Главная  >  Экономика   >  Культура хозяйствования


Православная экономика в старой России

11 октября 2007, 31

До 20-х гг. ХХ столетия православие, будучи ведущей религией России и основой жизни большинства населения страны, лежало в основе и хозяйственной деятельности каждого гражданина. В разные периоды времени оно в той или иной степени влияло на развитие экономики всего государства.

До 20-х гг. ХХ столетия православие, будучи ведущей религией России и основой жизни большинства населения страны, лежало в основе и хозяйственной деятельности каждого гражданина. В разные периоды времени оно в той или иной степени влияло на развитие экономики всего государства.

Так, благодаря принятию христианства, Древняя Русь при князе Владимире получила выгодные контакты с Византией и всей Европой.

В XII-XV столетиях огромную роль в развития хозяйства и ремесел играли монастыри, собиравшие вокруг себя лучшие предпринимательские и творческие силы. Монастыри же были и серьезными землевладельцами, осуществляли многогранную сельскохозяйственную деятельность. Благодаря этому в России в те времена не существовало перебоев с сельхозпродукцией, напротив, производилось много излишков.

Огромную роль в этом играла сельская русская православная община. В основе мировоззрения крестьян лежало понятие о том, что земля – Божье достояние – должна использоваться по-божески. Поэтому при обилии земли каждый мог взять себе столько, сколько мог обработать, а в случае малоземелья - ее справедливо перераспределяли. Община была гибким механизмом, одна ее черта в любых обстоятельствах оставалась неизменной - она была автономным самоуправляющимся "миром".

Здесь важно указать неразрывную связь русского городского и крестьянского мира и церковного прихода. Слова "мир" и "приход" столетия были почти синонимами. Существовала тесная связь между приходом и волостью, как единицей мирского самоуправления. Если строилась новая церковь, то приход делился, автоматически делилась и волость. Церковная казна являлась кредитным учреждением, которое выделяло ссуды членам прихода. Около церкви отводились места, на которых селились нищие, питавшиеся «от церкви Божьей на средства благотворительности». Такой приходской строй мирской церкви, с его автономией, был для мирских людей - идеален. Существовало инстинктивное представление о мире, как публичном правовом союзе, направленном на удовлетворение всех потребностей, в том числе и религиозных, и отступление от этого принципа было невозможным.

Кроме того, приходы состояли в прочном и постоянном взаимодействии с монастырями. Монастыри же были центрами просветительной и благотворительной деятельности.

В процессе русской истории мы видим постепенное разрушение приходской жизни и связи предпринимателей с монастырями. Все это привело в дальнейшем, особенно в ХХ столетии, к разрушению основ православной экономики и способа производства.

В XIX-м и в начале XX-го века крупнейшие представители купечества, промышленники, предприниматели, те, кто стал у истоков бурного развития рыночных (капиталистических) отношений в России, были сугубо православными людьми (часть из них, конечно же, были старообрядцами). Они не только построили капитализм в «отдельно взятой стране», но и внесли огромный вклад в становление православия, отдавая большие средства на строительство храмов и монастырей, на развитие народных промыслов, народного и профессионального художественного творчества.

Сегодня существует предвзятое мнение, что современная экономика и православное хозяйствование – трудно сопоставимые вещи, что одно не сочетается с другим и т.п. Такое мнение не только крайне ошибочно, но и пагубно влияет на мировоззрение будущих или потенциальных православных предпринимателей.

Напротив, именно сегодня возможно не только возрождение старых традиций, но и создание новых, абсолютно не испробованных в России методов хозяйствования. Это означает открытие еще одной страницы в истории российского предпринимательства.

Возможности применения прежних традиций и опыта сегодня

В настоящий момент как никогда за последние десятилетия появляется возможность осуществления нового типа хозяйствования с применением старых, но вполне современных традиций. Происходит возрождение приходской жизни. Русская Православная Церковь имеет возможность беспрепятственно заниматься хозяйственной и предпринимательской деятельностью. Наконец, вступает в силу закон о частной собственности на землю.

Наиболее полно, в теоретическом выражении, идеи, сходные нашим, были отражены в научно-богословской конференции «Христианские начала экономической этики», прошедшей не так давно в Москве под эгидой Русской Православной Церкви.

Действительно, сегодня наша страна обладает огромным опытом построения социально ориентированного хозяйства не только с учетом всех предыдущих экспериментов и ошибок, но с учетом положительного опыта создания сильного государства и формирования альтернативной Западу социально-экономической системы, основанной на иной системе ценностей. Главная задача – довести принципы, заложенные в христианстве до логического завершения.

Общественное устройство будет справедливым и прочным, если в нем будут гармонично сочетаться коллективное и индивидуальное начала. Коллективное, выражающее справедливость распределения всеобщего блага и индивидуализм, основанный на свободном отказе от части своего богатства в пользу немощных и малоимущих (милосердие).

Это предполагает, прежде всего, формирование совершенно новой идеологии, соединяющей на общественном уровне принципы социальной справедливости, провозглашавшиеся, но так и не реализованные в советское время, а на личностном уровне – традиционные для России принципы социального духовного служения, пронизывающие все общество, каждого его члена.

Каждая личность в идеале должна выражать богоустановленный способ бытия самого человека, реализацией Образа Божия. Черпать свои силы для этого можно из совсем недавнего прошлого страны, из возрождающихся традиций Святой Руси, которые еще живы в нашем народе. А все это вместе предполагает принципиальное преодоление соблазна экономического материализма, господствующего сегодня, как образа мыслей, как мировоззрения.

Россия, а в нашем случае – проект «Православный Продукт» – имеет шанс построить элементы национального хозяйства на принципах христианства, подавая миру пример служения Истине и исполнения на социальном уровне заповедей Спасителя.

Можно говорить о том, что возрождение русских православных традиций, построенных на современных рыночных отношениях, некоторых идеях Столыпина, приходской жизни сегодня осуществимо как никогда. К этому можно добавить, что сейчас доступны и осуществимы любые эффективные формы, мировой развитый опыт хозяйствования, и в настоящий момент нет препятствий для приобретения любой, самой передовой техники и технологии.

Вокруг приходских, монастырских, общинных частных хозяйств можно построить производственные, сбытовые и потребительские структуры. При неразвитости кредитных, ипотечных отношений и банковской системы в стране, роль кредитующей организации, в самом справедливом ее выражении, может осуществлять церковный приход или руководство общин. Эта общественная хозяйственная инициатива существенно продвинет вперед осуществление коммерческих целей.

Можно смело утверждать, что сегодня православие является стимулирующим духовным фактором для создания новой экономической политики в масштабах государства.

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты