Главная  >  Общество   >  Народы России


КОМИ

11 октября 2007, 37

Коми (самоназвание), коми морт («коми человек»), коми войтыр («коми народ»), зыряне (устаревшее русское название).

Коренное население Республики Коми. Живут также в Архангельской, Мурманской, Тюменской областях. Родственны коми-пермякам и удмуртам. Говорят на коми (-зырянском) языке.

Этническая территория непосредственных предков коми (зырян) - перми вычегодской - обозначилась в период позднего средневековья (X-XV вв.). Тогда начиналось распространение скотоводства и пахотного земледелия, зарождениt ремесел. Пермь вычегодская окончательно переходила от полуоседлого к оседлому образу жизни. В этот период коми (пермяне) селились на довольно обширной территории в долинах нижней и средней Вычегды с Сысолой и Вымью, Юга с Лузой, нижней Сухоны и Малой Северной Двины, верховьях Пинеги и Вашки.

В бассейн же Печоры и верховьях Вычегды в это время располагались племенные кочевья остяков, вогулов и самоедов - предков современных хантов, манси и ненцев. Продвижение коми в восточные и северо-восточные районы отмечено с XV века, одновременно они оставляли часть обжитых территорий на западе. В XV в. возникли первые поселения в верховьях Вычегды и на Вишере. На верхней Мезени и нижней Печоре коми обосновались в XVI в., верхней и средней Печоре - в XVII в. В течение XVII в. исчезли поселения коми на нижней Вычегде, Лузе и Пинеге.

Этническая граница коми на востоке оформилась в XVIII в., на севере - в XIX в. К этому времени этническая территория установилась окончательно. Естественным рубежом ее на востоке явились Уральские горы, на юге граница территории проходила по водоразделам Вычегды и Сысолы с Камой, на западе - Вашки и Пинеги, Сысолы и Виляди. На севере имелась четкая граница с этнографической группой русских (усть-цилемов) по устью притока Печоры реки Нерицы и размытая, проходившая в районе нижней Печоры и Большеземельской тундры, в полосе интенсивных контактов оленеводов-ненцев и коми-ижемцев.

С XII в. Коми край неизменно входил в состав новгородских владений. В течение XII-XIII вв. основным соперником Новгорода за обладание северо-восточными землями было Владимиро-Суздальское (Ростово-Суздальское) княжество.

Декоративно-прикладное искусство народа коми было многокрасочным и разнообразным. Коми знали обработку металла, ювелирное дело, обработку кожи, тиснение и украшение ее металлическими накладками, разнообразные виды плетения из кожи, бересты, корня, соломы, резьбу по дереву, инкрустацию по дереву металлом и соломой. Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах устного поэтического и песенного творчества, музыки, изобразительного искусства.

Самобытность коми национальной культуры нашла выражение и в народной одежде. До того, как во второй половине XIX века начали распространяться доступные привозные ткани и готовая одежда, широко были развиты прядение и ткачество. У коми сохранились собственные термины для обозначения техники и орудий производства, а также некоторые своеобразные приемы прядения и тканья.

Впоследствии повседневная одежда среднего крестьянина состояла из нательного белья, верхней рубахи и штанов, сшитых из простых и дешевых тканей. Праздничный костюм составляли шелковая или сатиновая рубаха, суконные штаны и покупной суконный кафтан и обязательно кожаные сапоги. Значительно более разнообразной была женская одежда: имелось различие между одеждой девушек, замужних женщин, вдов и старух. Различие это проявлялось в форме головных уборов, расцветке верхнего платья и даже в материале.

Изобилие предопределило и характер застройки домов, использование дерева как основного строительного материала. Деревня, село были деревянными. Это ярко отражалось и в разнообразии крестьянской утвари. Древесина обрабатывалась с удивительными изобретательностью и мастерством. Применение находили все породы дерева, все части древесного ствола. Мастерски изготовлялась разнообразная деревянная посуда. Ее выдалбливали из цельного деревянного обрубка, собирали на клепку.

Станочное узорное ткачество у коми было представлено несколькими видами браной техники двухуточного браного ткачества на большом количестве дощечек, одноуточного браного ткачества, многоремизного ткачества. Продукцией станочной техники являлись полотенца, скатерти и женские рубахи. По своим художественным особенностям это традиционное и высокоразвитое искусство народа коми являлось составной частью браного ткачества Восточной Европы.

Одно из заметных мест среди других видов традиционного искусства коми занимает узорное вязание на 5 спицах. Вязаный орнамент коми - сложное явление, он формировался в процессе постепенного усвоения и обработки отдельными группами населения тех или иных узоров. В результате всего этого в каждом районе выработалась своя художественная разновидность. В совокупности эти разновидности создают неповторимый облик вязания народа коми.

Традиционный музыкальный инструментарий народа коми представлен всеми типами народных музыкальных инструментов. Многие из них, такие, как чипсаны, поляны и другие - оригинальны, отличаются своеобразной манерой игры, наличием своей терминологии и своеобразным строем. Кроме того, имеются убедительные свидетельства значительного вклада мастеров Коми края в развитие музыкальной инструментальной культуры народов России и мира (музыкальный мастер Налимов и др.).

Кожевенное, сапожное ремесло приобрело значительное развитие в позапрошлом веке. Некоторые виды и приемы обработки кож и мехов, в частности, замшевое, превратились с течением времени в доходные промыслы, а затем и в экономически эффективное производство.

Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах устного поэтического и песенного творчества, народной. музыки и изобразительного искусства. За многовековую историю коми народ создал причитания, пословицы и поговорки, сказки, эпические песни и баллады, частушки, трудовые и лирические песни, детский фольклор, народную драму и народную музыку. Во всем этом многообразии жанров устного поэтического творчества отразилась вся жизнь коми народа, его трудолюбие, нужды и социальные чаяния, его мудрость и вера в лучшее будущее. Особой оригинальностью у коми отличались свадебная поэзия и свадебная обрядность.

Во второй половине XIX века в Коми крае появились широко бытующие и в настоящие время частушки и элегические песни-раздумья, песни-воспоминания о прошедшей молодости “Шондi баной оломой” (Солнцеликая жизнь). Возникновение их стало важной вехой для коми песенного фольклора, использовавшего многовековой поэтический опыт народа.

Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты