Главная  >  Наука   >  История   >  История России


Семейные правоотношения старообрядцев в дореволюционной России

11 октября 2007, 48

В дореволюционной России семейные правоотношения регулировались преимущественно нормами церковного права.

Представители различных конфессий заключали брак в соответствии со своими религиозными обычаями. И только старообрядцы, составлявшие значительную часть населения России, были лишены этого права.

В первые годы после осуждения старых обрядов на соборах 1666-1667 гг. ста-роверы не испытывали серьезных затруднений в проведении таких таинств как венчание и крещение. Однако, после принятия в 1685 г., в период правления Софьи Алексеевны, закона "О наказании распевающих и принимавших ереси и расколы" старообрядцам, не желающим отказаться от старой веры стала грозить смертная казнь. Причем наказание грозило не только самим раскольникам, но и приверженцам господствующей церкви, оказывающим староверам какую-либо поддержку. За данные действия эти лица могли быть, в лучшем случае, наказаны кнутом, в худшем случае им грозила ссылка и конфискация имущества.

Эти меры вынудили большую часть старообрядцев бежать за границу, в сибирские, поморские, уральские леса и на Дон. Оставшиеся в деревнях и городах вынуждены были скрывать свою веру и совершать свои обряды тайно.

В конце V века у старообрядцев начинают возникать проблемы с проведением таинств венчания, крещения, исповедью. Прошло уже 40 лет после начала борьбы, в 1653 г., патриарха Никона со сторонниками старого обряда. Количество священников, поставленных до избрания в 1652 г. патриархов Никона, ввиду отсутствия у старообрядцев епископов, которые могли обучить священнослужителе, неумолимо сокращалось.

Старообрядцам, живущим в Белоруссии, Малороссии и Новороссии, священникам дозволялось служить по старым обрядам.

В 1798 г. право строить часовни и иметь священников получили старообрядцы, проживающие в других российских губерниях. Данная политика привела в конечном счете к учреждению в 1800 г. единоверия " особой части православной церкви, находящейся в подчинении Священного Синода, но совершающей обряды по старопечатным книгам. Таким образом, поповцы получили вполне легальную возможность заключения брака. Однако, брак старообрядцев " беспоповцев не признавался ни властями, ни большинством из лидеров. Несмотря на препятствия, по всей видимости, брачные связи получили среди беспоповцев достаточно широкое распространение. После многочисленных преследований к середине в. правительство фактически пришло к признанию брака старообрядцев-поповцев. При составлении ревизских сказок в 1850 г. согласно императорскому указу жен и детей старообрядцев, приемлющих священство, признавали таковыми "на основании полицейских свидетельств или обывательских книг, не требуя в сем случае других доказательств о законности брака".

По отношению к беспоповцам проводилась другая политика " их дети признавались незаконно рожденными, а жены вносились в списки тех семейств, к которым они принадлежали по рождению.

В таком неопределенном положении семьи старообрядцев-беспоповцев находились до середины 70-х годов в. Непризнание заключаемого ими брака приводило к появлению не только "незаконнорожденных" детей, но и отдельным случаям "двоеженства", проблемам с наследованием имущества и т.д.

Ситуация изменилась с принятием 19 апреля 1847 г. Высочайше утвержденных Правил о метрической записи браков, согласно которым, жених и невеста, принадлежавшие к раскольничьей среде имели право с целью зарегистрировать свой брак подать заявление в полицейское или волостное управление. По истечении семи дней заинтересованные лица получали свидетельство о регистрации своего заявления. Затем, "для записи брака в метрическую книгу, оба супруга должны лично явиться в полицейское управление"Каждый из супругов должен представить двух поручителей, для удостоверения ими, что брак, о котором заявлено полиции, не принадлежит к числу запрещенных законом".

Таким образом, впервые для значительной части населения Российской Империи была введена процедура гражданского брака. Хотя государство и признавало право старообрядцев на заключение брака, тем не менее, оно не считало его равным православному браку. Сохранялись многочисленные ограничения: 1) старообрядческая церковь не имела права вести метрические книги, 2) старооб-рядцы не имели права заключать браки с лицами другого вероисповедания, 3) при господстве в стране церковного брака, гражданский брак старообрядцев изначально находился в неравном положении с браками представителей всех других существующих в России вероисповеданий.

Православная церковь вовсе же не признавала таких браков. Поэтому, при пере-ходе старообрядцев в православие они должны были вновь венчаться.

Окончательная ликвидация ограничений права старообрядцев в сфере семейного права произошла лишь 17 апреля 1905 г. после выхода именного Высочайшего Указа Правительствующему Сенату "Об укреплении начал веротерпимости". Согласно этому указу старообрядцы и сектанты были уравнены в правах с лицами других исповеданий "в отношении заключения ими с православными смешанных браков".

Кроме этого, было отменено преследование в отношении православных, перешедших в другое христианское вероисповедание. Согласно Высочайше утвержденным 17 апреля 1905 г. положениям Комитета Министров об укреплении начал веротерпимости ведение метрических книг для записи рождений, браков и смерти старообрядцев и сектантов было возложено "на их духовных лиц и под наблюдением" соответствующих правительственных или общественных организаций.

Таким образом, после 250-летней безуспешной борьбы с последователями старой веры государство вынуждено было признать право своих подданных заключать брак в соответствии со своими традициями и обычаями.

Балакина Юлия
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты