Главная  >  Война   >  Военное искусство


Военное искусство

11 октября 2007, 244

Военное искусство включает стратегию военную, оперативное искусство и тактику, тесно связанные между собой. Основные исходные положения военного искусства выражаются в его принципах, которые являются общими для военных действий стратегических, оперативных и тактических масштабов, поскольку в них находят выражение пути практического применения объективных законов войны.

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО, теория и практика подготовки и ведения военных действий на суше, море и в воздухе. Теория военного искусства является частью военной науки. Военное искусство включает стратегию военную, оперативное искусство и тактику, тесно связанные между собой. Основные исходные положения военного искусства выражаются в его принципах, которые являются общими для военных действий стратегических, оперативных и тактических масштабов, поскольку в них находят выражение пути практического применения объективных законов войны. Состояние военного искусства зависит от уровня развития производства и средств вооруженной борьбы, характера общественного строя. На развитие военного искусства. оказывают влияние исторические и национальные особенности страны, географические условия и другие факторы.

В рабовладельческий период государства имели относительно немногочисленные армии, вооруженные холодным оружием. Главным родом войск была пехота; в государствах Востока значительное развитые получила кавалерия. Стратегия охватывала подготовку к войне, выбор места и времени сражения, определение главного пункта для нанесения удара, руководство войсками. Совершенствование тактики шло от простейших построений войск и фронтальных столкновений к более сложным боевым порядкам и маневрированию ими на поле боя. Развитие В. и. наиболее ярко проявилось: в открытии Эпаминондом важнейшего принципа — неравномерного распределения войск по фронту в целях сосредоточения сил для главного удара на решающем участке, применённого в сражении при Левктрах (371 до н. э.); в использовании Александром Македонским конницы в качестве ударного средства разгрома противника; в применении Ганнибалом в сражении при Каппах (216 до н. э.) одновременного удара на обоих флангах, окружения и разгрома римской армии меньшими силами; в искусном применении Юлием Цезарем (1 в. до н. э.) манёвра на поле боя и зарождении резерва и др. В войнах между рабовладельческими государствами зародились элементы военно-морского искусства. Искусство ведения морских сражений и боёв заключалось в умении сосредоточить и построить флот, состоявший из гребных кораблей, на избранной позиции, а затем расчленить и уничтожить флот противника по частям. Главным способом действий был таранный удар и абордаж.

В эпоху феодализма основной вооруженной силой в Западной Европе стала тяжеловооруженная (рыцарская) конница, пехота превратилась во вспомогательный род войск. Бой зачастую распадался на единоборства между рыцарями. Военное искусство переживало застой. В отличие от этого в Киевской Руси (9—11 вв.) наряду с конными дружинами пехота сохранила свою роль, решающей силой в войнах было пешее народное ополчение. В 14-15 вв. русские войска нанесли ряд сокрушительных поражений иноземным захватчикам, в том числе немецким ливонским рыцарям в Ледовом побоище 1242 и монголо-татарам в Куликовской битве 1380. Военно-морское искусство в этот период не получило существ, развития. Тактика парусных кораблей, появившихся в 10—12 вв., вначале мало отличалась от тактики гребного флота.

С образованием крупных централизованных государств во 2-й пол. 15 в. начали создаваться постоянные наёмные армии. Огромное влияние на развитие военного искусства оказало оснащение армий огнестрельным оружием, явившимся одной из главных причин возникновения в 15 в. Линейной тактики. Исход сражения стал решаться не только атакой живой силы, но и мощью огня. В 17—18 вв. стратегические усилия воюющих сторон в Западной Европе сводились к тому, чтобы по возможности избежать сражения и выиграть войну путём искусного маневрирования на коммуникациях противника, а также блокадой и захватом его крепостей. Появились постоянные ВМФ, основным классом кораблей в которых стали парусные линейные корабли и фрегаты, вооруженные артиллерией. Главными способами стратегических действий на море считались генеральное сражение с целью разгрома флота противника, блокада флота в базах и портах и высадка морских десантов. Как и в сухопутных войсках, формировалась линейная тактика, позволявшая использовать возможности артиллерии, установленной на кораблях вдоль бортов, при ведении огневого боя.

В 18 в. в России Пётр I, используя оборонит, сооружения и глубокое построение войск, предварительно измотал и разгромил шведов в Полтавском сражении 1709; А. В. Суворов заложил основы новой системы ведения воен. действий, в которой цели достигались решительным наступлением, смелым манёвром, инициативными действиями. Глубокие изменения в военном искусстве произошли в ходе Великой французской революции. Преимущества массовой армии — детища революции, были использованы Наполеоном Бонапартом. Он отказался от кордонной стратегии, стремился добиться решительных целей путём разгрома противника в генеральном сражении, а не захвата его территорий и крепостей. В развитии новых способов военных действий в конце 18 — начале 19 в. большая роль принадлежала М. И. Кутузову. Стратегические цели достигались им путем активных наступательных действий, сосредоточением сил на решающем направлении и разгромом противника в системе последовательных боёв и сражений вместо одного генерального сражения. Впервые такая стратегия была применена в Отечественной войне 1812. Тактика стала основываться на смелом и глубоком манёвре, выделении сильных резервов. Новый шаг был сделан в развитии военно-морского искусства. Важный вклад в этом принадлежал русскому флоту и русским флотоводцам. Пётр I заложил основы стратегических действий на море, отличавшихся решительностью и целеустремлённостью, умением взаимодействовать с армией. Г. А. Спиридов и Ф. Ф. Ушаков первыми пришли к выводу о необходимости отказаться от линейной тактики и успешно применили более гибкую манёвренную тактику, которая была новым этапом в развитии военно-морского искусства.

Дальнейшее развитие военного искусства в 19 в. связано со строительством железных дорог, изобретением электрического телеграфа, бездымного пороха, массовым оснащением войск нарезным огнестрельным оружием. Железные дороги позволили во 2-й половине 19 века ускорить сосредоточение и развёртывание армий и облегчили их снабжение. Телеграф обеспечивал более оперативное управление войсками. Использование нарезного оружия привело к резкому повышению эффективности огня, что заставило отказаться от построения войск в колонны и перейти к действиям пехоты в стрелковых цепях. На флоте начался переход от парусного к паровому флоту, что привело к коренным изменениям в военно-морском искусстве

Во время русско-японской и особенно Первой мировой войн возникли новые способы ведения военных действий — наступление крупными объединениями на широком фронте и на большую глубину. Вооруженные силы приобрели большую живучесть, возможность быстро пополнять потери за счёт резервов. Первое боевое применение нашли танки и самолёты, но вследствие их несовершенства и незначительного количества они не оказали существ, влияния на ход военных действий и способы их ведения. На фронтах огромного протяжения война приобрела позиционный характер, что потребовало от военного искусства решения сложнейшей задачи — прорыва обороны. В русской армии в этот период были созданы стратегические объединения — фронты и стали проводиться фронтовые операции В тактике появился новый боевой порядок — «волны» цепей. К концу войны бой стал общевойсковым, тактические задачи решались совместными усилиями пехоты, конницы, артиллерии, авиации, танков, инженерных войск. В ходе русско-японской войны зародились основы тактики сил, участвовавших в морских сражениях. Получили практическое применение разработанные адмиралом С. О. Макаровым принципы взаимодействия в морском бою новых классов кораблей (броненосцев, броненосных крейсеров, мониторов, эсминцев и др.). противоминной и противолодочной обороны и новые боевые порядки кораблей. В годы 1 мир. войны была разработана тактика действий подводных лодок и борьбы с ними. Была выдвинута новая форма боевой деятельности флота — морская операция. В ходе войны были также заложены основы военного искусства ВВС, разработаны способы разведки и боевого воздействия на противника с воздуха, ведения воздушного боя.

В период между 1 и 2 мировыми войнами зарубежные военные теоретики, переоценивая роль новых видов оружия (самолётов, танков), включились в разработку теорий о возможности достижения победы в войне с помощью малых армий или массированного применения того или иного вида техники (теории «воздушной войны», «танковой войны).

Военное искусство Советской (Красной) армии начало складываться «во время Гражданской войны.. Для сов. воен. стратегии этого периода характерны решительность целей, правильное определение основного противника на каждом этапе войны, применение различных способов стратег, действий, умелое использование морально-политического фактора. Зародилось и получило развитие оперативное искусство, определившее роль и место фронтовых и армейских операций в обшей системе стратегических действий. Большая роль в разработке основ советского военного искусства принадлежит М. В. Фрунзе.

В межвоенный период крупным достижением советского военного искусства явилось создание теории глубокой операции и глубокого боя. Советское военное искусство сформировалось в стройную систему взглядов на ведение войны, операции и боя. В результате теоретических исследований и обобщения опыта войн сформировалось опер, искусство советского ВМФ. Были разработаны основы подготовки и ведения самостоятельных морских операций и совместных операций с другими видами ВС на приморских направлениях. Получили развитие тактика действий разнородных сил флота и основы взаимодействия между ними; основное внимание уделялось способам действий флота в тесном взаимодействии с Сухопутными войсками. В военном искусстве ВВС были разработаны способы ведения воздушной разведки, подавления (уничтожения) живой силы и объектов противника, борьбы с его авиацией, корректировки артиллерийской стрельбы и др., заложены основы оперативного искусства советских ВВС и тактики родов авиации. Освоены способы выполнения самостоятельных оперативных задач авиационными бригадами, корпусами и дальнебомбардировочной авиацией.

Важнейшим этапом развития советского военного искусства была Великая Отечественная война. В ходе её разработана и осуществлена новая форма стратег, действий — операции групп фронтов; были правильно решены проблемы выбора способов ведения стратегического наступления — последовательные операции в 1943—44 и одновременные стратегические операции почти на всём советско-германском фронте в 1945; искусно выбирались направления главного удара с учётом всей совокупности политических, экономических и военных факторов; умело создавались на избранных направлениях мощные ударные группировки войск; применены различные способы разгрома противника (окружение его крупных группировок, нанесение рассекающих ударов на большую глубину, серии дробящих ударов с целью изоляции отд. группировок противника и уничтожения их по частям и др.). Была успешно решена проблема создания и использования стратегических резервов. Искусство подготовки и ведения наступательных операций и боёв развивалось по линии наращивания силы ударов по противнику, возрастания глубины его одновременного поражения, повышения темпов прорыва эшелонирования обороны противника и развития наступления за счет использования армейских и фронтовых подвижных групп и 2-х эшелонов, ведения встречных боев и сражений, форсирования с ходу водных преград, боевых действий в условиях ночи. Высоким достижением советского военного искусства было проведение такого сложного вида наступления, как контрнаступление. В ходе войны совершенствовались оперативное искусство и тактика видов ВС, родов войск и спецвойск. Особенно большое развитие советское военное искусство получило в битве под Москвой, Сталинградской и Курской битвах, Белорусской, Ясско-Кишинёвской, Висло-Одерской и Берлинской операциях.

В военно-морском искусстве основные усилия были сосредоточены на разработке способов содействия ВМФ сухопутным войскам при обороне и наступлении на приморских направлениях. Вместе с тем ВМФ проводил самостоятельные операции, вёл боевые действия на коммуникациях противника и по защите своих коммуникаций, осуществлял проводку конвоев и др. Для этих действий были характерны использование разнородных сил, высокая активность, чёткость взаимодействия, сосредоточение усилий на решении гл. задач. Это потребовало разработки многих сложных проблем военно-морского искусства.

В годы Великой Отечественной войны совершенствовались принципы применения ВВС в военных действиях различного масштаба, а также тактика авиации. В ходе войны получили развитие теория и практика воздушной операции, разработана новая форма использования авиации — авиационное наступление; освоено быстрое сосредоточение усилий на важных направлениях, способы борьбы за господство в воздухе в различных условиях обстановки.

В годы 2 мировой войны получило дальнейшее развитие военное искусство США и Великобритании. Оно обогатилось опытом организации стратегического коалиционного руководства войсками, планирования и обеспечения боевых действий, и особенно морских, воздушных и воздушно-десантных операций.

В послевоенный период развитие экономики и научно-технический прогресс вызвали глубокие изменения в средствах вооруженной борьбы. В 50-х гг. в ВС ряда государств началось внедрение ЯО и ракетной техники, быстро развивались и совершенствовались все другие средства поражения. В ВВС поршневые самолёты заменены реактивными. В состав ВМФ вошли корабли с атомными силовыми установками. Внедрение новых средств вооруженной борьбы, особенно ракетно-ядерного оружия, внесло коренные изменения в военное искусство, затронуло все его области.

Развитие отечественного военного искусства подчинено задачам обеспечения безопасности страны и укрепления обороноспособности гос-ва. Оно идет в направлении дальнейшей разработки способов и форм использования ВС в новых условиях ведения войны (общевойсковых, совместных и самостоятельных, операций объединений видов ВС). Резко возросла роль стратегии в предотвращении ядерной войны, а в случае её развязывания империализмом стратегия с созданием стратегических ядерных сил и увеличением дальности воздействия средств поражения получила возможность непосредственно влиять на ход войны, добиваться решающих результатов. В области оперативного искусства основное внимание сосредоточивается на разработке наиболее эффективных способов подготовки и ведения совместных операций и действий объединений всех видов ВС. В тактике исследуются способы ведения общевойскового боя с макс, использованием возможностей новых средств вооруженной борьбы.

Война в Афганистане, где регулярным воинским частям противостояли разрозненные диверсионные группы, где приходилось штурмовать горные укрепрайоны, обогатила отечественное военное искусство новыми элементами. В условиях горно-пустыной местности все выработанные к этому моменту Советской Армией навыки годятся только для западно-европейского театра военных действий. Учиться приходилось непосредственно в бою. На ходу приходилось создавать тактику прикрытия колонн, рейдов вглубь районов, находящихся под контролем душманов, взаимодействия авиации, сухопутных сил и десанта. В мае-июне 1982 года была проведена пятая Панджшерская операция, в ходе которой впервые была осуществлена массовая высадка десанта: только в течение первых трех дней было десантировано свыше 4 тысяч наших воинов. Всего же в этой операции принимало участие около 12 тысяч наших солдат и офицеров. Операция проходила одновременно на все 120 км в глубину ущелья. В результате в этот раз Панджшер был взят.

В настоящее время в ходе антитеррористической операции в Чечне Российской армией отрабатываются принципиально новые элементы военного искусства, связанные как с действиями в горно-лесистой местности, со взаимодействием силовых структур, подчиненных разным ведомствам (МО, МВД, ФСБ и т.д). Российское военное искусство неуклонно развивается.

Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты