Главная  >  Наука   >  Ученые   >  Российские философы   >  Философы XIX века


Достоевский, Федор Михайлович

11 октября 2007, 85

Федор Михайлович Достоевский [30.10(11.10.1821 - 21.01(09.02).1881] - писатель, философ, общественный деятель. Род. в Москве в семье военного врача. По окончании «подготовительного» училища Д. вместе с братом поступил в военно-инженерное училище в Петербурге.

Федор Михайлович Достоевский [30.10(11.10.1821 - 21.01(09.02).1881] - писатель, философ, общественный деятель. Род. в Москве в семье военного врача. По окончании «подготовительного» училища Д. вместе с братом поступил в военно-инженерное училище в Петербурге. В эти годы в его семье произошла тяжелая драма. Его отец был убит крестьянами своей деревни, мстившими ему за свирепость. Семейное предание гласит, что с Д. при известии о смерти отца сделался первый припадок эпилепсии, мучившей его всю последующую жизнь. В 1843 окончил офицерские классы инженерного училища, получил место в инженерном ведомстве, но недолго оставался на службе и скоро вышел в отставку. В 1845 печатает свое первое произведение «Бедные люди», сразу выдвинувшее его в число первоклассных русских писателей. Известное влияние на Д. оказали В.Г.Белинский и А.И.Герцен, произведения французских утопических социалистов. Осужденный в 1849 за участие в кружке социалиста-утописта М.В.Пет-рашевского, Д. был приговорен к смертной казни, отмененной лишь в последнюю минуту перед расстрелом. Провел 4 года на каторге в Сибири и около 5 лет служил солдатом. Возвратившись в Петербург в 1859, Д. продолжает художественную и публицистическую деятельность. В 1861 он вместе со ст. братом стал издавать журн. «Время», программа к-ого заключалась в развитии идей почвенничества и в упразднении распри западников и славянофилов. В журн. участвовали Ап.Григорьев и Н.Н.Страхов. В 1863 за статью Страхова по польскому вопросу журн. был закрыт. В 1864 братья Д. стали издавать новый журн. «Эпоха», но и он был закрыт из-за финансовых затруднений. В этот период Д. не только создает свои знаменитые романы «Идиот», «Подросток», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», но и оттачивает свой особый стиль публицистики, нашедший наиболее яркое воплощение в «Дневнике писателя», к-ый он издавал в последние годы жизни. Примеча-тельнейшим фактом в жизни Д. стало его выступление на «Пушкинском празднике» (май 1880), когда освящали памятник Пушкину в Москве. Речь Д. о «всечеловеческом и всееди-нящем» характере русского духа произвела неизгладимое впечатление на все русское общество. Д. не является философом в обычном смысле этого слова, — у него нет ни одного чисто филос. сочинения — Д. мыслит прежде всего как художник. Диалектика идей воплощается у него в столкновениях, спорах и поступках различных литературных героев. Творчество Д. сосредоточено вокруг вопросов философии духа, — это темы антропологии, философии истории, этики, философии религии. Для филос.-художественных размышлений Д. характерен глубинный антиномизм и экзистенциальная напряженность духовно-нравственных исканий, в к-ых он предвосхитил многие ключевые филос. идеи XX века.

* * *

Н.А.Бердяев следующим образом характеризовал филос. смысл творчества Д. У Д. было одному ему присущее, небывалое отношение к человеку и его судьбе — вот где нужно искать его пафос, вот с чем связана единственность его творческого типа. У Д. ничего и нет кроме человека, все раскрывается лишь в нем, все подчинено лишь ему. Такой исключительной поглощенности темой о человеке ни у кого никогда не было. И ни у кого не было такой гениальности в раскрытии тайн человеческой природы. Д., прежде всего, великий антрополог, исследователь человеческой природы, ее глубин и ее тайн. Все его творчество — антропологические опыты и эксперименты. Д.— не художник-реалист, а экспериментатор, создатель опытной метафизики человеческой природы. Все художество Д. есть лишь метод антропологических изысканий и открытий. Сложная фабула его романов есть раскрытие человека в разных аспектах, с разных сторон. Он открывает и изображает вечные стихии человеческого духа. В глубине человеческой природы он раскрывает Бога и дьявола и бесконечные миры, но всегда раскрывает через человека и из какого-то исступленного интереса к человеку. У Д. нет природы, нет космической жизни, нет вещей и предметов — все заслонено человеком и бесконечным человеческим миром, все заключено в человеке. Он создал небывалый тип художественно-гностической антропологии. Один Д. не боялся, что в экстазе и беспредельности исчезнет человек. Пределы и формы человеческой личности всегда связывали с аполлонизмом. У одного Д. форма человека, его вечный образ остается и в духовном дионисизме. Даже преступление не уничтожает у него человека. И не страшна у него смерть, ибо вечность всегда у него раскрывается в человеке. Он — художник не той безликой бездны, в к-ой нет образа человека, а бездны человеческой, человеческой бездонности. В этом он величайший в мире писатель, мировой гений, каких было всего несколько в истории, величайший ум. Этот великий ум весь был в действенно-активном отношении к человеку, он раскрывал иные миры через человека. Д. таков, какова Россия, со всей ее тьмой и светом. И он -самый большой вклад в России в духовную жизнь всего мира. Д. — самый христианский писатель потому, что в центре у него стоит человек, человеческая любовь и откровение человеческой души. Он весь — откровение сердца, бытия человеческого, сердца Иисусова. Д. открывает новую мистическую науку о человеке. Человек — не периферия бытия, как у многих мистиков и метафизиков, не преходящее явление, а самая глубина бытия, уходящая в недра божественной жизни. (Бердяев Н.А. Откровения о человеке в творчестве Достоевского //О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881 — 1931 гг. М., 1990, с. 215-233).

• Соч.: Полн. собр. художественных произведений. Т. 1-13. М., 1926-1930; Собр. соч. Т. 1-10. М., 1956-1958; Поли. собр. соч. в 30-ти томах. М., 1972-1989.

Энциклопедический словарь "Философы России"
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты