Главная  >  Война   >  Оружие   >  Военно-морской флот   >  Подводные лодки


7 апреля 1989 - Гибель подводной лодки «Комсомолец»

11 октября 2007, 152

В день Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 1989 г. в Норвежском море погибла атомная подводная лодки Северного флота "Комсомолец" и 42 членов ее экипажа.

Лодка была новым словом в мировом кораблестроении. Считалось, что по ее тактико-техническим характеристикам она опережает время примерно на четверть века:

- сверхпрочный корпус из титана,

- более 1000-метровая глубина погружения, абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров,

- подводное водоизмещение 8500 тонн,

- скорость хода более 30 узлов,

- полное необнаружение и недосягаемость для любого оружия.

Боекомплект - 22 торпеды с ядерными боеголовками, часть из которых могла быть заменена на крылатые ракеты С – 10 «Гранат».

7 апреля 1989 года подлодка К-278 «Комсомолец» возвращалась с боевой службы. Однако в этот момент на «Комсомольце» возник пожар, приведший к потери плавучести и погружению на дно.

Лодка лежит на глубине 1858 метров. Реактор лодки был надежно заглушен, однако до их пор в двух торпедных аппаратах находятся торпеды с ядерной боевой частью.

Общая концепция, именовавшаяся в контурах конструкторской идеи «Плавник», затем «проект 685» и «Комсомолец», родилась в 1960-х годах в условиях нарастающего противостояния СССР и США. По замыслу проектантов, глубоководная атомная подлодка «проект 685» предназначалась для борьбы с подлодками противника и охраны своих кораблей.

Строительство лодки велось на крупнейшей военной верфи «Севмашпредприятие» в Северодвинске Архангельской области.

Лодка была спущена на воду в августе 1983 года. 5 августа 1984 года передана 1-й флотилии подводных лодок Краснознаменного Северного флота.

Еще в период ходовых испытаний погрузилась на 1040 метров, установив абсолютный рекорд по глубине для боевых кораблей подводного плавания.

За пять лет службы в составе объединения «Комсомолец» неоднократно погружался на глубину 1000 метров. Сомнений в надежности корабля не возникало.

28 февраля 1989 года К-278, получившая весьма почитаемое на флоте звание «отличный корабль» с правом ношения соответствующего знака на надстройке, приняла на борт сменный экипаж и вышла в очередное автономное плавание.

Трагедия началась в пятницу на 37 сутки похода. 7 апреля 1989 года, находясь на боевой службе, К-278 следовала на глубине 386 метров со скоростью 6-8 узлов. Утром боевая смена несла вахту в обычном режиме. Между 11.00 и 11.03 в кормовом отсеке начался пожар. В 11.03 на пульте вахтенного механика зажегся сигнал «Температура в 7-м отсеке больше 70 градусов».

Командир подлодки капитан 1-го ранга Евгений Ванин принял единственно правильное в данной ситуации решение - применить в аварийном отсеке лодочную объемную химическую систему пожаротушения (ЛОХ).

Но система, которая в теории должна была нейтрализовать пожар высокой интенсивности, стала бессильной перед разыгравшейся стихией.

От резкого повышения температуры нарушилась герметизация трубопровода высокого давления, аварийный отсек превратился в подобие мартеновской печи. Огонь перекинулся на шестой отсек. Немедленно был остановлен парогенератор. Левый турбогенератор отключился сам. Сработала автоматическая защита реактора. В дополнение заклинило вертикальный руль, прервалась межотсечная связь, повредилась система шланговых дыхательных аппаратов, часть экипажа получила тяжелое отравление.

Лодка, увеличивая ход, стала всплывать. Однако на глубине около 150 метров сработала аварийная защита реактора, и К-278 потеряла ход. В 11 часов 16 минут после продувания цистерн главного балласта она всплыла в надводное положение.

С 11 часов 20 минут до 12 часов 17 минут лодка 8 раз передала установленный сигнал об аварии, однако первый из них был услышан в Главном штабе ВМФ и на КП Северного флота только в 11 часов 41 минуту и был неразборчивым.

Сигнал об аварии был принят на берегу только в 12 часов 19 минут. С этого момента на всех уровнях стали приниматься меры по оказанию помощи и спасению лодки и ее экипажа.

Команда героически боролась за живучесть корабля.

Когда «Комсомолец» всплыл, экипаж сумел локализовать пожар в седьмом отсеке, дать в шестой отсек фреон и загерметизировать остальные. Одного за другим аварийные партии вытаскивали обгоревших и отравившихся моряков на свежий воздух.

Большая часть экипажа была выведена наверх. Многих удалось вернуть к жизни. Но они, ослабевшие и еще не пришедшие в себя, погибнут позже в холодной воде, когда от каждого потребуются нечеловеческие усилия. Никто не думал, что через несколько часов все окажутся в ледяной воде Норвежского моря.

Выходя из отсеков подводной лодки, каждый был уверен, что титановый корпус «Комсомольца» — самый прочный в мире, как уверяли конструкторы. Именно по этой причине подводники поднимались наверх без гидрокомбинезонов. Для многих это стало смертельной ошибкой.

Первым всплывшую лодку обнаружил патрульный самолет «Орион» военно-воздушных сил Норвегии.

Лодка была на плаву, однако положение ее с каждой минутой становилось все более опасным, кормовая часть на глазах уходила в воду, а нос вздымался все выше и выше. Стало ясно, что надежд на спасение нет.

В момент, когда лодка накренилась, члены экипажа запели песню «Варяг», прощаясь с теми, кто навсегда остался на борту «Комсомольца».

В 17 часов 08 минут лодка затонула на глубине 1685 метров, исчерпав запас плавучести.

Вскоре подошла помощь. Плавбаза «Алексей Хлобыстов» одного за другим подбирала моряков. К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 16 человек, на борт подняли 30 живых и 16 погибших моряков.

Как только члены команды были подняты на борт, судовые врачи начали борьбу за спасение моряков, десять из которых были уже без признаков жизни.

Троих спасти не удалось, хотя квалифицированные медики, доставленные к месту происшествия на крейсере «Киров», сделали все может бытье. На пути к Североморску использовали все медицинские средства, пригодные в такой ситуации. Произвели тщательное растирание. Моряки были помещены в теплые ванны. Врачи вели круглосуточное дежурство. Состояние троих моряков было средней тяжести. Они прошли курс лечения в палате интенсивной терапии.

Состояние остальных 24 членов команды было вполне удовлетворительное. Все ребята прошли тщательное медикаментозное, психотерапевтическое, рефлексотерапевтическое лечение. Лишь у одного из пострадавших был обнаружен легкий ожог. Военные медики и моряки, побывавшие в разных переделках и нештатных ситуациях, были потрясены стойкостью команды.

27 спасенных моряков были на излечении в военно-морском госпитале Северного флота.

Позже «Комсомолец» намеревались поднять. В конструкторском бюро «Рубин» при участии голландского консорциума глубоководных операций был разработан проект подъема, однако воплотить его не смогли. Ограничились тем, что с помощью специального состава загерметизировали прямо на дне все потенциально опасные места на погибшем корабле.

До сих пор точные причины возникновения пожара, произошедшего на борту атомной подводной лодки «Комсомолец», так и не выяснены. Поднять субмарину с более чем полуторакилометровой глубины Норвежского моря невозможно.

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты