Главная  >  Наука   >  Экономика   >  Экономика России   >  Жилищно - коммунальное хозяйство


На Ходынское поле сядет «гигантский самолет»

11 октября 2007, 22

Согласно заявлению главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, в скором времени на Ходынском поле в Москве появится крупнейший в мире Национальный музей авиации и космонавтики. Площадь музея составит более 40 тыс кв метров.

Современная Москва поражает не только скоростью жизни, но и динамичной застройкой новых кварталов: строительные фирмы строят все больше, а цены на недвижимость продолжают расти. Понятно, что в такой ситуации основными потребителями недвижимости становятся коммерческие структуры и становящийся московский «средний класс». Неэффективные собственники вроде детских садов и низовых структур Академии Наук, соответственно, не имеют шансов поучаствовать в этом строительном пире. Недавнее строительство здания библиотеки МГУ на Ломоносовском проспекте преподносится как огромное достижение, чуть ли не прорыв, хотя, в общем-то, это вполне рядовое событие для крупнейшего в России университета.

По сути, ситуация с помещениями для некоммерческих структур в Москве достаточно простая. Не секрет, что основным источником дохода для многих государственных научных учреждений в последние годы была аренда собственных площадей. Чуть лучше обстоят дела у учреждений культуры, которые сумели привлечь спонсоров и меценатов. Проект приватизации остатков российской науки, который сейчас активно воплощается в жизнь, в первую очередь направлен на изъятие неэффективно использующихся площадей.

На этом достаточно плачевном фоне неожиданно бодро звучит новость, распространенная информационными агентствами в конце прошлой недели. Согласно заявлению главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, в скором времени на Ходынском поле в Москве появится крупнейший в мире Национальный музей авиации и космонавтики. Площадь музея составит более 40 тыс кв метров. Предполагается, что музей станет композиционным центром огромного торгово-выставочного комплекса, который будет построен к северу от существующего на Ходынском поле военного аэродрома (бывший Центральный аэродром имени Фрунзе). Комплекс будет состоять из нескольких зданий, представляющих огромный самолет. По словам Кузьмина: «центром композиции станет высокое конусообразное здание, устремленное ввысь, по бокам от которого будут отходить комплексы в виде "крыльев"».

Авиационная техника будет представлена в «крыльях» здания, в основной же части комплекса будет размещена экспозиция, посвященная космонавтике. Часть экспонатов при этом будут находится непосредственно на взлетно-посадочной полосе. Основные материалы, из которого будет построен музейный комплекс, - это стекло и бетон, а вертикальная конусообразная часть будет оборудована лифтами и смотровой площадкой, откуда можно будет увидеть экспозицию с высоты птичьего полета. Мэр Москвы Юрий Лужков одобрил предварительную концепцию и поручил архитекторам разработать проект основного здания в виде первых советских ракет «Восток» или «Союз». По словам Лужкова, «люди уже издалека должны видеть все то, что им хотят показать музеи».

На первый взгляд этот новый масштабный проект московского правительства выглядит весьма благородно. Очевидно, что Москве, городу авиаторов, городу-первопроходцу космоса, не хватает достойного музея, посвященного тематике освоения человеком неба. В таком музее школьники и взрослые со всей страны могли бы знакомиться с историей и настоящим отечественной аэронавтики. На огромной площади нашлось бы место и для лекториев, и для кинозалов, и тут же можно было бы посмотреть на реальные образцы отечественной техники. Вообще, складывается такое ощущение, что проект музейного комплекса пришел в современную Москву из другой эпохи, когда в моде были иные ценности и цели. Ведь после превращения ВДНХ в выставку достижений китайской легкой и электронной промышленности, посмотреть на былое величие державы негде.

Сомнения начинают возникать после того, как мы обратим внимание на то, что музей включен, согласно проекту, в более некий «торгово-выставочный» комплекс. Чем именно предполагается торговать вокруг «гигантского самолета»? Может быть, заключать контракты на поставку новейших отечественных пассажирских и грузовых самолетов, новых перспективных космических разработок? Увы, но почему-то верится в это с трудом. Да и сами авторы проекта утверждают, что рядом с музеем будут построены офисные здания. И здесь мы переходим к истории вопроса о застройке Ходынского поля, которая оказывается крайне поучительной.

Ходынское поле, принадлежащая Министерству Обороны, давно ходит в числе самых лакомых кусков московского рынка земли. Этот район расположен всего лишь в семи километрах от Кремля, обладает развитой транспортной инфраструктурой. По оценкам двухлетней давности, стоимость жилья в новостройках в этом районе будет как минимум на 50% выше, чем стоимость аналогичной недвижимости в Марьино. Длительное время московские власти не могли договориться с военными о будущем этой земли. Но теперь, судя по заявлениям представителей города, соглашение достигнуто. Согласно заявлению мэра Москвы, "рыночные принципы для Министерства обороны сегодня уже не пугало, а то, что помогает решать социальные проблемы военнослужащих… Мы договорились с министерством, что на Ходынском поле будем развивать политику инвестиционных предложений, будем осваивать территории, будем строить". Судя по всему, немалую роль здесь сыграли должностные качества генерала Александра Косована, который еще три года назад, выйдя в отставку, перешел на работу в московское правительство.

Согласно плану застройки, на Ходынском поле в ближайшее время должны быть построены жилые дома, общей площадью около полумиллиона квадратных метров. Некоторая часть из них будет на льготных основаниях предоставлено военнослужащим: о благодарности московскому правительству за подобную заботу уже заявил министр обороны России Сергей Иванов.

Но самое интересное в этой истории – это роль в начавшейся застройке Ходынки жены Юрия Лужкова, Елены Батуриной. Согласно данным газеты «Известия», инвесторы-застройщики были определены городской администрацией следующим образом: «Мосфундаментстрой-6» должен построить жилой комплекс со всей социальной инфраструктурой, а ОАО "Авиапарк" - музей авиации и космонавтики, торгово-выставочный и торгово-деловой комплексы". "Мосфундаментстрой-6" было разрешено привлекать соинвестора. Таким соинвестором стало ЗАО "Интеко" Елены Батуриной. Ходынское поле, названное инвестиционным «полем чудес», таким образом, без всякого конкурса было передано городскими властями в распоряжение коммерческой структуры, возглавляемой женой мэра.

Вернемся к музею. Что же будет выставляться на 40 тысячах квадратных метров? Ракеты шестидесятых годов и другие образцы советской техники почтенного возраста? Безусловно, корабли, которые поднимали на орбиту Гагарина и Титова, заслуживают увековечивания в престижном районе Москвы. Вот только стоит ли все же городить такой огород ради бесценной памяти о прошлом, если строительство самого большого в мире музея будет проходить параллельно агонии величайшего аэрокосмического комплекса, доставшегося нам в наследство от СССР?

Отдельно можно сказать и о том, что комплекс зданий на Ходынском поле, очевидно, будет сооружен в худших традициях «лужковского ампира», где избыточный прямолинейны символизм соседствует с вычурностью форм и гигантоманией. И на севере столицы, судя по всему, появится еще один «Деловой центр» с украшением в виде «гигантского самолета». Не вполне ясно лишь, с какой целью московскому правительству понадобилась эта яркая культурная ширма. Здесь мы можем только строить догадки.

Кирилл Мартынов
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты