Главная  >  Война   >  Оружие   >  Авиация


Россия закупит в Израиле летающие роботы

11 октября 2007, 31

А в это время отечественные фирмы не могут продать отечественному же государственному заказчику хотя бы несколько экземпляров свой беспилотной техники.

Россия готовится закупить в Израиле беспилотные летательные аппараты. Как сообщает РИА Новости, об этом заявил полпред президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрий Козак, находящийся в Израиле с рабочим визитом.

После посещения завода по производству беспилотных самолетов Козак отметил, что у России имеется интерес к закупке подобного оборудования, и уже сделаны "конкретные заказы".

При этом Козак не уточнил детали сделки, и не стал распространяться о возможных областях использования этой техники в России.

Первое впечатление от прочитанной новости – гром среди ясного неба. Любому, знакомому с проблематикой беспилотной авиации в России, известно, что отечественные фирмы не могут продать отечественному же государственному заказчику свою беспилотную технику в количестве, исчислимом хотя бы пальцами одной руки. Это касается как находящихся на госфинансировании монстров – НИИ "Кулон" (Москва) и КБ "Луч" (г.Рыбинск) (оба недавно вошли в концерн "Вега"), так и действующей на свой страх и риск крупнейшей мировой авиакорпорации "Иркут", так и небольших, но весьма продвинутых в инженерном плане и давно известных на этом рынке частных предприятий НПКЦ "Новик-XXI век" (Москва) и НПЦ "Эникс" (Казань). Нечего и говорить о появившихся как грибы после дождя на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2005 новых отечественных фирмах, претендующих на своё место в беспилотной авиации. Хочется думать, что новость о закупке Россией израильской беспилотной техники является неуклюжим рекламным ходом израильских оборонщиков и агенства "Лента.ру". Не верится, что государственный чиновник первого ряда, каким, безусловно, является Козак, может заявлять настолько абсурдные вещи.

Во-первых, приобретение такой сложной техники, какой являются беспилотные комплексы, требует наличия у приобретающей стороны конечного потребителя, готового принять и освоить новую технику. В России на сегодня к этому готовы только Минобороны и МЧС. Про использование беспилотников Внутренними войсками никогда ничего не сообщалось. Остальные государственные потребители ("Авиалесоохрана", другие экологические ведомства) к использованию беспилотников пока не готовы. И непонятно, почему начинать надо с израильской техники, когда своей разработано гораздо больше, чем востребовано.

Во-вторых, израильские беспилотники совершенно непригодны для России. Причина – аэродромное базирование. Израильский беспилотник, как правило, эксплуатируется так же, как обычный самолёт. Он имеет своё место стоянки в аэродромном ангаре, вылетает с аэродрома на разведку и возвращается на аэродром. Это пригодно для крошечного Израиля с постоянно хорошей погодой. Любой отечественный беспилотный комплекс организован совершенно иначе – наподобие подвижного ракетного комплекса, а сам беспилотник эксплуатируется аналогично ракете. Единственным эксплуатационным отличием беспилотника от ракеты является то, что беспилотники возвращаются. Отечественный беспилотник, как правило, хранится и транспортируется в контейнере транспортно-пусковой установки, стартует с этой установки в любом месте, куда его доставят, и возвращается к месту старта. Посадка – на необорудованную площадку. Понятно, что Россия не обладает такой густой сетью аэродромов, чтобы эксплуатировать беспилотные летательные аппараты аэродромного базирования в любом месте своей огромной территории, да ещё с весьма разнообразными, отнюдь не ближневосточными климатическими условиями.

В-третьих, независимо от того, является ли обсуждаемая новость правдой или нет, она уже наносит ущерб отечественным предприятиям, занимающимся беспилотной техникой. Ни для кого не секрет, что выживание отечественных предприятий и сохранение отечественной школы беспилотной авиации во многом определяется сотрудничеством с зарубежными компаниями. Когда же собственное правительство отдаёт предпочтение Израилю, авторитет отечественной инженерной школы и вообще России неизбежно падает.

Ссылка по теме: Дистанционно пилотируемые летательные аппараты

Н.В.Чистяков
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты