Главная  >  Экономика   >  Русские предприниматели


Сергей Иванович Зимин

11 октября 2007, 126

“Сергей Иванович Зимин, будучи в течение многих лет антрепренером русской оперы в Москве, растворился в искусстве и остался не оперным меценатом, даже в лучшем смысле этого слова, а неутомимым работником единственного в России оперного дела, которое открыло двери всякому новому опыту в сфере оперного творчества, как нашему русскому, так и западному”. Л.В. Собинов.

“Сергей Иванович Зимин, будучи в течение многих лет антрепренером русской оперы в Москве, растворился в искусстве и остался не оперным меценатом, даже в лучшем смысле этого слова, а неутомимым работником единственного в России оперного дела, которое открыло двери всякому новому опыту в сфере оперного творчества, как нашему русскому, так и западному”.

Л.В. Собинов.

В 2004 году предстоит отметить столетие Оперы Зимина, одной из ярчайших страниц русского искусства.

Главная заслуга перед Отечеством русского театрального деятеля и мецената Сергея Ивановича Зимина (1876-1942) – организация в 1904 году частного оперного театра, получившего название «Оперный театр Зимина». Театр просуществовал до 1924 года (в 1919-1920 г.г. назывался Малая Государственная Опера, В 1922-1924 г.г. – Свободная Опера Зимина). С императорскими театрами частной опере конкурировать было непросто. “Театр Зимина был одним из ведущих оперных коллективов своего времени, деятельность его представляет значительную художественную ценность, и он должен занять то место в истории русского музыкального театра начала ХХ века, которое принадлежит ему по праву ” (П.А. Марков).

Продолжая традиции Московской частной русской оперы, новый коллектив стал театром творческого поиска и сыграл важную роль в музыкальной жизни России. Главное место в огромном репертуаре театра занимала отечественная опера. Здесь шли все оперы П.И. Чайковского и большинство опер Н.А. Римского-Корсакова (“Снегурочка”, “Садко”, “Сказка о царе Салтане”, “Борис Годунов”, “Иван Сусанин”, “Русалка”, “Князь Игорь”, “Демон” и др.). На сцене Оперы Зимина впервые были поставлены опера-балет “Млада» и опера “Золотой петушок”, прославившие театр. По сей день постановка оперы “Золотой петушок” (1909 г.) считается непревзойденной. Театр возобновил не шедшие долгое время оперы “Мельник – колдун, обманщик и сват” Соколовского, “Аскольдова могила” Верстовского, “Рогнеда” Серова. На сцене театра шли и западноевропейские оперы: “Аида”, “Богема”, “Чио-Чио-сан” и др. В театре Зимина впервые в России были поставлены “Кармен” и “Нюрнбергские мейстерзингеры”. Всего было поставлено более 100 опер и ряд балетов...

Музыкальное руководство и режиссуру в Оперном театре Зимина осуществляли лучшие силы того времени: М. Ипполитов-Иванов, Э. Купер, П. Оленин, дирижеры – И. Голицын, Е. Плотников. Спектакли и костюмы оформлялись по эскизам И. Билибина, Н. Рериха, А. Васнецова, М. Врубеля и многих других известнейших художников. В театре работали замечательные вокалисты: Е. Цветкова, В. Петрова-Званцева, М. Бочаров, В. Дамаев. На сцене Оперного театра Зимина часто пели Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, многие зарубежные певцы – М. Баттистини, Т. Руффо, Л. Кавальери и другие прославленные исполнители, танцевала Кшесинская и выступал со своим балетом Фокин. В Опере Зимина дирижировал друг и ученик Сен-Санса и Бруно Вальтер.

С.И. Зимин оказывал всяческую помощь приглашенным в свой театр актерам, оплачивая их вокальное и художественное образование. В созданной С.И. Зиминым в 1915 г. оперной студии подготовка певцов велась по специальной методике, лично им разработанной. Зимин всегда сам следил за тем, чтобы в его театре никто не нуждался материально, – будь то знаменитый певец или работник сцены.

Начиная с 1908 г. Опера Зимина размещается в здании Театра Солодовникова на Большой Дмитровке. С момента постройки нового Театра Солодовникова здесь была Опера Саввы Мамонтова, благодаря которому многие оперы русских композиторов увидели свет. С.И. Зимин реконструировал театр, возродив его заново из пепла (в 1907 г. здание сгорело, и от него остались только стены). Из-за границы было выписано оборудование: осветительное, акустическое, механическое. Зрительный зал был отделан в золотистых матовых тонах, украшен росписью К. Коровина. Газета “Русское слово” 23 ноября 1908 г. писала: “ Вчера открыл свой сезон Солодовниковский театр. Зал освещен a giorno (как днем), выглядит очень красиво и эффектно. Только при полном освещении можно судить о красоте коровинских плафонов, занавесе и отделке всего театра”.

Волею судьбы случилось, что Театр Солодовникова вместил в себя почти всю историю русской частной оперы. Театр Солодовникова – Опера Мамонтова – Опера Зимина – с них зарождалась и на них держалась русская частная опера.

После революции 1917 г. театр у С.И. Зимина отобрали. Только в 1922 г. С.И. Зимину удалось вновь организовать оперный театр. За два года было поставлено более двадцати опер. В период НЭПа труппу театра арестовали якобы за финансовые упущения. Театра больше не было.

За годы своего существования здание театра Солодовникова – Мамонтова – Зимина сменило порядка десятка названий, самыми последними из которых были: Филиал Большого Театра и Театр Оперетты.

В настоящее время здания № 6 по Большой Дмитровке, в котором прежде размещалась Опера Зимина, а ныне - Театр Оперетты, разворачивается еще один крупный театральный скандал: уникальное здание, памятник архитектуры, нынешнее руководство театра хочет снести и провести радикальную перестройку комплекса зданий. Такая “реконструкция” повлечет за собой снос уникальных палат князей Щербатовых по Кузнецкому мосту (начала XVIII века), а также здания, связанного с именем Александра Суворова (одного из двух сохранившихся в Москве зданий, связанных с именем великого полководца).

Нам, потомкам необходимо сохранить этот памятник культуры и возродить в данном доме Малый Оперный Театр, где бы исполнялись произведения русских классиков, где бы выходили на сцену талантливые русские певцы, музыканты, художники, где бы воспитывался у молодежи интерес и понимание оперного искусства, как это было в Опере Мамонтова, в Опере Зимина, в Филиале Большого Театра. Это способствовало бы становлению Москвы как культурного делового центра и превращению ее в Российскую Мекку.

Музей Сергея Ивановича Зимина.

С.И. Зимин, являясь страстным коллекционером всего того, что имело отношение к театру, создал музей. В нем были собраны предметы театрального искусства, по своей ценности не уступающие собранию Бахрушина: эскизы декораций, костюмов и других экспонатов. В фондах музея насчитывалось около 1500 эскизов и рисунков, сотни фотографий, афиш, программок, документов, связанных с жизнью театра в период с 1904 по 1924 г.г. Кроме того, коллекция С.И. Зимина насчитывала около двухсот полотен великих русских художников – Левитана, Крамского, Поленова, Васнецова, Маковского, Сурикова, Врубеля, в том числе его знаменитое панно “Принцесса Греза”, приобретенное С.И. Зиминым у С.И. Мамонтова. Полотно было помещено в театре, в портале над сценой. Благодаря С.И. Зимину картина Врубеля осталась в России, 80 лет не реставрировалось, но сегодня это полотно экспонируется в Третьяковской галерее.

Для театрального музея С.И. Зимин снимал помещение (девять залов!) на Большой Дмитровке, в доме Обухова. В 1925 г. это помещение попросили освободить, и все экспонаты музея были переданы в музей Бахрушина, в хранилищах которого находились 75 лет. Ни одной выставки, даже крохотной или чисто символической, за эти годы не было. А ведь коллекция С.И. Зимина бесплатно, бескорыстно отданная своим соотечественникам, уникальна. Но она оставалась невостребованной, потихоньку разрушаясь. В дни празднования 850-летия Москвы была организована выставка из коллекции театрального музея С.И. Зимина, на которой было порядка 117 экспонатов, отличающихся разнообразием школ и стилей. Среди экспонатов были: Каталог Музея, бювар, рукописи и записки С.И. Зимина, шкатулка В. Петровой-Званцевой, театральный бинокль, веер.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

О СЕРГЕЕ ИВАНОВИЧЕ ЗИМИНЕ.

С.И. Зимин (1876-1942) родился в селе Зуево Московской губернии (ныне город Орехово-Зуево). Дед его из крепостных основал красильное, затем мануфактурное производство. Отец на базе фабрик создал акционерное общество “Товарищество Зуевской мануфактуры Ивана Никитича Зимина” (1884 г.) По семейной традиции С.И. Зимин окончил Московское Коммерческое училище, но коммерческой деятельностью не занимался. С детства С.И. Зимин полюбил музыку и театр, увлекался живописью. Оперное искусство покорило его сразу и навсегда после первого же посещения Частной Оперы С.И. Мамонтова, где ему посчастливилось впервые услышать голос Ф.И. Шаляпина. Талант певца настолько потряс юношу, что он начал собирать фотографии Шаляпина в разных ролях, а затем все, что касалось оперного театра. С.И. Зимин даже не мог предположить, что этим было положено начало его уникальной коллекции, которую он собирал всю жизнь.

В двадцать лет С.И. Зимин начал брать частные уроки пения у лучших вокальных педагогов: профессора Кедрова, А.И. Барцала, главного режиссера Большого Театра и профессора Московской Консерватории (в прошлом оперного певца), Р.П. Миллера, организатора Московских музыкальных вечеров. В Миллеровских вечерах С.И. Зимин выступал как исполнитель басовых партий.

В 1903 году С.И. Зимин организует самостоятельно концерты оперной музыки в дачном “Кусково” под Москвой, а в 1904 г. открывает на свои средства частный оперный театр “Опера Зимина” и становится его художественным руководителем. Вся жизнь С.И. Зимина связана с оперным искусством. Вкладывая огромные средства в дело меценатства и просветительства, С.И. Зимин вписал свое имя в историю русской культуры в одном ряду с именами братьев Третьяковых, Мамонтовым, Щукиным, Бахрушиным.

Скончался С.И. Зимин 26 июля 1942 г. Похоронен С.И. Зимин на Преображенском кладбище. В некрологе в газете “Вечерняя Москва” говорилось: “Сошел в могилу человек, имевший исключительные заслуги перед русским оперным искусством. Отдав с самых молодых лет все свои материальные средства и силы любимому делу, С.И. Зимин создал в Москве великолепный Оперный театр… Имя С.И, Зимина получило широкую известность в нашей стране и, несомненно, найдет свое почетное место в истории русского театра”.

“Нет ничего более приятного … так любить оперу и так служить этому волшебному искусству, как любил и служил ему Сергей Иванович Зимин, многие годы даривший москвичам радость общения с духовным богатством искусства, музыки, вокала, театра” (Б.А. Покровский, председатель 1-го Международного конкурса вокалистов, посвященного 120-летию со дня рождения С.И. Зимина).

http://www.mko.ru/rus/opera_zimin1.shtml
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты