Главная  >  Политика   >  Страны и регионы мира   >  Швейцария


Государственное устройство и политическая система Швейцарии

19 декабря 2018, 10

Государственное устройство Швейцарии

Швейцария — федеративная республика, в государстве действует Конституция, принятая 29 мая 1874. В состав Швейцарии входит 26 кантонов (Ааргау, Аппенцелл Ауссер — Роден, Аппенцелл Иннер — Роден, Базель — Ландшафт, Базель — Штадт, Берн, Фрибург, Женева, Гларус, Граубунден, Юра, Люцерн, Невшатель, Нидвальден, Обвальден, Санкт Галлен, Шаффхаузен, Швиц, Золотурн, Торгау, Тичино, Ури, Валлис, Вауд, Цуг, Цюрих).

Наиболее крупные города (тысяч чел.): Берн, Цюрих (337,9), Женева (175), Базель (166), Лозанна (114,9).

Высшие органы власти – президент и правительство

Глава страны и кабмина (т.е. Федерального совета) — президент. Они выбираются Федеральной ассамблеей на 1 год из членов Федерального совета (в его состав входит 7 человек), который также формируется ею, однако на 4 года.

В Федеральный совет входят представители четырех партий, набравших наибольшее количество голосов избирателей на выборах в Федеральную ассамблею (по два представителя от первой тройки партий и один — от замыкающей четвертой).

Двухпалатная Федеральная ассамблея состоит из Государственного совета (т.е. Совета кантонов, 46 членов, избираемых на 4 года) и Национального совета (200 парламентариев избираются прямым народным голосованием на основе пропорционального представительства на 4 года).

Наибольшее количество голосов избирателей на последних выборах в Национальный совет было отдано:

Швейцарской народной партии (SVP) — 22,6 процентов,

Социал-демократической партии (SPS) — 22,5 процента,

Радикальной свободно-демократической партии (FDP) — 19,9 процента и

Христианско-демократической народной партии (CVP) — 15,8 процентов.

На их долю приходится 80,8 процент всех голосов избирателей («большая четверка» получила все места в Государственном совете).

Высшая судебная власть

Ведется Федеральным Верховным судом. Его члены выбираются Федеральной ассамблеей (на 6 лет). Особенности функционирования исполнительной и законодательной власти проявляются прежде всего в автоматической ротации каждый год главы страны и кабмина.

Система соответствия в Швейцарии

Швейцария является единственной европейской страной, в которой действует принцип «системы соответствия» общественно-политических движений. Это дает возможность представителям «большой четверки» политических партий, которые входят в Федеральный совет, возглавлять на вполне определенный период страну и проводить свою политику. Но, чтобы добиться успеха в реализации своей концепции, общественно-политические партии, временно находящиеся во главе страны, должны опираться на принципы постоянного компромисса. Им требуется достигать согласия с другими членами Федерального совета, которые неизбежно также будут временно возглавлять страну.

«Система соответствия», которая вовлекает различные партии в процесс формирования общенациональных стратегических целей, предотвращает таким образом неожиданные смены концепций в общественном развитии государства, способна амортизировать конфликты и напряженности, которые неизбежно должны возникать в государстве со многими национальными менталитетами и различными религиями.

Этот процесс обычно развивается сложно и медленно, однако именно он считается одним из основных факторов, обеспечивающих устойчивую, политическую стабильность и идентичность в государству.

Прямая демократия в Швейцарии

Второй особенностью можно считать функционирование принципа своеобразной швейцарской политической культуры в форме прямой демократии. Эта система дает возможность каждому гражданину непосредственно включиться в решение государственных проблем на кантональном и федеративном уровнях.

Для проведения народного референдума требуется собрать не менее 50 тысяч подписей для того, чтобы вынесения решения по разрабатываемому законоположению и 100 тысяч — для того, чтобы внесения изменений в действующие правовые нормы.

При проведении всенародных референдумов требуется обеспечение большинства не только лишь населения, но и кантонов тоже.

На протяжении всего ХХ века изменения в действующее законодательство Швейцарии вносились исключительно с одобрения народа. Способом выражения народной воли служил референдум. С помощью его в 1999 году была принята последняя Конституция Швейцарской Конфедерации.

В новой конституции есть целый раздел, посвященный референдуму. Он проводится в случае полного пересмотра конституции – тогда для выдвижения инициативы достаточно всего 100 тысяч голосов избирателей. Референдум – образ жизни швейцарцев, они сами создают свою политику (историки считают, что причина этого в насильственных методах французского утверждения на швейцарской территории, швейцарцы хотели все решать сами и ни от кого не зависеть). В среднем общенациональные голосования проходят раз каждые 3 месяца, а всего с 1874 года было проведено около 250 голосований. Регулирование референдумов осуществляется кантональным законодательством.

Швейцария состоит из кантонов, поэтому по определению не может не предоставлять своим гражданам право на участие в политической жизни. Поэтому на голосование выносятся вопросы самого широкого спектра, – от изменения конституции до регулирования торговли алкоголем.

Общественные ассоциации

На формирование основных принципов функционирования швейцарского общества серьезное воздействие оказывают и ведущие ассоциации деловых кругов. При этом особо выделяется Швейцарский союз промышленников и торговцев (он возник в 1870), который постоянно ориентирует основные направления стратегического хозяйственного роста страны. Ставка делается на повышение доли капиталоемкой и наукоемкой продукции в национальном производстве. Не менее значительное воздействие на формирование общества оказывает Ассоциация швейцарских банкиров. Она предпринимает гигантские усилия для того, чтобы поддержать престижный уровень этого сектора в мировой экономике. Особенно важно при этом продемонстрировать несостоятельность международного мифа о т. н. гномах Цюриха, которые в глубине своих подземелий обеспечивают «надежную гавань» для недобросовестных вкладчиков.

Основная стратегическая цель внутренней политики — обеспечение устойчивости общественно-экономического развития, стабильности политической системы и идентичности населения страны. Важность этой проблемы определяется тем, что в рамках Швейцарской конфедерации отсутствуют единый общий язык и национальная культура. В Швейцарии объединены три ведущие евроконтинентальные этнические группы, к каждой из которых примыкают соседние крупные государства с родственным менталитетом. Поэтому основная ставка в решении внутренних проблем делается на соблюдение равных прав меньшинств.

Важнейшим механизмом консолидации швейцарского общества считается активное задействование на всех уровнях постулатов «системы соответствия». Амортизирующая способность этого принципа государственного управления была достаточно отчетливо показана в ходе интеграции в правительсвенную коалицию (в рамках Федерального совета) радикально-националистической партии швейцарского мультимиллионера К.Блохера. Используя популистские националистические лозунги (около 19 процентов всего населения государства составляют иностранцы — наиболее высокий европейский показатель), эта партия получила на последних выборах почти 1/5 всех голосов избирателей. Однако выход на наиболее высокий уровень государственного управления представителей национал-радикалов не привел к разрушению непоколебимой стабильности общественно-политической системы страны.

Во внешней политике наиболее радикальные сдвиги произошли в марте 2002 — Швейцария стала членом ООН. Длительные годы Альпийская Республика исходя из принципов «постоянного нейтралитета» избегала членства не только в НАТО, ЕС, но даже ООН. Правда, она состояла в некоторых специализированных агентствах этой организации, нередко придерживалась вводимых ею экономических санкций. Предпринятая в 1986 попытка государства вступить в ООН была заблокирована на всенародном референдуме, 75 процент швейцарских граждан высказались против. Однако в марте 2002 уже более половины проголосовало положительно, и Швейцария стала 190-м членом ООН.

Основная причина столь решительного изменения принципов внешней политики связана с экономическими факторами. У ведущих промышленно-финансовых корпораций объем производимой продукции (и услуг) за рубежом уже значительно превосходит национальные показатели. В этих условиях сохранение «традиционной альпийской замкнутости» стало угрожать швейцарской конкурентоспособности на мировых рынках. Сложнее складывается ситуация со вступлением государства в ЕС, на который приходится подавляющий объем внешнеэкономического оборота. Но, по оценке швейцарских аналитиков, это вопрос скорее политический, чем экономический. Полагают, что около 90 процент всех хозяйственных проблем, возникающих от невхождения в ЕС, уже нашло свое разрешение вследствие двустороннего договора Швейцария — ЕС в рамках Европейского экономического пространства. Речь идет прежде всего об установлении принципа свободы перемещения товаров, капиталов, рабочей силы и патентов (лицензий). Серьезные возражения в связи с возможным вступлением государства в Евросоюз связывают с необходимостью приспосабливать существующую швейцарскую общественно-политическую систему к европейским нормам.

Постепенная ликвидация основных, достаточно специфичных постулатов государственного управления страной (автоматическая ежегодная ротация глав страны, «прямая демократия» через проведение всенародных референдумов и пр.) может нанести ущерб идентичности швейцарского населения, традиционной общественно-политической стабильности.

Последние опросы (2002) показали, что только лишь 1/3 населения выступает за присоединение к ЕС, 1/3 — категорически против и, наконец, остальные считают, что «головой» они одобряют этот процесс, а вот «сердце» выступает решительно против вступления в эту организацию.

Вооруженные силы Швейцарии

Вооруженные силы государства считаются самым крупными в Европе. Швейцарская регулярная армия насчитывает около 360 тысяч чел. (а в условиях мобилизации может быть в течение 48 ч увеличена до 500 тысяч чел.). В ее состав входят Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, пограничная охрана и фортификационные подразделения (персонал горных бункеров). Ежегодный призыв в армию 42,6 тысяч чел. (2002). Военные расходы 2,5 миллиарда долл., что составляет 1 процент ВВП.

Резервный состав армии формируется на основе «милиционной системы», в соответствии с которой часть мужского населения (в возрасте 20—24 лет) регулярно призывается в рекруты на военную службу (18 недель).

Вторую группу составляют резервисты, способные быть призванными в условиях полной мобилизации. Все военнообязанные получают на хранение дома обмундирование, оружие, необходимую амуницию и даже велосипед, чтобы самостоятельно прибыть в пункт назначения в полной боевой готовности.

Столь масштабная милитаризация общественной жизни Альпийской Республики опирается на вполне определенные исторические традиции. Многовековая борьба за независимость, длительный период участия швейцарских «наемных солдат» в качестве наиболее профессионально подготовленных кадров многих европейских армий и пр. — все это способствовало внедрению в общественное сознание важности боевой службы для того, чтобы обеспечения безопасности и благополучия конфедерации.

Кроме того, армия является своеобразным символом «швейцарской идентичности» жителей этой страны. И все же в конце 2002 была начата крупномасштабная военная реформа, по которой к кон. 2004 регулярная армия должна быть сокращена втрое (до 120 тысяч чел.). Соответственно произойдет уменьшение количества рекрутов (до 20 тысяч чел.) и резервистов (до 80 тысяч чел.). Однако при этом предполагается, что боевые расходы не сократятся. Они будут в больших объемах направляться на разработку и внедрение новейшего военного оснащения.

Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты