Главная  >  Культура   >  Зодчество


Самая новая Москва

11 октября 2007, 13

Коммерческие интересы нынешних городских властей оказались способными превратить историческую Москву в руины.

Москва знала разные времена. И в любую эпоху лицо Москвы отражало дух времени, представляло собой образ всей России. От работ русских итальянцев XV века и до сталинских набережных и высоток формировался уникальный образ нашей столицы. И только коммерческие интересы нынешних городских властей оказались способными превратить историческую Москву в руины.

Ни для кого не секрет, что становление Москвы в качестве флагмана российской коммерции сконцентрировало в городе огромные финансовые средства. Для провинциальной России – это повод для зависти, а для многих простых москвичей – подлинное несчастье. Жители центра города уже многие годы испытывают трудности с покупкой самых простых продуктов, например, хлеба или овощей: соответствующие торговые площади давно уже отданы под бесконечные мебельные магазины и модные бутики.

И проблема не только в хлебе насущном. Стремительная перестройка московского мегаполиса ведет к радикальному изменению городского ландшафта. Причем о горожанах в этом случае вспоминают, похоже, в самую последнюю очередь.

Перечислим хотя бы несколько архитектурных «решений» правительства Лужкова. Титаническая работа была проделана над окончательным разрушением ансамбля второй центральной площади города, Манежной. Первая реконструкция площади (1991-1998 года) была связана с постройкой подземного торгового комплекса и установкой над ним монументальных творений скульптора Церетели. Вторая началась несколько лет назад. Сначала сгорел сам Манеж (ходили упорные слухи о его поджоге), и на обгоревшем фасаде долго красовался ставший уже привычным «симулякр», изображающий несуществующий облик здания. Затем городские власти приняли решение о сносе двух гостиниц, «Москвы» и «Интуриста». И если последний не представлял особенной художественной ценности, то снос «Москвы», представлявший собой уникальный архитектурный и исторический памятник, стал одним из наиболее скандальных жестов московских властей в области градостроительства. Анекдотическая ситуация, когда властям неожиданно понравился «вид» и «пространство», отрывшееся после сноса гостиницы, стала еще более забавной, когда опасность массовых волнений на будто бы проектируемой площади, заставила мэрию снова принять решение о «восстановлении» «Москвы». Теперь, проходя с Красной площади через Иверские ворота, мы предстаем перед фантастическим зрелищем: по всему периметру Манежной на месте зданий стоят огромные рекламные щиты. Как сообщает один из них, реконструкция проводится фирмой с угрожающим названием «Ред сквеа девелопмент компани».

Практически полностью уничтожены целые исторические кварталы города. Пройдитесь, например, переулками от Крымского моста до Храма Христа Спасителя. Почти на всем пути вас будут сопровождать подземные гаражи и элитные новостройки. Зрелище руин старой Москвы, отрывающееся в этом районе, поистине незабываемо.

Варварски застраивается Замоскворечье. С Красной площади в сторону Васильевского спуска теперь открывается перспектива в сторону случайного высотного административного здания, которое может претендовать на звание новой доминанты главной площади страны.

«Восстановление исторической застройки» Таганской улицы обернулось созданием чудовищных офисных комплексов, нависающих над трехэтажными эмуляциями домов середины XIX века. А наиболее впечатляющий пример реализации лужковского стиля – это, возможно, здания ресторанов быстрого обслуживания «Макдональдс» (например, напротив метро «Третьяковская» или «Добрынинская»). Эти здания должны напоминать типичные московские постройки конца позапрошлого столетия, а на деле представляют собой крайне легковесные и абсурдные копии.

К сожалению, этот список можно продолжать бесконечно. И по-видимому, не случайно в прессе постоянно циркулируют слухи о сносе тех или иных исторических жилых домов в центре города. Судя по всему, общественное мнение постоянно зондируется – сколько еще безумных проектов выдержат жители города.

Некоторые источники утверждают, что часы исторической Москвы в буквальном смысле сочтены. Через несколько лет большая часть центра города будет перестроена – на месте старой застройки появятся частью «улучшенные копии» прежних зданий, а частью типичные образцы «лужковского барокко» - обильно украшенные строения, напоминающие торты. Не обойдется и без «офисных центров» в виде карандашей.

Архитектура как искусство отличается несколькими особенностями, которые важны в контексте данного разговора. Во-первых, оно принципиально публична и постоянно находится на виду. Во-вторых, архитектурные памятники отличаются долговечностью и существуют, как правило, многие десятки и сотни лет. Наконец, архитектурный памятник никогда не функционирует изолированно от своего контекста, то есть от других памятников, вместе с которыми он образует ансамбль. Легко понять, что современная политика застройки Москвы ведет к тому, что город на долгие годы станет собранием эклектичных зданий, пришедшихся по вкусу мэру Лужкову. Последний, кстати, стал единственным в истории Москвы градоначальником, именем которого может быть назван целый архитектурный стиль. Правда, нет уверенности в том, что потомки оценят этот факт по достоинству.

Кто вообще определяет градостроительную политику в столице? Ответить на этот вопрос очень просто, ведь по существу муниципальная власть узурпировала архитектурную власть в Москве. Федеральные ведомства оказались вне игры. Никакого уполномоченного от федеральной власти над мэрией нет. А ведь Москва – это не только экономический центр России, в котором, например, сосредоточено 40% банков страны, но и политическая и культурная столица. Право на культурное достояние Москвы имеют не только москвичи, но и все русские. Почему же тогда исторический облик города полностью отдан на откуп исключительно городским властям?

Безусловно, трудно отрицать тот факт, что город нуждается в развитии и модернизации, что существуют очевидные экономические интересы. Не ясно лишь то, почему эти позитивные явления должны сопровождаться поистине варварским уничтожением московской архитектуры.

Кирилл Мартынов
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты