Главная  >  Общество   >  Спорт


Эстетика спортивного зрелища

11 октября 2007, 33

Изучение популярности в количественном виде мы благородно предоставляем социологии спорта. А вот качественными характеристиками должна заинтересоваться философия, ибо только она способна осмыслить феноменальную популярность спорта. Удобнее всего провести подобное осмысление через рассмотрение самого популярного вида спорта. Общепризнано – это футбол.

Сегодня мы переживаем «спортивный бум». Спорт как социальный институт, как деятельность, как спортвное зрелище захватывает в свои стройные ряды всё больше и больше поклонников. Теперь стало престижно зарабатывать не просто деньги, а очень большие деньги в спорте. А тем самым через спорт накапливается социальный капитал.

Однако популярность любого вида спортивной деятельности следует усматривать не только в количественных характеристиках вовлечённости участников, но и в качественных параметрах оценивания любого вида этой человеческой деятельности. Изучение популярности в количественном виде мы благородно предоставляем социологии спорта. А вот качественными характеристиками должна заинтересоваться философия, ибо только она способна осмыслить феноменальную популярность спорта. Удобнее всего провести подобное осмысление через рассмотрение самого популярного вида спорта. Общепризнано – это футбол.

Ранее мы уже пытались представить себе футбол как новую мировую (прежде всего, социоцентрическую) религию (См. «София» № 2/3), подробно проанализировав и сравнив системно-структурные параметры этих феноменов жизни. Что из этого вышло – судить читателю. Сейчас же хочется продолжить разговор о футболе через эстетическое измерение. На наш взгляд категории и понятия эстетики как философской дисциплины наиболее точно передают то ценностное отношение, несомненно присутствующее в спорте.

Эстетическое содержание спортивной деятельности нам поможет выявить сопоставление спорта с искусством через сравнительный анализ некоторых характерных черт.

В искусстве проблема эстетического всегда ставится в двух аспектах: в связи с особенностями процесса создания художественного произведения и в связи с характеристиками восприятия произведения искусства рецепиентом. Спортивная деятельность в целом такова, что вопрос об эстетическом здесь также следует ставить в двух планах: эстетическое в действиях спортсмена и эстетический компонент восприятия спортивного состязания зрителем, болельщиком. Каждый из этих случаев эстетического обладает определённой самостоятельностью и может быть рассмотрен отдельно. Начнём с вопроса об эстетическом содержании деятельности спортсмена (для нас – футболиста).

Здесь, конечно, следует говорить, в первую очередь, о переживаниях сопровождающих двигательную активность футболиста и о переживаниях, связанных с тактическими моментами поведения его в игре. Мы имеем в виду такое двигательное действие, которое в целом разворачивается без контроля со стороны сознания, на «автомате», но при этом по-особому сознательно переживаемое. В этом случае речь идёт о высшем спортивном мастерстве футболиста как «комплексном ощущении двигательного действия в целом» (См.: Визитей Н. Н. Спорт как эстетическая деятельность. Кишинёв, 1979. С.124).

В футболе так называется чувство мяча. При переживании атлетом такого чувства имеет место ситуация, в которой совершаемое им действие становится целостно данным ему образованием. Целостность здесь – внутренне ощущаемая целостность, когда сознание не рефлексирует по поводу её. Футболист просто погружён в движение, полностью отдан ему. И, как утверждает Н. Н. Визитей, «перед нами живой случай эстетического ощущения – между мной и другим (который почти неразличим) – гармония, ибо нет их напряжённого противостояния» (Там же. С. 128).

Действительно, ведь это чувство указывает насколько искусно, мастерски владеет мячом футболист, насколько совершенно он им (мячом) управляет. А уж если оно присуще спортсмену изначально, то о нём говорят – «талант от Бога».

Безусловно, таким даром обладал всеми признанный Король Футбола – Пеле. Убедиться в этом нам позволяют кадры кинохроники Чемпионата Мира 1958 г. в Швеции, где юный 18-летний бразилец впервые дебютировал на высоком уровне и сразу заслужил признание короля Швеции за потрясающую игру на турнире. На них видно как мяч «приклеен» к его ногам, как его движения торсом повторяют движения мяча – футболист буквально сливается с мячом в единое целое. Игра Пеле не могла не вызывать приятного наслаждения как у него самого, так и у торсиды. Ведь как указывал Г.-Г. Гадамер «в переживании искусства присутсвует полнота значения, принадлежащая не только данному особому содержанию как предмету, но скорее представляющее смысловое целое жизни» (Гадамер Г. Г. Истина и метод. М., 1988. С. 114).

Итак, именно умение отключить внимание и сосредоточиться на выполняемом упражнении, уйти в движение – одно из необходимых условий эстетического переживания собственного двигательного действия. Понятно, что это умение способствует также и достижению высокого спортивного результата. Далее, следует отметить определённую аналогию между спортсменом и актёром. Футболист уходит в движение также, как актёр уходит в образ. Однако, как замечают многие крупные театральные деятели (например, Г. А. Товстоногов, К. С. Станиславский), актёру необходимо стать «другим», войти во внутренний мир художественного героя (чтобы зритель действительно почувствовал искренность представления), но при этом должен продолжать быть самим собой, сохранять своё Я. В любом случае, «какой-то части его (актёра) сознания нужно оставаться свободной от захвата пьесой для контроля над всем, что он испытывает и совершает как исполнитель своей роли» (Станиславский К. С. Работа актёра над собой // Собрание сочинений: в 8т. М., 1954. Т. 2. С. 237). Но это, конечно, должно быть незаметно зрителем.

Как и актёры в театре, футболисты на поле стремятся вызвать у наблюдающих их игру яркие эстетические переживания. Так, Н. Н. Визитей приводит слова Пеле: «в игре бразильцев много артистизма, так как они знают, что зрители ждут от них прежде всего красивого представления. Игроки стремятся показать на поле нечто вроде спектакля. Даже если такая игра порой не приносит успеха команде, зрители остаются довольны тем, что увидели отличную технику обращения с мячом, красивый дриблинг, коварные удары» (Визитей Н. Н. Там же. С.144). А ведь такое возможно только при совершенном владении техникой.

В футболе как коллективной игре необходимо присутствует элемент эстетического, поскольку в чувстве коллективности происходит единение Я и Другого, особенно если цель игры (победа) переживается как общая, посвящённая многим другим. Другой здесь – не только партнёр по команде, это ещё и зритель-рецепиент. Теперь мы можем перейти к эстетике спортивного (футбольного) зрелища. Спорт есть деятельность, совершаемая по строго оговорённым правилам, а правила эти заранее знает зритель. Ему известно, в частности, стремление участников состязания и те потенциальные пути, по которым им дозволено идти к цели. В результате, соревнование сразу же выступает для зрителя как определённая смысловая целостность. Это аналогично особенностям восприятия художественного произведения, которое есть целостное, замкнутое на себе образование, где каждый фрагмент указывает на целое, несёт в себе идею этого целого, конкретизирует его. Ссылаясь на Гадамера, можем сказать: для спортивного болельщика художественное произведение, т.е. футбол как игра, понимается как «случай символической репрезентации жизни, и любое переживание в равной степени приближается к этому случаю» (Гадамер Г.-Г. Там же. С. 114 – 115).

Зрителю одинаково доступен как внешний план поведения футболиста на поле, так и внутренний, т. е. цели действий спортсмена в игре (например, забить мяч в ворота) и способы, которыми атлет может воспользоваться для их достижения. Проще говоря, зритель легко может поставить своё Я на место Я футболиста, сопереживать ему. У сильно рьяных это доходит до экстаза и одержимости, когда разум, а с ним и самосознание крепко спит, а буйствуют эмоции и чувства. На эстетическом уровне подобное происходит оттого, что таких болельщиков интересует не игра, а фабула – они ожидают победы любимой команды и мало наблюдают за напряжённостью и драматизмом борьбы игроков на поле.

Безусловно, такое отношение основывается на развитости эстетического вкуса. И здесь всё зависит от зрителя, чего он хочет от футбола – сильных впечатлений или искренних переживаний, эмоциональной разрядки или ощущения постоянной напряжённости. Впрочем, нам одинаково интересно и то и другое, ибо, как отметил ещё С. Эйзенштейн, присутствующие на стадионе сопереживают действительную борьбу, а не соревнование, воссоздаваемое автором во взаимоотношениях персонажей художественного произведения. Поэтому само желание зрителя «помочь спортсмену» естественно (Визитей Н. Н. Там же. С. 174).

Футбол – это жизнь, а жизнь – это театр, где мы все актёры. Футбол – это театр, и фанаты ходят на стадион как на театральное представление, ожидая получить неповторимое эстетическое наслаждение. Действительно, театральный элемент придаёт свежесть и смачность футбольным спектаклям. Так, знаменитый Диего Марадона, помимо спортивных способностей, был ещё и великим комиком. Низкорослый крепыш, почти толстячок, этот футбольный Дени де Вито, мастерски шулерствовал (сакраментальный гол рукой 1986 года), симулировал, скандалил. А звезда английского футбола, любимец публики Пол Гаскойн умело и профессионально безобразничает не только на поле, но и в не рабочей обстановке.

Наличие комиков и скандалистов, романтиков и истериков в футболе необходимо. Собрание этих амплуа обеспечивает дополнительную поддержку зрителя, команда с таким набором «исполнителей» непременно выиграет, воля к победе осуществится. Правда есть один недостаток: в театральном действе всё совершается по сценарию и тогда важно наличие игрового элемента у актёров, иначе спектакль оказался бы безынтересным. В футболе сценарий есть, но его можно легко переписать (победить может не самый сильный). Такая непредсказуемость исполнения выдает дополнительные авансы популярности футбола.

Итак, называя спорт (футбол) искусством, мы, конечно же, не отождествляем эти понятия, а только указываем, что спорту (футболу) безусловно присущи некоторые характерные художественные моменты. Осмыслить это нам помогает эстетика, для которой искусство – это целостное и неповторимое явление, и которая пытается понять – как искусство воспринимается и воздействует на человека. Данное исследование только поднимает проблемы эстетики спортивного зрелища, не претендуя на абсолютную истину. Эстетика спорта ждёт своих исследователей.

Д. В. Никишин София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты