Главная  >  Общество   >  Основы общественного устройства   >  Община


Община

11 октября 2007, 74

Община – древний институт, сыгравший огромную роль в становлении человеческого общежития

Под общиной часто понимают самые разные ассоциации, которые создаются по этническому, территориальному, профессиональному и иным социальным признакам. Но в более узком смысле община – форма территориально-экономической самоорганизации людей, которая зародилась еще в глубокой древности.

В исторической науке существует мнение, что территориальная община выросла из родовой организации. На определенном этапе своего развитие произошло разделение – на собственно род и производственную организацию. Но это только одна из версий. Согласно другой, община существовала всегда, а род (племя) и иные общности были ее атрибутами, сопутствовали ей.

В разных обществах и у разных цивилизаций общины имели свою специфику. К примеру, древнегреческая территориальная община – полис – представляла собой объединение частных собственников. Членство в общине обуславливало владение землей. А в германской общине-марке, напротив, именно община возникала из потребностей владельцев землей. В восточных деспотиях (таких, как Ассирия, Шумер и т. р.) община была всецело подчинена государству.

В славянской общине, именуемой еще и вервью, индивидуальное и коллективное сочетались гармонично. Индивидуальное владение землей сосуществовало с мощным коллективным сектором (общие угодья и т. д.), и все это в рамках общинного землевладения. Государство возлагало на общину многие обязанности, но в то же время оно редко вмешивалось во внутриобщинные дела. При этом государство, вплоть до прошлого века, поддерживало общину.

Община была весьма сильна в России. В свое время это заметил Карл Маркс, заявивший, что наша страна сумела сохранить общину как общенациональную организацию. Любопытно, что в письме к Вере Засулич Маркс утверждал, что Россия придет к социализму именно через общину. Община, по мнению Маркса, была готовым инструментом для социалистической организации.

Даже столыпинская реформа не смогла разрушить общинную организацию. Из общины вышло только 20 % ее членов. И, что весьма показательно, после Февральской революции все они вернулись назад. Упразднить общину смогли только во время коллективизации. Однако в социальной жизни страны сохранялись (и сохраняются) многие элементы общинной жизни.

Многие исследователи, в том числе и советские, отмечают эффективность и силу общинных механизмов. Они обращают внимание на то, что только общинникам оказывалось по силам осваивать огромные пространства, расчищать их от лесов, организовывать ирригацию. Община сыграла передовую роль в переходе к новым формам землепользования, таким, как трехполье. Она предоставляла личности некую автономию перед лицом феодалов и государства. Именно община лежит в основе функционирования церкви, понимаемой в данном случае как социально-административный институт.

Александр Елисеев
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты