Главная  >  Общество   >  Социализация


Мысли о воспитании детей

11 октября 2007, 16

В конце 80-х – начале 90-х годов минувшего века наша Церковь пополнилась значительным количеством молодых людей, родившихся и воспитанных вне каких-либо православных традиций, и пришедших к вере благодаря милости Божией и своему осознанному выбору.

 В конце 80-х – начале 90-х годов минувшего века наша Церковь пополнилась значительным количеством молодых людей, родившихся и воспитанных вне каких-либо православных традиций, и пришедших к вере благодаря милости Божией и своему осознанному выбору. Теперь у этих людей появились семьи, родились дети, и вместе с этим возникла проблема: как вырастить своих детей православными? Опыта жизни в христианской семье у таких родителей нет, каким должен быть православный ребенок, они тоже представляют слабо, а экспериментировать со своими детьми – затея слишком рискованная, так как платой за ошибки может стать вечная жизнь. Специальной литературы на эту тему также почти нет. Работы XIX века, переизданные репринтно, к нашему времени на 99 процентов неприменимы, ибо написаны для совершенно иной общественной ситуации и ориентированы на менталитет людей, уже очень непохожих на нас, а поделиться реальным опытом пока еще некому – слишком мало прошло времени (прошу прощения за каламбур) с того благословенного времени. Воспользоваться советами людей, живших и воспитывавшихся в непрерывавшейся духовной традиции, также достаточно непросто – всех мелочей на словах не передашь, а именно они подчас оказываются наиболее важными. Священнослужители знают, что хотя в Служебнике и приводится чинопоследование Литургии, но ее никогда не сможет отслужить человек, ни разу не присутствовавший в Алтаре во время ее совершения, поскольку в текст невозможно внести все подробности, их можно только увидеть, получить, так сказать, "из рук в руки". То же самое и с христианским духом – им можно проникнуться, пожив какое-то время в верующей семье, но нельзя приобрести его только путем теоретического познания. Но, к сожалению, нашему поколению суждено учиться воспитанию детей, как, впрочем, и духовной жизни, преимущественно по книгам, а значит, из всего многообразия православной литературы необходимо выбирать самое важное и ценное, то, что не зависит от времени, местности, общественного устройства и тому подобных изменяющихся факторов. Ниже я постараюсь изложить основные теоретические положения, на которые необходимо опираться в воспитательном процессе, имя которому – жизнь.

     

     "Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его" (Лк. 6,40). До тех пор, пока учителями ребенка являются родители, ребенок никак не будет святее их самих, как бы они этого ни желали. Ребенок будет слушать, может быть, даже очень внимательно, родительские наставления, но копировать он будет прежде всего их жизнь, причем все недостатки он воспримет как само собой разумеющееся. Это часто служит поводом для родительского гнева, но такой гнев будет все же несправедливым, ибо корни подобного поведения родители должны увидеть в первую очередь в себе самих, что никак не получится у тех, кто не научился смирению. Так что первым шагом на пути к правильному воспитанию ребенка должно стать внимательное отношение родителей к своей собственной духовной жизни и к своему поведению. Дети подобно зеркалу отражают в себе наши грехи, и мы должны быть им за это благодарны. Только предельная искренность отца и матери способны зажечь ребенка любовью к Богу и Церкви. Если в семье царит формальное отношение к молитве, то и дети будут относиться к этому сначала равнодушно и неохотно, а затем, став старше, начнут протестовать. А, как известно, нельзя заставить человека молиться. Можно принудить его присутствовать на молитве, прочитывать текст, но "невольник не богомольник". Также и в деле приучения к Храму – очень важно не переусердствовать, не возложить на чадо "бремена неудобоносимые". Если для взрослых богослужение понятно и интересно, то ребенок, живущий прежде всего чувствами (по слову преп. Никодима Святогорца), может удерживать свое внимание на службе очень недолго. Поэтому пусть он лучше привыкнет быть на службе недолго, но с благоговением, нежели всю службу пребывать в беготне или праздномыслии. Отучить от этого будет гораздо труднее.

     

     По поводу причащения детей будет нелишним напомнить слова святителя Григория Паламы, который, объясняя евангельские слова об изгнании нечисти постом и молитвой, утверждал, что любая наша страсть есть в некотором роде одержимость, и бороться с ней нужно постом и молитвой, а если кто не может этого делать, то пусть за него потрудятся его ближние, и тогда Бог воспримет такой подвиг как подвиг того, ради кого он совершался. Поскольку дети не могут сами поститься и молиться перед причастием, то сами родители должны приложить какие-то усилия для подготовки к Таинству. Не говоря уже о том, что такая подготовка родителей будет у детей перед глазами и послужит неким примером на будущее, этот родительский подвиг принесет гораздо большие результаты, нежели простое принесение ребенка к Чаше. Постепенно, с возрастом, пусть и сам ребенок примет в этой подготовке посильное участие. Научившись осознавать грех, он сможет уже принять и таинство Покаяния. На первую исповедь ребенку лучше пойти тогда, когда он сможет принять решение преодолеть какой-нибудь свой дурной навык, и происходит это, как правило, не в семь лет, а значительно раньше, примерно в пять.

     

     Когда ребенок начнет понимать смысл и необходимость поста, то приучать его к этому нужно постепенно. Так как пост прежде всего должен служить ограничением для удовольствий, то и начинать нужно не с молочной каши, которую дети едят обычно без всякого удовольствия, а с чего-то такого, что им очень нравится – с мороженого, конфет, шоколада и т.п.

     

     По отношению к окружающему миру ребенка нужно приучать к разборчивости и осторожности. Невозможно вырастить его в совершенной изоляции от мира, и поэтому ребенок должен быть знаком с ним, но ни в коей мере нельзя допустить, чтобы он подчинился современной гедонистической "попсовой" цивилизации. Нужно приучить его к настоящим ценностям, к произведениям той культуры, хотя и светской, которая учит добру и другим качествам, необходимым христианину. Еще святитель Василий Великий призывал юношей своего времени изучать те языческие произведения, которые воспитывают положительные черты в человеке.

     

     Вообще, как я уже говорил, строить воспитание только на теории – дело неблагодарное, а поэтому мы будем рады любым практическим советам, проверенным теми или иными православными родителями.

     

     

Моисеев Дмитрий, свящ.
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты