Главная  >  Политика   >  Российская власть   >  Спецслужбы


СОВЕТУ БЕЗОПАСНОСТИ ТОЖЕ НУЖНЫ СОВЕТЫ

11 октября 2007, 66

Лучшие люди страны состоят членами Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Владислав Крамар

Три года назад была создана Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка. Сегодня президент Академии Виктор Шевченко рассказывает о целях и задачах АБОП. Из досье ''НВО'' Виктор Григорьевич Шевченко родился 28 марта 1944 г. в селе Богдановка Знаменского района Кировоградской обл. Закончил Саратовское высшее военное командное инженерное училище, затем Высшую школу КГБ и Академию народного хозяйства при президенте РФ. С 1969 г. - в органах государственной безопасности, где прошел путь от оперуполномоченного до руководителя особого отдела КГБ по соединению РВСН (ЛенВО), с 1982 по 2000 г. - в центральном аппарате КГБ-ФСБ. В 2000 г. избран президентом Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка; доктор юридических наук, кандидат философских наук, член Экспертно-правового совета при полномочном представителе президента РФ в Центральном федеральном округе, член научного совета РАН, первый вице-президент Академии народов мира (г. Нью-Йорк, США), вице-президент Всемирного распределенного университета, действительный член РАЕН, Международной педагогической академии, Международной академии интеграции, науки и бизнеса (МАИНБ); член Союза писателей России, лауреат Премии президента РФ, Премии им. Ю.В. Андропова - за выдающийся вклад в обеспечение безопасности РФ.

-ВИКТОР ГРИГОРЬЕВИЧ, во времена Советского Cоюза проблемы безопасности являлись прерогативой государственных органов, и прежде всего КГБ. Чем же обусловлено появление в последние годы множества общественных организаций, занимающихся вопросами спецслужб, правоохранительных органов и армии, к числу которых относится и возглавляемая вами академия?

- Думаю, что это не случайно. В условиях демократического общества государство не может осуществлять свои функции исключительно по собственному усмотрению, без учета мнения общественности. Есть такое изречение: ''Не народ для правительства, а правительство - для народа''. Если мы действительно стремимся к трансформации пережитков тоталитарного общества - а на этом пути сделано уже немало, - то кому, как не гражданам и их представителям в лице общественных деятелей, определять, какой должна быть правоохранительная система, на нейтрализацию каких угроз государству следует направить основные усилия.

Хотелось бы отметить и такую деталь - ушедшие в годы реорганизаций и недофинансирования профессионалы не отошли навсегда от проблем безопасности и, более того, приобрели опыт работы в частных структурах, а значит, новое видение многих вопросов. Люди, посвятившие значительную часть жизни обеспечению безопасности России, не могут в одночасье перестать жить интересами государства. У них есть и возможность, и желание внести свой вклад в повышение обороноспособности своей страны.

А саму закономерность повышения внимания общества к проблемам безопасности вряд ли кто-нибудь поставит под сомнение. Еще недавно нашу страну не затрагивали локальные вооруженные конфликты и сепаратизм, мы не сталкивались с такими масштабами оргпреступности и наркобизнеса, мы не знали, что такое теракты в центре столицы. Повысилась значимость деятельности в сфере экономической и информационной безопасности.

- Но разве недостаточно профильных комитетов в обеих палатах парламента, где как раз и работают народные избранники? Не говоря уже о том, что в постсоветский период число правоохранительных ведомств значительно расширилось - в каждом из них действуют научно-исследовательские институты, академии, не говоря уже о такой структуре, как Совет безопасности.

- Научный потенциал министерств и ведомств, отвечающих за оборону и безопасность, к сожалению, по ряду причин серьезно ослаблен, а главное - раздроблен. Что касается думских комиссий, то их задачи, несмотря на исключительную важность, все же ограничиваются формированием законодательной базы. Но этому этапу должна предшествовать серьезнейшая экспертная проработка, причем независимая.

Это не означает, что общественные организации должны подменить государственные органы - необходимо осуществлять эффективное взаимодополнение. Так, идея создания нашей академии появилась именно в аппарате Совета безопасности и была реализована во многом благодаря тому, что ее поддержал руководивший в 1999 году работой Совбеза Владимир Путин.

Цель учреждения Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, организационный съезд которой состоялся 10 июля 2000 года, обозначена в объединении научного и интеллектуального потенциала государственных органов, общественных и коммерческих организаций. Осенью 2000 года руководству академии поступили официальные письма с одобрением нашего начинания из Минобороны, МВД, ФСБ, МЧС, ГТК, полномочных представителей президента в федеральных округах. Необходимость такого объединения очевидна: вопросы безопасности различных сфер жизнедеятельности тесно взаимосвязаны, их нужно изучать и анализировать комплексно. Кроме того, координация усилий позволяет подняться над узковедомственными и корпоративными интересами во имя общего дела.

- Таким образом, АБОП является как бы вспомогательным общественным органом при Совете безопасности России?

- Действительно, мы принимаем активное участие в научно-исследовательских работах по заказу аппарата Совета безопасности РФ. Официальным решением комитета Государственной Думы по безопасности от 31 октября 2002 года академия утверждена его научным общественным центром, предназначенным для обеспечения законодательной работы в сфере национальной безопасности. Также академия осуществляет независимую экспертизу проектов нормативных актов по своим направлениям деятельности, участвуя в работе различных экспертных советов, комиссий, в том числе в Научном совете при Совете безопасности РФ, Научно-экспертном совете при председателе Совета Федерации РФ и Экспертно-правовом совете при полномочном представителе президента РФ в Центральном федеральном округе.

Но текущими вопросами деятельность академии не ограничивается, рамки нашей работы гораздо шире. Перед АБОП стоят масштабные задачи, выполнение которых в конечном итоге имеет целью оптимизацию процессов формирования системы национальной безопасности России. Первые шаги по осуществлению этой задачи, как известно, были предприняты руководством страны в марте нынешнего года, когда были реорганизованы ФСБ, ФПС, ФАПСИ, ФСНП и ФСО.

В основе содержания системы безопасности любой организации, включая, естественно, и государство, лежат ее способность и умение своевременно добывать, хранить и реализовывать полную, достоверную, актуальную и, по возможности, упреждающую информацию; осуществлять на этой основе комплексное планирование своих действий и организовывать взаимодействие и координацию структурных подразделений и ответственных исполнителей конкретных мероприятий плана.

Изложенное ставит нас перед необходимостью научной разработки единой методологии конфликтологии, единого понимания проблем разведки и контрразведки, включая правовую, политическую, специальную, пропагандистскую сферу, и, наконец, научного осмысления того, что понимается под военной безопасностью. Таким образом, академия ставит перед собой цель создания теории безопасности страны, основой которой будет единая система понятий и терминов.

В задачи академии входит и внедрение научных положений и технологий в практику деятельности субъектов обеспечения национальной безопасности. Вообще, на мой взгляд, главным изъяном российской науки о безопасности является недостаток успешных прикладных разработок. Соединить фундаментальные и прикладные исследования - вот направление, на котором должен быть совершен прорыв.

- Виктор Григорьевич, я думаю, читателям будет интересно узнать, на каких постулатах основывается разрабатываемая академией теория обеспечения безопасности?

- Наши специалисты выделили следующие объекты первостепенной защиты жизненно важных интересов страны от внешних и внутренних угроз: конституционный строй и высшие должностные лица, правовая система государства, защищенность личности, общества и государства от последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, стихийных бедствий и катастроф, продовольственная безопасность (способность отечественных производителей обеспечить население страны в определенный исторический момент питанием в объемах и качестве, соответствующих минимальным медицинским нормам), экономическая основа государства, научно-технический и материально-производственный потенциал страны, информационные ресурсы и интеллектуальная собственность государства, национальная культура и ее составляющие. Выделенные уровни обуславливают порядок планомерного расположения образующих систему национальной безопасности элементов в определенной связи и строгой последовательности действий.

- Владимир Григорьевич, хотелось бы более подробно узнать о том, каким образом академия организовывает свою деятельность, кто в ней состоит?

- Академией создано более 50 отделений в субъектах Федерации, 55 функциональных отделений и 6 филиалов в странах СНГ, в которых работают на общественных началах свыше 5000 действительных членов, членов-корреспондентов и профессоров. Из них более 2800 человек являются докторами и кандидатами наук, учеными с мировым именем.

Членами АБОП являются все первые лица Российской Федерации: президент Владимир Путин, председатель правительства Российской Федерации Михаил Касьянов, председатель Совета Федерации Сергей Миронов, председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев, 58 руководителей субъектов Федерации, 137 депутатов Государственной Думы, руководители министерств и ведомств, государственные, политические и общественные деятели, представители отечественного бизнеса, искусства и культуры, а также руководители ряда зарубежных государств. В числе членов академии 26 дважды Героев Советского Союза, 135 Героев Советского Союза и России, 54 Героя Социалистического Труда. В свою очередь, члены АБОП входят в состав РАН, РАЕН, РАМН, АВН, научного совета при Совете безопасности Российской Федерации, экспертно-консультативных советов при председателях Совета Федерации и Государственной Думы, в научные и экспертно-консультативные советы как силовых министерств и ведомств, так и тех, которые отвечают за проведение внешней политики, развитие экономики и науки в стране, за социальную политику и другие области государственной деятельности, которые непосредственно или опосредованно связаны с национальной безопасностью.

В целях поощрения научной деятельности и выделения заслуг государственных, политических и общественных деятелей, внесших значительный вклад в дело обеспечения безопасности, обороны и правопорядка АБОП учредила четыре премии: имени Петра Великого, имени Георгия Константиновича Жукова, имени Юрия Владимировича Андропова, имени Михаила Васильевича Ломоносова. Кроме того, президиумом АБОП учрежден орден Петра Великого трех степеней, которым по статусу предусмотрено награждать российских и иностранных граждан, а также организации, внесшие выдающийся вклад в дело укрепления государства.

Отдельным членам АБОП, имеющим значимые заслуги в теоретических и практических областях по направлениям научной деятельности академии, присваиваются звания ''Почетный сотрудник АБОП'', ''Заслуженный деятель науки АБОП'' и ''Почетный юрист АБОП'' с вручением соответствующих нагрудных знаков. Почетные члены АБОП освобождаются от уплаты членских взносов.

Кроме того, академия входит в число учредителей ряда других организаций - Клуба сторонников президента, имеющего свои представительства и отделения в 40 субъектах Федерации, Национальной Академии безопасности, обороны и правопорядка, Службы интегрированной безопасности, кинокомпании ''Восьмой этаж'', освещающей работу МВД и Интерпола по борьбе с экономической преступностью, телевизионной передачи ''Конспиративная квартира'' (канал НТВ), курса дистанционного обучения средствами интернета ''Безопасность предпринимательства'', издания ''Великая Россия. Имена''.

- Виктор Григорьевич, три года, видимо, достаточный срок для того, чтобы подвести некоторые результаты деятельности возглавляемого вами учреждения?

- В рамках организованной научным советом АБОП научно-исследовательской деятельности за последнее время подготовлено 193 научных обзора и выполнено 49 научно-исследовательских работ по заказам администрации президента, аппарата Совета безопасности, силовых министерств и ведомств, ряда других правительственных структур. Издано 917 научных трудов и работ, а количество научных статей членов АБОП, опубликованных в различных многотиражных российских и зарубежных издательствах, превысило 400 названий.

Результаты исследований реализуются на практике самостоятельно или через заинтересованные государственные структуры. Так, академия передала только в аппарат Совета безопасности России, комитеты по безопасности и обороне Государственной Думы РФ свыше 28 материалов, выступила в числе организаторов и активных участников международного экологического форума ''Инвестиции в экологию - шаг в будущее'' (сентябрь 2001 года), а также Гражданского форума (декабрь 2001 года). Многие члены АБОП на регулярной основе активно участвуют в научных конференциях и семинарах, проводимых как в России, так и за рубежом.

''Независимая газета. Военное обозрение.''
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты