Главная  >  Война   >  Оружие   >  Военно-морской флот   >  Флот Российской Империи   >  Броненосцы Российской Империи


Броненосец "12 Апостолов"

11 октября 2007, 57

После поражения России в Крымской войне она лишилась права иметь военный флот на Черном море. После разгрома Франции во франко-прусской войне ситуация изменилась коренным образом – исчез один из гарантов статей Парижского конгресса, Вторая империя. Но уже незадолго до этого по настоянию Военного ведомства в январе 1870 г. было начато строительство первых черноморских броненосцев береговой обороны — круглых «поповок».

После поражения России в Крымской войне она лишилась права иметь военный флот на Черном море. После разгрома Франции во франко-прусской войне ситуация изменилась коренным образом – исчез один из гарантов статей Парижского конгресса, Вторая империя.

Но уже незадолго до этого по настоянию Военного ведомства в январе 1870 г. было начато строительство первых черноморских броненосцев береговой обороны — круглых «поповок». Они пришлись весьма кстати: "Новгород" вступил в строй в 1874 г., "Вице-адмирал Попов" – в 1876 г., а уже в 1877 году началась война с Турцией.

После войны выявилась необходимость создания мощного Черноморского флота. Две «поповки» на юге и исключительно оборонительный состав флота на Балтике – этого было маловато для мощной морской державы. 21 августа 1881 г. была принята "Двадцатилетняя программа усиления Русского флота", по которой на Черном море должно было быть построено восемь "первоклассных броненосцев".

Первым сошел на воду броненосец "Екатерина II", затем – "Чесма", следом – "Синоп". К 1890 г. Черноморский флот имел в составе Практической эскадры три новейших однотипных корабля, вооруженных в сумме 18 305- и 21 152-мм орудием.

А затем, после долгого и трудного конкурсного обсуждения, было принято решение о строительстве двух систершипов по проекту полковника Э.В. Гуляева. От строительства второго вскоре отказались – проект был новый, непонятный.

Изначально на броненосец предполагалось поставить четыре 229-мм орудия, по два в бронированных башнях в носу и в корме, и четыре таких же орудия в углах забронированного каземата, не считая мелкокалиберных пушек.

В вопросе бронирования Гуляев резко отошел от традиции бронировать ватерлинию от носа до кормы, оставив забронированным около 80% . Над броневым поясом ватерлинии размещался 305-мм каземат, что существенно улучшало защиту машин, котлов и повышало плавучесть. Поверх располагался другой каземат с четырьмя 229-мм орудиями и защищенный 127-мм броней.

Был заключен контракт с Николаевским адмиралтейством на постройку броненосца. Начальником строительства был назначен молодой талантливый инженер С.К. Ратник, позднее начальник Балтийского завода. По его предложению в конструкцию были внесены еще некоторые изменения, в частности, число дымовых труб было сокращено с трех до двух штук.

Броненосец строился трудно, конструкция непрерывно улучшалась. Самым крупным изменением стала замена орудий на четыре двенадцатидюймовки в носовой и кормовой барбетных установках и четыре шестидюймовки в верхнем каземате. Минное вооружение составили четыре бортовых, один носовой и один кормовой торпедные аппараты на жилой палубе.

Броня традиционно закупалась английская, но машины, вопреки сложившейся традиции – русские, с Балтийского завода. Корабль сошел на воду 1 сентября 1890 года.

14 апреля 1892 г. "Двенадцать Апостолов", на котором продолжались работы по достройке и установке приспособлений, отдав швартовы, вышел из Николаевского порта и ушел сперва в Одессу, а потом в Севастополь. В пункт назначения броненосец прибыл 29 апреля 1892 г. На 14-часовом переходе из Одессы при испытании механизмов выявилось отличное качество их изготовления. Так, последние шесть часов перехода корабль легко шел 14-узловым ходом, развив всего 70% своей мощности.

В Севастополе на корабль установили броню и вооружение. 2 мая провели заводские испытания механизмов, на которых недогруженный броненосец развил скорость 17, 25 узла. Официальные сдаточные испытания состоялись 9 октября 1892 года, уже с орудиями и бронированием. На шестичасовом испытании при водоизмещении 8118 т (что было необычайно мало для корабля такого класса) и мощности машин 7246 л.с. корабль развил скорость 14,73 узла, вполне уложившись в проектную мощность.

Командиром броненосца стал капитан I ранга Григраш 1-й, а старшим офицером – капитан II ранга Миклуха, брат известного путешественника Миклухо-Маклая, будущий командир броненосца береговой обороны "Адмирал Ушаков", героически погибший с кораблем в Цусимском бою.

Первую кампанию в своей жизни корабль начал 1 мая 1893 года.

Вступивший в состав флота броненосец "Двенадцать Апостолов" принадлежал к броненосцам малого водоизмещения. Особенностью корабля, позволявшей ему соперничать даже с броненосцами большего водоизмещения, был его нижний каземат длиной 65,2 м. По артиллерии корабль равнялся по мощи английским броненосцам класса "адмиралов". Его бортовой залп составлял 1437 кг, носовой 774 кг, и равнялся бортовому залпу в 1430 кг английских броненосцев класса "адмиралов", имевших водоизмещение 9500 т. За «Апостолами» последовали "Георгий Победоносец" и "Три Святителя". Этих сил вполне хватало для защиты черноморского побережья. Увы, машины "Трех Святителей" изготавливались в Англии, на заводе Гомфрейса и К°. На счету этого завода было уже порядка сотни механизмов, изготовленных для всех флотов мира. Но, очевидно, в работе с иностранцами англичане не особо усердствовали. «Три Святителя», новейший броненосец, имел скорость порядка 12 узлов, причем машины постоянно ломались. В итоге он оказался самым тихоходным кораблем эскадры и сильно стеснял ее маневры.

Постоянно не хватало денег. Министерство финансов беззастенчиво экономило на обороноспособности страны, зато морское ведомство имело раздутый до неимоверности штат (к 1897 году – 120 адмиралов, из них служили 27! Всего же на 1 русский корабль по общим штатам Морского ведомства приходилось… 1,8 адмирала и генерала, числившихся по морскому ведомству). До боли знакомая картина… Основной статьей экономии являлась боевая подготовка. Из-за «недостатка средств» в течение 11 лет с 1895 по 1905 гг. «Двенадцать Апостолов» был в кампании только шесть раз.

В 1896, 1899, 1900 и 1901 гг. корабль в первую линию не входил и находился либо в излюбленном флотским руководством вооруженном резерве, либо в ремонте. В этот период экипаж корабля заметно сокращали.

В августе 1901 г. флот началась дискуссия об отмене телесных наказаний для нижних чинов. Командир «Двенадцати Апостолов» был одним из самых последовательных сторонников отмены наказаний. Он писал: «По моему мнению, следует упразднить телесные наказания, как постыдное для человеческого достоинства вообще и особенно для воинского звания. Применение такого наказания к матросу из моей долголетней службы показало, что наказанный таким образом нижний чин считается потерянным для службы, так как он совестится своих товарищей и затем старается совершить проступок, за который его сослали бы в дисциплинарный батальон».

За время нахождения в резерве броненосец дважды работал опытовым кораблем: на нем испытывали ручной способ постановки мин заграждения с рельсовых путей, а также выявляли оптимальные размеры и прочность противоторпедных сетей.

В 1902 г. положение с боевой подготовкой улучшилась. С 1902 по 1906 гг. "Двенадцать Апостолов" ежегодно вводили в кампанию – в воздухе отчетливо пахло войной.

Потом была Цусима. Черноморские броненосцы в поход к Цусиме не ходили – Проливы были для них закрыты. Миновала броненосец и революция 1905-07 гг. – корабль стоял в вооруженном резерве, и никаких волнений на нем не случилось.

В июне 1907 года начался спор между Морским Генеральным штабом и Морским министерством – переводить ли "Георгий Победоносец", "Синоп" и "Двенадцать Апостолов" в состав резервной эскадры или модернизировать их. Вопрос так и остался в подвешенном состоянии до 1909 года, когда «Двенадцать Апостолов» был признан безнадежно устаревшим и передан под базу для подводных лодок. А между тем корабль еще мог послужить – модернизация стоила не так дорого… Все сгубила бюрократическая волокита. «Под сукно» положили проект перевооружения, составленный главным инженер-механиком корабля полковником Кузнецовым, который служил на «Апостолах» уже более четырнадцати лет. Он предлагал сохранить ту же мощность машин, но уменьшить перегрузку, заменив артиллерию, котлы и часть старой сталежелезной брони на крупповскую вдвое меньшей толщины. Флот получит довольно-таки боеспособный корабль со скоростью хода 17 узлов. "При таких условиях "Двенадцать Апостолов" получит надлежащие морские качества и может занять с успехом место в рядах судов нашего активного флота", — так писал Кузнецов в докладной записке.

Увы, не самую благовидную роль сыграл в этом случае наш знаменитый кораблестроитель А.Н. Крылов. И уже не в первый раз – в 1898 г., когда встал вопрос о подъеме затонувшего броненосца «Гангут», он защищал шведский вариант подъема и «распатронил» предложение русских инженеров Зворыкина и Блументаля о подъеме корабля килем вверх. В итоге с помощью последнего метода был поднят дредноут «Императрица Мария», а «Гангут» и поныне покоится на балтийском дне.

В 1910 году стоявший в Южной бухте Севастополя корабль уже мало напоминал некогда красивейший корабль флота. На нем отсутствовали артиллерия и одна труба, оставалось около 50 человек штатной команды, а кроме них в кубриках и каютах проживали экипажи подводных лодок, ютившихся у бортов. Но в штабах «Двенадцать Апостолов» по-прежнему считался… линейным кораблем.

После посещения "Двенадцати Апостолов" начальником штаба флота контр-адмиралом Новицким по кораблям был разослан приказ, в котором говорилось, что «линейный корабль "Двенадцать Апостолов" представляет что-то невозможное. Корабль имеет командира, 40 человек команды и служит для житья дивизиона подводного плавания. Но на корабле всем владеет начальник этого дивизиона. Что делает командир, для меня совершенно непонятно. Корабль в запустении, везде грязь».

Но в этом же приказе контр-адмирал Новицкий, умный и талантливый офицер, с удовлетворением отмечал, что на "Двенадцати Апостолов" дивизионный корабельный инженер подпоручик Журавлев показал ему чертеж проектируемого им подводного крейсера в 4500 т. "Проект интересен и заслуживает, на мой взгляд, рассмотрения".

Офицеры-патриоты, тяжело переживая поражение в войне с Японией, стремились послужить флоту всеми силами. Но, увы, на броненосце, превращенном в блокшив, применить свои знания и умения было сложно. Команда на «Апостолах» подобралась также весьма своеобразная. На него ссылали служить «неблагонадежных» со всех кораблей Черноморского флота, что, разумеется, отражалось на команде. По сути, «Двенадцать Апостолов» стал плавучей казармой дисциплинарного батальона.

Вскоре – в марте 1911 г. – броненосец передали «в порт», а через месяц он был исключен из списков флота. Но история старого линкора на этом не закончилась.

Корпус его еще долго стоял в Севастопольской гавани, благополучно пережив Первую Мировую и Гражданскую войны. Практически все корабли, стоявшие в Севастопольском порту, были разобраны – стране требовалась сталь, хозяйство лежало в разрухе…

Но разборка миновала на сей раз "Двенадцать Апостолов". И очень удачно – когда снимался фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», обнаружилось, что ни один из кораблей черноморского флота не имеет соответствующей конфигурации юта, необходимой для съемок. Ни один – кроме стоявшего в отдаленной бухте броненосца. Так совершенно неожиданно корабль стал съемочной площадкой. Загрмировали его так удачно, что разглядеть под «потемкинскими» бортами оригинальные практически невозможно. К осени 1925 г. фильм отсняли. Корпус начали разбирать несколько лет спустя, и процесс этот шел долго. Окончательно «Двенадцать Апостолов» был разобран только в середине 1930-х годов.

***

На самом деле в этой истории много поучительного. Если посмотреть повнимательнее, можно обнаружить, что болезни флота остались теми же. И по сей день у нас больше адмиралов, чем кораблей. И сейчас радеющим за величие державы и ее судьбу людям трудно пробиваться наверх. И сейчас, как и тогда, после Цусимы, флот находится в упадке.

Так пусть же послужит примером и предостережением тем, кто вершит судьбы нашего флота, пример «Двенадцати Апостолов» - красивого, компактного броненосца с оригинальным дизайном щитов на барбетах, не похожего ни на один корабль из своих ровесников, напоминающего корабль будущего – с лазерными пушками под дискообразными щитами. Броненосца, преждевременно покинувшего строй из-за косности и ограниченности власть предержащих.

Владимир Алексеев
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты