Главная  >  Экономика   >  Ремесла


Прикоснуться к тайне

11 октября 2007, 62

Художнику-древоделу — скульптору, резчику, столяру, краснодеревщику — нужно не только хорошо знать и любить деревья, но и в совершенстве познать свойство их древесины. Нельзя обращаться с древесиной как с безликим материалом, принимая во внимание только внешнюю ее декоративность.

В книге старейшего русского писателя Бориса Тимофеева «Правильно ли мы говорим?», в которой шел разговор о любви не только к родному языку, но и к природе, есть любопытный отрывок:

«Как-то на даче я разговаривал с группой молодежи (подчеркиваю — исключительно русской молодежи) и был поражен бедностью языка этих юношей и девушек в области природы. Никто из них не знал, например, слова «можжевельник» - именно слова; я уж не рассчитывал, что они могли отличить можжевельник от другого растения. Одна девица не знала даже слова "ольха", причем, хихикая, добавила: Березу знаю, елку и сосну знаю, а остатьные деревья я называю просто «деревья».

Вот уж, действительно, «простота хуже воровства»... Некоторые из этих молодых людей никогда не слыхали слов «вяз» и «ясень»...

Художнику-древоделу — скульптору, резчику, столяру, краснодеревщику — нужно не только хорошо знать и любить деревья, но и в совершенстве познать свойство их древесины. Нельзя обращаться с древесиной как с безликим материалом, принимая во внимание только внешнюю ее декоративность. Ведь древесина как материал не пассивна. Она как бы направляет творческое воображение художника, заставляя считаться со своими свойствами. И тот, кто научится чувствовать и понимать ее, может рассчитывать на успех. Неоценимую услугу в понимании природы дерева могут оказать сказки, песни, пословицы и поговорки, относящиеся к деревьям.

Каждое дерево имеет свое особое эстетическое значение, каждое прекрасно по-своему. А все вместе они составляют то великое чудо и неоценимое наше богатство, которое мы называем кратким словом — лес.

Лес всегда полон неожиданностей и интересен во все времена года. И даже в том, какое дерево нежданно встретится на вашем пути, есть маленькая тайна леса. Только что вы любовались резными листьями рябины, и вот перед вами уже зеленоствольная осина, из-за которой выглядывают бархатистые ветки березы, и, как боярские рукава, раскинула темно-зеленые тяжелые и холодные ветви ель. На светлой поляне чуть вздрагивает от ветерка тонкая ветка бересклета, увешанная причудливыми плодами, похожими на драгоценные ювелирные украшения.

Французский писатель О. Бальзак говорил, что любители музыки «тем больше наслаждаются музыкальным произведением, чем лучше знают все его детали». То же можно сказать о любителях природы — чем больше интересных фактов они знают о каждом дереве в отдарности, тем больше понимают и любят лес. Полюбив лес, вы будете ходить в него не только по грибы да по ягоды, но и за... сказкой. А сказки живут в лесу всюду — в невзрачном на первый взгляд сучке, засохшем корешке, в обгоревшей в костре и омытой дождями головешке.

Покидая лес, вы должны не только уносить с собой его дары, яркие впечатления и заряд бодрости, но и абсолютную уверенность в том, что не принесли зеленому другу никакого вреда. Всегда помните мудрую народную поговорку: "Сломать дерево секунда, а вырастить — года".

Всегда очень бережно относились к деревьям русские художники. Рассказывая о своем творчестве, С. Т, Коненков всегда старался подчеркнуть необходимость бережного отношения к природе. "Пни и могучие чурбаки, заготовленные мною в московских пригородах (я приобретал пни сухих, погибших деревьев — губить живое не соглашался, как бы ни соблазняли), ждали своего часа. И вот он пришел, этот час: лесное царство, в окружении которого прошли мое детство и юность, поманило меня, и я пошел на этот зов природы. Я лицезрел то, что веками жило в сказке и поверьях. Я ощущал в себе способность видеть невидимое. Спала пелена с глаз, и обнаружило себя внутреннее зрение. Яснее, чем видишь солнечным днем близстоящие предметы, я увидел фантастических героев народных сказок и поверий".

Ни камень, ни металл, ни какой-либо другой материал не напоены такой поэзией и какой-то особой теплотой, которую так щедро излучает дерево — самый живой и излюбленный материал народных умельцев. Эта необыкновенная пригягательная теплота дерева, быть может, соткана из солнечных лучей, которые оно впитало за многие десятилетия своей жизни. Чем-то сказочным и таинственным веет от простой солоницы, сплетенной из бересты, или корневушки из шелковистых корней сосны, ели или лиственницы.

Но одно дело видеть вещи, созданные талантливыми мастерами, чувствовать и понимать их красоту, другое — своими руками сплести или вырезать из дерева пусть на первых порах не совсем совершенную вещицу. Но и она может принести радость, потому что останется надежда — следующая работа будет лучше!

Занимаясь художественной обработкой древесины, вы по-иному станете относиться к музейным экспонатам. Невольно будете присматриваться к тому, как выполнен тот или иной элемент редкого узора, плетения или вязки деревянных деталей. Разумеется, не все сразу будет получаться, но терпение и целеустремленность помогут вам добиться успеха.

www.abcremeslo.com
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты