-II" с твердотопливными ракетами, одна единица. ПЛАРК проекта 661 - "Papa" - c РК на 10 ракет "Малахит", титановым корпусом, и сумасшедшей максимальной скоростью в 45 узлов, позволявшей легко уходить от торпед, одна единица. "Лодка-Автомат" проекта 705(705К) - 7 единиц, натовское обозначение - Alpha. Замечательна выской 42-узловой скоростью, глубиной погружения до 800 метров и экипажем в 30 человек, сокращенным за счет автоматизации оборудовния. (Надо отметить, что обычный экипаж ПЛА составляет 90-100 человек у нас и 130-140 у американцев, при этом их лодки, как правило, меньших размеров).

Второе поколение установило паритет атомных подводных флотов СССР и США, обеспечив возможность окончательного вывода из боевого состава дизельных ПЛ "поколения ноль", делавших свою трудную работу в течение 15 лет, и остававшихся незаметными на фоне всеобщего поклонения перед блеском и мощью ядерного подплава. К середине 70х также значительно сокращается число выходов на БС ПЛ 1го поколения, они уходят в резерв и переводятся на учебные задачи.

Наступают 80е - время третьего поколения ядерного подплава.

Основные задачи, стоящие перед проектировщиками, таковы: окончательно ликвидировать отставание от ВМФ США по уровню гидроакустического оборудования, и превзойти американцев по малошумности - для всех классов АПЛ. Обеспечить размщение на ПЛ межконтинентальных ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения и средствами прорыва ПВО - для РПКСН. Для ПЛАРК - обеспечить размещение на ПЛ ракетного комплекса, способного прорвать значительно усилившуюся с появлением истребителя-перехватчика F-14 и ракеты воздух-воздух AIM-54 ПВО авианосного соединения, а в перспективе грозящую усилиться еще и вводом в строй ракетных крейсеров типа "Тикондерога" с системой "Иджис". Для ПЛА - обеспечить возможность длительного скрытного слжения за ракетоносцами ВМФ стран НАТО, усилить торпедное вооружение и ввести в сосатв вооружения стратегические крылатые ракеты большой дальности, запускаемые из торпедных аппаратов, аналогичные американским ракетам "Томагавк", появившимся на рубеже 80х годов.

Основным РПКСН продолжает оставаться проект 667, теперь в варианте 667БДР. Головная лодка заложена в 1975 году. Основное отличие от предыдущих - ракетный комплекс Р-29Р нового поколения, с разделяющимися головными частями индивидуального наведения.Лодка получила на западе наимнование "Delta-III". Серия строилась с 1975 по 1981 год в кол-ве 14 единиц. Его развитие - 667БДРМ - Delta IV строился в 1081-1992 году в кол-ве 12 единиц, имея дополнительно усовершентствованное оборудование и ракетный комплекс Р-29РМ с увеличенной дальностью стрельбы, РГЧ ИН повышенной точности и усиленным блоком прорыва ПРО. Разделяющися головные части этого комплекса при прорыве ПРО, также как и противокорабельные ракеты при прорыве ПВО, могут строить боевой ордер - основной козырь наших ракет, до сих пор не побитый никем.

В это же время строится и еще один тип РПКСН - проект 941, получивший на западе имя Typhoon. Решение о его появлении было чито политическим - узнав, что в США строится ПЛ типа "Огайо" с 24 ракетами на 192 боевых блока в сумме, наше рукодоство решило дать "достойный ответ", хотя практической нужды в этом не было. И был создан самый большой в мире ракетоносец на 20 самых тяжелых ракет морского базирования с 200 боевыми блоками. Постройка этого проекта началась в 1976 году, лодки вводились в строй с 1981 по 1989 год, общее число построенных - 6 единиц.

Основным ПЛАРК становится проект 949 (2 единицы, 1978-82 год, и 949А, 9 лодок, головная заложена в 1982, вошла в 1986, строительство серии продолжается, всего построено 9 единиц). В НАТО этим лодкам присвоили обозначение Oscar I и Oscar II. 949А отличается от 949 несколько большей длиной (+один отсек), что позволило улучшить размещение оборудование, и пониженной шумностью. Основным вооружением этих лодок является ракетный комплекс П-700 "Гранит", - 24 тяжелые сверхзвуковые противокорабельные ракеты с дальностью полета до 600 км, скоростью в 2,5 м, способные строить ордер прорыва ПВО, маневрировать и лететь на низкой высоте. Таков был ответ на развертывание американцами перехватчиков F-14 и крейсеров с системой "Иджис". Одна из лодок этого проекта, К-141 "Курск", погибла 12 августа 2000 года в полигоне близ Кольского полуострова, возможно, в результате торпедной атаки неустановленной ПЛА ВМС США.

Основной ПЛА остается проект 671, теперь в модификации 671РТМ и 671РТМК, обе на западе имеют одно имя - Victor-III. 671РТМ строился в 1976-85 гг, 14 единиц, 671РТМК - в 1984-92, 12 единиц. РТМК отличается от РТМ установкой ракетного комплекса "Гранат" - стратегическая крылатая ракета морского базирования с дальностью полета в 3000 км, запуск через торпедные аппараты.

Кроме того в классе ПЛА строились еще несколько малосерийных проектов. Прежде всего следует отметить проект 685 - "Mike". Единственная лодка этого типа, "Комсомолец", погибла 7 апреля 1989 года в Норвежском море вследствие пожара. Лодка была построена из титана, и отличалась уникальной глубиной погружения - свыше километра. Оттуда, используя отличную звукопроводность глубинных слоев воды, она могла специальными торпедами атаковать американские лодки и надводные корабли на расстоянии в десятки километров, оставаясь неуязвимой.

Другим малосерийным проектом стал проект 945 - "Sierra" и 945А "Sierra II", построены сооответственно 2 лодки в 1982-88 и 4 в 1988-93 г.г.

Проект также был глубоководным - до 1000 метров, и имел титановый корпус, фактически представляя собой серийную версию 685 проекта, строящуюся с теми же целями.

Особняком стоит проект 971. С исключительно низким уровнем шумов, отличным гидроакустическим оборудованием и мощнейшим торпедным вооружением - 8 ТА, изначалтно он замысливался как малосерийный "охотник за "Огайо", продолжением ПЛА должен был бы стать усовершентствованный 671.

Но в конце 80х было решено, когда стало ясно что производство 971го проекта обходится относительно дешево, сделать из него крупносерийную лодку. В итоге к серии из 5 лодок, строившихся с 1983 года, заложили продолжение. На 2005 год в строю 16 лодок этого типа, строительство серии продолжается - усовершенствованная лодка по своим ТТХ переходит в 4е поколение, также как проект 671 из 2го перешел в третье.

Четвертое поколение должно было начать вступать в строй в середине 90х. РПКСН проекта 955, и гибрид ПЛАРК и ПЛА - проект 885, новое слово в подводном судостроении.

"Демократия" отодвинула обновление флота почти на полтора десятилетия. Но - оно состоится. Вопреки всему. Русский флот ведет счет четвертого столетия своего существования.

Илья Крамник
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты