Главная  >  Война   >  Оружие   >  Военно-морской флот   >  Флот СССР


Подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БДРМ

11 октября 2007, 57

Подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БРДМ (шифр “Дельфин”) так же, как и его предшественники, создан ЦКБ МТ “Рубин” под руководством генерального конструктора, академика С.Н.Ковалева. Правительственное постановление о разработке нового подводного атомохода вышло 10 сентября 1975 г.

     Подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БДРМ (шифр “Дельфин”) так же, как и его предшественники, создан ЦКБ МТ “Рубин” под руководством генерального конструктора, академика С.Н.Ковалева. Правительственное постановление о разработке нового подводного атомохода вышло 10 сентября 1975 г.

     Основным оружием корабля должен был стать новый ракетный комплекс Д-9РМ с 16 межконтинентальными жидкостными ракетами Р-29РМ (РСМ-54, SS-N-24), имеющими увеличенные дальность стрельбы, точность и радиус развода боевых блоков. Разработка ракетного комплекса началась в КБМ в 1979 году. Его создатели были ориентированы на достижение максимально возможного технического уровня и ТТХ при ограниченном внесении изменений в проект подводной лодки. Поставленные задачи удалось успешно решить за счет реализации оригинальных компоновочных решений (совмещенные баки последней маршевой и боевой ступеней), использования двигателей с предельными характеристиками, применения новых конструкционных материалов, улучшения технологии производства, а также увеличения габаритов ракеты за счет объемов, “позаимствованных” у пусковой установки.

     По своим боевым возможностям новые БР превосходили все модификации наиболее мощного американского морского ракетного комплекса «Трайдент», имея при этом меньшие массу и габариты. В зависимости от числа головных частей и их массы дальность стрельбы МБР могла значительно превышать 8300 км.

     Р-29РМ стала последней ракетой, разработанной под руководством В.П.Макеева, а также последней отечественной жидкостной МБР В известном смысле, она явилась «лебединой песней» жидкостных баллистических ракет подводных лодок. Все последующие отечественные БР проектировались твердотопливными.

     Конструкция нового корабля являлась дальнейшим развитием лодок 667-го семейства. Из-за возросших габаритов ракет, а также необходимости внедрения новых конструкционных решений по снижению гидроакустической заметности, на лодке пришлось вновь увеличить высоту ограждения ракетных шахт. Была увеличена также длина носовой и кормовой оконечностей корабля, возрос и диаметр прочного корпуса, обводы легкого корпуса в районе 1-го — 3-го отсеков были несколько «приполнены».

     В конструкции прочного корпуса, а также концевых и межотсечных переборок лодки использовалась сталь, полученная методом электрошлакового переплава и обладающая повышенными показателями пластичности.

     При создании подводной лодки были приняты меры по существенному снижению ее шумности, а также уменьшению помех работе бортовой гидроакустической аппаратуры. Широко применен принцип агрегатирования механизмов и оборудования, которое размещено на общей раме, амортизированной относительно прочного корпуса корабля. В районе энергетических отсеков установлены локальные звукопоглотители, повышена эффективность акустических покрытий легкого и прочного корпусов. В результате по характеристикам гидроакустической заметности атомоход приблизился к уровню американской ПЛАРБ 3-го поколения «Огайо».

     Главная энергетическая установка подводной лодки включает два водоводяных реактора ВМ—4СГ (по 90 мВт) и две паровые турбины ОК-700А. Номинальная мощность ГЭУ составляет 60.000 л. с. На борту корабля имеется два турбогенератора ТГ-3000, два дизельгенератора ДГ-460, два электродвигателя экономичного хода мощностью по 225 л.с.

     РПКСН имеет малошумные пятилопастные гребные винты (не на всех кораблях) ВФШ с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Для обеспечения винтам наиболее благоприятного режима работы, на легком корпусе установлено специальное гидродинамическое устройство, выравнивающее набегающий поток воды.

     В проекте 667БДРМ реализованы мероприятия по дальнейшему улучшению условий обитаемости. Экипаж корабля получил в свое распоряжение солярий, сауну, спортивный зал и т. п. Усовершенствованная система электрохимической регенерации воздуха путем электролиза воды и поглощения углекислого газа твердым регенерирующим поглотителем надежно обеспечивала концентрацию кислорода в пределах 25% и углекислого газа не выше 0,8%.

     Для централизованного управления всеми видами боевой деятельности лодка оснащена боевой информационно-управляющей системой «Омнибус-БДРМ», осуществляющей сбор и обработку информации, решение задач тактического маневрирования и боевого использования торпедного и ракетно-торпедного оружия.

     На РПКСН установлен новый гидроакустический комплекс «СКАТ-БДРМ», по своим характеристикам не уступающий американским аналогам. Он имеет крупногабаритную антенну диаметром 8,1 м и высотой 4,5 м. Впервые в практике отечественного кораблестроения на проекте 667БДРМ применен стеклопластиковый обтекатель антенны, имеющий безреберную конструкцию (это позволило снизить гидроакустические помехи, воздействующие на антенное устройство комплекса). Имеется и буксируемая гидроакустическая антенна, в нерабочем положении убирающаяся в корпус.

     Навигационный комплекс «Шлюз» обеспечивает необходимую точность применения ракетного оружия. Уточнение места корабля определяется посредством.

     Подводный крейсер проекта 667БДРМ оснащен комплексом радиосвязи, позволяющим осуществлять управление крейсером, практически в любых условиях боевых действий.

     Ракетный комплекс Д-9РМ, принятый на вооружение в 1986 г. (уже после кончины его создателя - Виктора Петровича Макеева), представляет собой дальнейшее развитие комплекса Д-9Р В его состав входит 16 трехступенчатых жидкостных ампулированных ракет Р-29РМ (ЗМ37, РСМ-54) с максимальной дальностью стрельбы 9300 км. Запуск всего боезапаса может осуществляться одним залпом, с глубины до 55 м. Ограничения по погодным условиям отсутствуют.

     Ракета Р-29РМ и сегодня обладает наивысшим в мире энергомассовым совершенством. Ее длина 14,8 м, диаметр корпуса 1,9 м, она имеет стартовую массу 40,3 т и забрасываемую массу 2,8 т (равную забрасываемой массе значительно более тяжелой американской ракеты «Трайдент»). Р-29РМ имеет разделяющуюся головную часть, рассчитанную на четыре или 10 боевых блоков (мощность —100 кт). В настоящее время на РПКСН развернуты ракеты с БЧ, оснащенными четырьмя боевыми блоками (по 250 кт).

     Высокая точность (КВО — 250 м), соизмеримая с точностью американской ракеты «Трайдент» 0-5 (по различным оценкам — 170-250 м), обеспечивает комплексу Д-9РМ возможность поражения малоразмерных высокозащищенных целей (шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, командных пунктов и других «сверхпрочных» объектов). Запуск всего боекомплекта ракетного крейсера может осуществляться единым залпом. Максимальная глубина пуска — 55 м, ограничения по погодным условиям в районе старта отсутствуют.

     В 1988 году ракетный комплекс был модернизирован, боевые блоки заменены на более совершенные, навигационная система дополнена аппаратурой космической навигации (система ГЛОНАСС), обеспечена возможность пусков ракет по настильным траекториям (в том числе из высоких широт), что позволяет более надежно преодолевать перспективные системы ПРО потенциального противника. Повышена и стойкость ракеты к поражающим факторам ядерного взрыва.

     По мнению специалистов, лодки данного типа являются наиболее удачными РПКСН отечественного флота. Оставшиеся в строю корабли находятся в хорошем техническом состоянии. По-видимому, служба ракетоносцев проекта 667БДРМ продолжится, по меньшей мере, до 2010-2015 гг. Для поддержания их боевого потенциала на необходимом уровне военно-промышленная комиссия (заседание которой проходило в сентябре 1999 г. под председательством премьер-министра России Владимира Путина) приняла решение о возобновлении производства ракет типа РCМ-54. Заказ рассчитан на пять лет. В кооперации с Государственным ракетным центром им. Макеева (который в настоящее проводит реорганизацию своего производства) в его реализации примут участие Миасский и Златоустовскии машиностроительные заводы, а также предприятия Красноярска.

     После выхода США в одностороннем из договора по ПРО 1972 года, Россия вынуждена будет прибегнуть к ответным мерам по поддержанию стратегического баланса. В качестве одной из таких мер в рамках т. н. «асимметричного ответа» рассматривается возможность вновь вернуться к оснащению ракет Р-29РМ головной частью с 10 боевыми блоками индивидуального наведения.

     Предполагается и снаряжение части ракет этого типа моноблочной сверхмощной осколочно-фугасной БЧ с массой взрывчатого вещества более 2000 кг. Такие ракеты могли бы использоваться в неядерном конфликте для сверхточного поражения особо важных стационарных целей. Кроме того, возможно оснащение российских РПКСН ракетами, несущими принципиально новые ядерные БЧ сверхмалого калибра (с тротиловым эквивалентом от 5 до 50 тонн).

     Таким образом, подводные лодки проекта 667БДРМ способны, в случае необходимости, превратиться из узкоспециализированного средства “ядерного сдерживания” в многоцелевой боевой комплекс, предназначенный для решения задач в вооруженных конфликтах различных категорий и степеней интенсивности.

 

     

Тактико-технические данные проекта:

      Водоизмещение, т:

     надводное 11 700 (11740)

     подводное 18 200

     Длина наибольшая, м. 167,0 (167,4)

     Ширина корпуса наибольшая, м. 11,7

     Осадка средняя, м. 8,8

     Архитектурно-конструктивный тип двухкорпусный

     Глубина погружения, м. 400

     Автономность, сут. 80 (90)

     Экипаж, чел. 135 (140)

     Энергетическая установка:

     главные механизмы:

     тип АЭУ

     ППУ:

     марка ОК-700А

     количество х тип ядерных реакторов (ЯР) 2 х ВВР

     марка ЯР ВМ-4СГ

     суммарная тепловая мощность ЯР, МВт. 180

     ПТУ:

     тип ГТЗ А с эшелонным расположением

     количество X мощность ГТЗ А, л. с. 2 х 20 000

     количество х мощность АТГ, кВт. 2 х 3000

     количество х тип движителей 2 х малошумных ВФШ

     Резервные источники энергии и средства движения:

     количество х мощность ДГ, кВт. 2 х 460

     количество х N ГЭД на линии вала, кВт. 2 х 225

     Аккумуляторная установка:

     тип АБ свинцово-кислотная

     Скорость хода наибольшая, уз:

     надводная 14

     подводная 24

     Вооружение:

     Ракетное:

     тип ракетного комплекса Д-9РМ

     боекомплект (тип) баллистических ракет 16 (РСМ-54)

     вид старта подводный, из РШ в ПК

     Торпедное:

     количество х калибр торпедных аппаратов, мм. 4 х 533

     боезапас (тип) торпед и ПЛУР 18 (торпед САЭТ-60М, 53-65М и

     ПЛУР ПЛРК «Водопад»)

     система подготовки ТА «Пикша»

     Радиоэлектронное:

     БИУС «Омнибус-БДРМ»

     НК «Тобол-М»

     система КН «Шлюз» (АДК-ЗМ)

     КСС «Молния-ЛМ1» или «Молния-МС2»

     система СС «Цунами-БМ»

     ВВАБТ «Залом»

     ВБАУ «Ласточка»

     ГАК «Скат-БДРМ»

     РЛК «Каскад» (МРК-50) + «Корма» (МРК-57)

     СОРС МРП-21А

     ТК МТ-70-8

     перископ ТК ПЗКГ

     командирский перископ «Заря»

     

     Источники:

     

     - В.П. Кузин, В.И. Никольский «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991» ИМО Санкт-Петербург 1996

     - Ю.В. Апальков «Подводные лодки» т. 1, ч. 1. «Галея Принт», Санкт-Петербург, 2002.

     - В.Е. Ильин, А.И. Колесников «Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник» ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ» 2002.

     - Справочная информация из С.С. Бережной «Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России» МИА №7 2001.

     - Изображение модели с сайта «Поморский сувенир».

     - Информация с сайта Submarine.id.ru.

     - Справочная информация с сайта http://www.warships1.com.

     

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты