Главная  >  Наука   >  Ученые   >  Российские философы   >  Философы XIX века


Чаадаев, Петр Яковлевич

11 октября 2007, 66

Петр Яковлевич Чаадаев (27.05.1794-14.04.1856) - философ, публицист. Род. в дворянской семье. Учился в Моск. ун-те (1808—1811). Там он познакомился с Грибоедовым и некоторыми будущими декабристами. Войну 1812—1814 провел в составе Ахтырского гусарского полка.

Петр Яковлевич Чаадаев (27.05.1794-14.04.1856) - философ, публицист. Род. в дворянской семье. Учился в Моск. ун-те (1808—1811). Там он познакомился с Грибоедовым и некоторыми будущими декабристами. Войну 1812—1814 провел в составе Ахтырского гусарского полка. Дошел с ним до Парижа. После возвращения в Москву делает быструю карьеру. По отзывам современников, Ч. был одним из самых блестящих светских молодых людей Петербурга. В 1814 Ч. вступает в масонскую ложу, однако подробности его связей с масонами неясны до сих пор. Осенью 1820 Ч. был отправлен к Александру I в австрийский г. Тропау (там проходил конгресс Священного союза) с докладом о бунте Семеновского полка. Однако после этой встречи, казалось, сулившей для молодого честолюбивого человека многообещающие перспективы, Ч. неожиданно подает прошение об отставке. Мотивы, побудившие Ч. к уходу с государственной службы, неясны и поныне. Неясны и причины суровости императора, распорядившегося лишить Ч. полагавшегося при отставке очередного чина. Очевидно в это время (1820 — 1821) Ч. испытывает какой-то глубокий внутренний кризис и перелом в своем мировоззрении. Летом 1821 старинный друг Ч. ИванЯкуш-кин принял его в тайное об-во, но об этой сфере жизни Ч. также ничего не известно. В июле Ч. выезжает за границу и три года проводит в скитаниях по Англии, Франции, Швейцарии, Италии, Германии. Знакомится с Шеллингом. В июле 1826 в пограничном Брест-Литовске подвергается допросу в связи с делом декабристов, однако серьезных неприятностей избежал. Несколько последующих лет Ч. живет затворником в Москве, почти не появляясь в свете и напряженно работая над «Философическими письмами». В 1830—1831 вновь появляется в обществе, делится с друзьями своими профети-ческими прозрениями. В 1836 после появления первого «Философического письма» в журн. «Телескоп» (№ 15) разразилась буря. Многие современники увидели в Ч. неистового ниспровергателя национальных святынь и безрассудного бунтаря. Было начато следствие. После завершения «следствия» был вынесен «высочайший» вердикт, что автор является умалишенным. После снятия медицинского надзора и домашнего ареста Ч. участвовал в идейной жизни Москвы, в полемике западников и славянофилов, много писал, но в силу сохранявшегося запрета, до конца жизни ничего не напечатал. Ч. был создателем первой оригинальной историософской теории, задавшей основные темы будущих ожесточенных дискуссий о месте и судьбе России, о специфике русского национального сознания и русской истории, о

соотношении народа и государственной власти в преобразовании российской действительности. Идеи Ч. способствовали формированию 2-х главных направлений во взглядах на прошлое и будущее России — славянофильства и западничества. Большое влияние историософских идей Ч. испытал В.С.Соловьев. В общефилос. плане Ч. стоял на позициях теизма и провиденциализма; в трактовке явлений сознания придерживался точки зрения психофизического параллелизма. Из двух выделяемых им видов познания (опыт и непосредственное озарение) безусловный примат отдавал божественному откровению.

• Соч.: Сочинения и письма в 2-х гг. М., 1913-1914; Письмо П.Я.Чаадаева к кн. П.А.Вяземскому // Старина и новизна. 1916. Т. 20; Письмо к И.Гагарину // Временник Общества друзей русской книги. 1928. Т. 2; Сочинения. М., 1989; Полное собр. соч. и избранные письма. Т. 1, 2. М., 1991.

Энциклопедический словарь "Философы России"
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты