Главная  >  Политика   >  Регионы России   >  Республика Ингушетия


Противостояние в ингушском Магасе глазами антрополога

16 октября 2018, 90

Следить за продолжающимся стоянием в Магасе с одной стороны и нужно, а с другой уже неимоверно скучно. Кажется, сюжет более-менее понятен, и его дальнейшее развитие имеет для стороннего наблюдателя разве что антропологическую ценность.

Впрочем, и это не так уж и мало. Сегодня перечитывал классику Фредерика Барта об этнической идентичности пуштунов и способах поддержания ее сохранности, и параллели с восточно-кавказскими практиками пришли на ум сами собой.

Народ в последние дни развлекает себя мировыми картами Ингушетии и рефлексирует по поводу мегаломании митингующих, выражающейся в разной степени абсурдности императивах: здесь можно найти все, что угодно, от стандартного Пригородного района до особой ингушской генетики. По Барту, в основе пуштунской идентичности лежат три основных фактора: патрилинейное происхождение, ислам и обычаи. Родоплеменная (~тейповая) структура пуштунского общества вкупе с различного рода социальными и культурными практиками определяет, помимо прочего, необходимость постоянной демонстрации своей автономности, силы духа и самоуверенности. Эта часть самовосприятия пуштунов, подмеченная Бартом, европейцу или американцу может показаться смешной, но для пуштуна имеет важнейшее значение. Ровно те же механизмы поддержания идентичности сегодня заставляют митингующих в Магасе сыпать претензиями в адрес всех своих соседей, а обеспечивающих информационное сопровождение акции - писать слово "ингуш" только с заглавной буквы и рассуждать о том, как делегация митинга четко дала понять Ярину и Матовникову, что давить на ингушей бесполезно итп.

Развивая параллель дальше, можно сказать, что существует некая ингушская "автохтонная модель", которая предоставляет каждому ингушу имидж самого себя и этнические критерии оценки своего и чужого поведения. Иными словами, знаменитые "кавказские понты" определяются не только и не столько темпераментом, сколько необходимостью постоянно такой имидж поддерживать. Рассчитана эта демонстрация прежде всего на своих и является делом в высшей степени серьёзным (следствием функционирования механизмов поддержания этнической идентичности). Искренне жаль, что Барт в свое время не доехал до Кавказа.

Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты