Главная  >  Общество   >  Проблемы общества


Парламентарии дали еще один шанс бывшим гражданам СССР вернуться

11 октября 2007, 38

Российские парламентарии дали бывшим гражданам СССР еще одину возможность вернуться на свою историческую Родину. Тем самым они фактически признали, что принятый ими в 2002 году закон «О гражданстве» пока не оправдывает возлагавшихся на него надежд. Во вторник 406 депутатов единогласно проголосовали за президентский законопроект, предусматривающий внесение поправок в действующее законодательство о гражданстве. Речь идет о продлении до 1 января 2008 года срока упрощенного порядка его получения для иностранных лиц и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в РФ из государств, находившихся в составе СССР, и зарегистрированных по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 года, либо получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации. В противном случае с 1 января 2006 года обладатели советского паспорта, в последние 15 лет проживающие за пределами России, были бы вынуждены приобретать российское гражданство уже на общих основаниях. А именно при условии непрерывного проживания на территории РФ не менее 5 лет, при необходимости подтверждения своего владения русским языком и предоставления сведений об источниках своих средств к существованию. До внесения поправок закон предоставлял возможность избежать прохождения этих бюрократических процедур двум категориям лиц из числа тех, кто оказался на территории Российской Федерации до 1 июля 2002 г.: зарегистрированным в РФ до указанной даты либо имеющим разрешение на временное проживание. Ввиду того, что за истекшее с момента принятия закона время в нашу страну прибыло большое количество новых иммигрантов, обладающих заветной «корочкой» с серпом и молотом, депутаты распространили действие упрощенной процедуры получения российского гражданства и на тех, кто получил вид на жительство в России после 1 июля 2002 г. (время вступления в силу действующего закона о гражданстве). Законопроект о поправках был внесен на рассмотрение в Думу самим Владимиром Путиным, поэтому можно ожидать, что в самое ближайшее время он будет подписан и вступит в действие.

Своим мнением по поводу принятого Госдумой законопроекта с читателями KM.RU поделился начальник отдела по работе с соотечественниками Департамента международных связей правительства города Москвы Виктор Карпенко.

- Как бы вы могли оценить принятый Госдумой законопроект с позиции представителя исполнительной ветви власти, имеющего непосредственное отношение к формированию государственной стратегии поддержки наших бывших соотечественников, оказавшихся после 1991 года за пределами России?

- Я приветствую это решение и считаю его правильным. Сам закон “О гражданстве РФ” от 2002 года разрабатывался с учетом многочисленных обращений наших бывших соотечественников. Раньше, для того, чтобы вернуться в качестве полноценных граждан на свою историческую Родину им приходилось преодолевать многочисленные бюрократические препоны. Многие из которых (например, подтверждение владения русским языком) были не просто бессмысленны, но и унизительны. Теперь законодатели оставили лишь самые необходимые требования.

- Известно, что поправок “по существу” в нынешнюю редакцию закона внесено не было: депутаты лишь продлили срок его действия до 1 января 2008 года. Успеют ли все желающие получить гражданство РФ за оставшиеся два года?

- По моему мнению, ограничение срока действия упрощенной процедуры получения гражданства двумя годами оправдано. Поскольку органы власти должны иметь возможность упорядочить все вопросы, связанные с гражданством, в обозримые сроки. Ведь до бесконечности временное положение продолжаться по определению не может. И через какое-то время мы должны решить этот вопрос раз и навсегда. Ведь и другие страны СНГ проводят аналогичную политику. Отведенного времени вполне достаточно, чтобы та часть наших бывших соотечественников, которые действительно хотят вернуться в Россию, смогли воспользоваться своим правом. Те же, кто еще колеблется или хотел бы иметь гражданство нескольких государств, будут вынуждены все же определиться. Гражданами какого государства они хотели бы быть. Если мы четко заявляем о сроках, то подтолкнем этих людей сделать окончательный выбор. Наконец, само государство должно знать, сколько проживает на его территории граждан РФ, граждан других государств и лиц без гражданства. Если же впоследствии выяснится, что этого времени недостаточно, не исключаю, что мы еще вернемся к этому вопросу и еще раз пролонгируем срок действия закона.

- Согласны ли вы с критиками российского законодательства о гражданстве, которые указывают на то, что сохраненная процедура регистрации приезжих препятствует получению российского гражданства?

- С такой критикой можно согласиться лишь в том случае, если воспринимать процедуру приобретения (или возвращения) российского гражданства сугубо эмоционально. Если же посмотреть на это с точки зрения интересов всего общества, рациональной организации и упорядочения этого процесса, то мы увидим, что критика лишена достаточно весомых оснований. Не может государство абстрагироваться от тех миграционных процессов, которые происходят на его территории. Хотя бы с точки зрения планирования развития производительных сил. Органам власти, принимающим решения по выработке стратегии социально-экономического развития тех или иных территорий просто необходимо знать, сколько человек проживает в том или регионе, его профессиональную принадлежность, сферу занятости и т.д. Отменив регистрацию вообще, мы рискуем потерять контроль над происходящими в стране процессами. Мировая практика наглядно показывает как важно упорядочить расселение приезжих, если мы не хотим возникновения в России мигрантских гетто. Важно создать такие условия, которые позволили бы нашим новообретенным соотечественникам как можно быстрее и органично интегрироваться в российское общество. Более того, это противоречит интересам самих мигрантов. Не зная, сколько мигрантов приехало и где они поселились, государственные ведомства не смогут им оказывать им необходимую помощь. Безусловно, существует проблема коррупции в МВД и миграционных отделах. Надо добиваться большей прозрачности в их работе. Но нельзя же на этом основании ликвидировать их полномочия и вообще перестать бороться с нелегальной миграцией, которая представляет реальную угрозу безопасности страны.

- Имеет ли смысл распространить упрощенную процедуру приобретения российского гражданства и на тех бывших граждан СССР, которые до 2002 года проживали на территории не только ближнего, но и дальнего зарубежья?

- Я здесь не вижу большой проблемы. Понятно, что наши бывшие соотечественники, которые сейчас проживают в странах дальнего зарубежья, в свое время по собственной воле покинули Россию. Те же из них, кто сейчас проживает в странах СНГ, стали жертвами внезапного распада единого государства. Конечно, есть и так называемые политические диссиденты, которые были фактически выдворены из страны. Однако таких не так уж много. Те же, кто уезжали заграницу после 1991 года, делали этот выбор вполне по собственной воле, на свой страх и риск. Каких-либо ограничений на получение гражданство для них не существует, но уже на общих основаниях.

www.km.ru
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты