Главная  >  Наука   >  Экономика   >  Экономика России


Российский парадокс - стоимость золота растёт, а его добыча падает

11 октября 2007, 58

Стоимость унции золота перевалила пятисотдолларовый рубеж, что стало рекордным показателем за последние 20 лет для мирового рынка золота. На таком благоприятном фоне, российские золотодобытчики демонстрируют спад производства

В последние годы динамика стоимости золота демонстрирует неуклонный рост, который пропорционален динамике роста нефти. На рубеже 2006 года стоимость унции золота перевалила пятисотдолларовый рубеж, что стало рекордным показателем за последние 20 лет для мирового рынка золота. Тенденция на повышение сохраняется, ввиду нестабильности на глобальном нефтяном и валютном рынке. В такой ситуации, рынок благородных металлов выполняет роль якоря, за который цепляются консервативные инвесторы. Как, благоприятная конъюктура внешнего рынка сказалась на российских производителях? Парадоксальным образом. С 1998 г. добыча золота непрерывно росла вплоть до 2005 г. А в 2005 г. объемы добычи и производства золота по Российской Федерации за 11 месяцев снизились более чем на 11 т и составили 93,3% от показателей прошлого года. Хотя, значительное замедление темпов роста наблюдалось уже с 2002 года.

Итоги 11 месяцев 2005 года

(добыча и производство золота)

кг

..................... 2004........... 2005

(11 месяцев)...... (11 месяцев)

Добыча....... 150152,3...... 143226,6 ....... 95,4%

Попутное.... 9710,2.......... 9969,7 ........... 102,7%

Вторичное... 8959,4.......... 4358,9 ........... 48,6%

Всего........... 168821,9...... 157555,2........ 93,3%

Прежде, чем приступать к анализу нынешнего состояния золотодобычи, наверное, следует показать структурную картинку отрасли.

До 1990 г. золотодобывающая промышленность СССР в течение десятилетий занимала устойчивое второе место по добыче золота после ЮАР и имела самую мощную в мире геологоразведку. Производителями выступали несколько крупных проиводственно-технологических комплексов, таких как «Северовостокзолото», «Якутзолото», «Бурятзолото» и т. д. В состав данных комплексов входили и старательские артели. По своей производственной структуре золотодобывающие объединения были похожи на современные транснациональные горнодобывающие компании. Реформирование отрасли свелось к банальному распаду крупных объединений на сотни акционерных обществ, товариществ, артелей. Сегодня в России насчитывается более 500 предприятий по добыче золота. Более 15% добычи дают иностранные компании, видимо, их доля на российском рынке будет возрастать, так как они ориентируются на отработку коренного золота, доля которого в структуре балансовых запасов страны имеет тенденцию к неуклонному росту.

В период реформирования отрасли, добыча золота с 1990 по 1998 год упала почти в два раза до 105,8 тонн при общем производстве в 114 тонн (вместе с вторичным золотом). Дефолт 1998 г. дал толчок развитию отрасли, так как стоимость энергоресурсов в долларовом эквиваленте упала в разы, а стоимость ГСМ и электроэнергии составляет примерно половину от стоимости добытого металла. К 2002 году эффект дефолта исчерпал себя, но рост стоимости золота позволял сохранять достигнутые объёмы годовой добычи.

Стоит осветить знаковый факт из современной истории золотодобывающей отрасли. Алмазодобывающий комплекс, который в советские времена входил в структуру золотодобывающей отрасли, правительству Якутии удалось отстоять от разукрупнения. В результате, алмазодобывающая компания «АЛРОСА» является сегодня одним из лидеров мирового алмазного рынка (25% мировой добычи алмазов) и бюджетообразующим предприятием республики Саха (Якутии). На этот факт, видимо, следует обратить внимание тем чиновникам, которые, по долгу службы, обязаны создавать условия для конкурентоспособного развития золотодобывающей отрасли страны.

О том, как сами золотопромышленники оценивают нынешнее состояние отрасли рассказывают: председатель Союза старателей России Виктор Иванович Таракановснкий и председатель Союза золотопромышленников Валерий Николаевич Брайко.

Артели рассчитывают на помощь государства

В. И. Таракановский выделил пять причин, которые, по его мнению, не позволяют нормально развиваться отрасли.

Первое. Рост издержек производства, связанный с удорожанием энергоносителей. В этом вопросе у старателей есть надежда только на Президента, который на совещании в Магадане (22 ноября) пообещал озадачить этой проблемой Правительство.

Второе. Ухудшение качества месторождений, связанное с развалом Геологической службы России. Эту проблему призвана решить Государственная программа изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы, в которой предполагается наряду с госинвестициями привлекать средства негосударственных недропользователей и к 2020 году достичь уровня воспроизводства, сопоставимого с 80-ми годами прошлого века. Правда, быстрой отдачи от программы ожидать не приходится, так как механизмы привлечения негосударственных инвестиций ещё требуют серьёзной доработки.

Третье. Всё более остро встаёт проблема кадров. Практически на всех предприятиях ощущается дефицит бурильщиков, бульдозеристов, экскаваторщиков и т. д. Даже зарплата в 2 тысячи долларов в месяц не позволяет решить эту проблему. Видимо сказывается развал системы профтехобразования.

Четвёртое. Промышленные предприятия по производству горных машин и оборудования не выдержали конкуренции не только с высокоразвитыми странами, но и с Китаем, где многие заводы ещё работают на станках из Советского Союза. В результате, всё большую часть дорогостоящих машин и оборудования золотодобывающие предприятия вынуждены приобретать в Китае, Японии, Австралии и т. д.

Кроме того, Виктор Иванович выражает недоумение - почему в структуре золотовалютных резервов Центробанка доля золота составляет всего 2,2% или 500 тонн? Известно, что в резервах ведущих стран Запада доля золота превышает 10%. Таракановский предлагает ЦБ РФ повысить долю резервов в виде золота, как минимум, до 10% и дать гарантии производителям, на ближайшие 10 лет, о выкупе всего добываемого в России золота. Сейчас коммерческие банки 75% добытого золота экспортируют. Такие гарантии позволят производителям уверенно планировать долгосрочные инвестиции и минимизировать ставку кредитования.

Административные барьеры в золотодобыче

Исследование природы административных барьеров в сфере золотодобычи провели в 2005 году председатель Союза золотопромышленников Брайко Валерий Николаевич и эксперт этой организации кандидат геолого-минералогических наук Иванов Виктор Никитович. Стоит ознакомиться с основными положениями данного исследования, так как компетентные авторы предлагают обоснованные решения по устранению накопившихся проблем, которыми могут воспользоваться, ответственные за отрасль законодатели и чиновники.

«Особые правила обращения драгоценных металлов на рынке определяются в настоящее время Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ. Этот закон безнадежно устарел, его требования не соответствуют положениям других федеральных законов, усложняют и безосновательно ограничивают права субъектов рынка.

За период действия данного закона произошли коренные изменения в фактическом и законодательном положении драгоценных металлов при их обращении на рынке. Практически, все предприятия отрасли перешли в частную собственность. Отменены все виды государственной монополии на драгоценные металлы (кроме государственного клеймения), отменены требования по лицензированию (кроме недропользования) всех видов деятельности при обращении драгоценных металлов, драгоценные металлы выведены из особого положения «валютных ценностей», отменен режим государственной тайны при их обращении на рынке.

Казалось бы, правила игры для бизнеса на рынке драгоценных металлов приобрели цивилизованный характер, и предприниматель свободен от всех искусственных ограничений.

К сожалению, это не так. Вот несколько примеров.

- Предприниматель получил лицензию на право добычи драгоценных металлов. Казалось бы, организуй производство, все правила определены лицензионным соглашением, и приступай к добыче. Но нет. Он обязан получить квоту, либо иной документ от администрации территории, подтверждающий, что он может добыть за год определенное количество металла.

Без этого документа, обязательный характер которого не опирается на действующее законодательство или нормативные акты, а является самодеятельностью чиновников, добывать металл нельзя, так как аффинажный завод и коммерческий банк не заключат с тобой договора на аффинаж и куплю-продажу. Кроме того, договора купли-продажи коммерческий банк обязан регистрировать в Гохране России, раскрывая перед ним информацию обо всех своих сделках.

Кому и для чего это нужно? Это не нужно никому, кроме чиновников на местах и в Минфине, занятых этой арифметикой. Хотя, учитывая, что весь металл проходит аффинаж, а право на аффинаж предприятиям определяется Перечнем Правительства РФ, то эти фактические данные можно и сегодня Минфину получать с аффинажных заводов, так что всероссийский учет добычи и производства ни в коей мере не пострадает, что, кстати, сегодня и происходит.

- Далее: охрана драгоценных металлов, их транспортировка должны быть организованы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, государство «устанавливает требования к учету, хранению, транспортировке драгоценных металлов», порядок осуществления операций «с учетом особых свойств драгоценных металлов».

Какие «особые свойства драгоценных металлов» требуют вмешательства государства в права собственников, с учетом произошедших изменений за последние годы, не объяснимо. Нигде в мировой практике, да и в России, кроме драгоценных металлов и драгоценных камней, государство не тратит средства налогоплательщиков на охрану имущества частного капитала.

Пора понять, что частник охраняет своё имущество значительно лучше, чем государство своё, и такое положение в нашей отрасли ни к чему, кроме вымогательства и произвола не приводит.

Необходимо отметить, что понятие «незаконный оборот» применено в УК РФ только в статье 191, и не имеет понятийного определения, что позволяет его использование в меру желания работников правоохранительных органов. Аналогичное понятие, «незаконный оборот», применено только в постановлении Пленума Верховного Суда « О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» от 12 марта 2002 года № 5. Таким образом, законодатель приравнивает рынок драгоценных металлов к незаконному обращению, приобретению, хранению, изготовлению, передаче или сбыту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Наверное, это ненормально.

- Индивидуальные предприниматели не могут вести добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, так как она запрещена в действующем Федеральном законе «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Вместе с тем в старых заброшенных поселках, где прежде велась золотодобыча, но еще осталось население в основном пенсионного возраста, индивидуальная добыча ведется, тем самым, провоцируя незаконный оборот.

По оценкам экспертов в Магаданской области в летнее время «вольным приносом» занято две трети безработных граждан, продающих добытое золото скупщикам-нелегалам.

Допуск физических лиц в золотодобыче имеет большое значение, так как сферой их деятельности являются отвалы, отходы и др. объекты непромышленной добычи. Эта законодательная норма позволит уменьшить социальную напряженность во многих золотодобывающих регионах страны за счет увеличения занятости населения, привлечения к дополнительному заработку пенсионеров, снижения теневого оборота драгоценных металлов и драгоценных камней и т.д. Вызывает удивление, что в сталинские времена государством поощрялась индивидуальная старательская добыча (около 100 тысяч человек занималось этой деятельностью), а в рыночной России она оказалась под запретом».

Зато пышным цветом расцвела деятельность теневых структур, которые в народе называют: Ингушзолото; Чечензолото; Армянзолото, так как все районы золотодобычи поделены на сферы влияния этнических преступных групп. И это закономерно – в тех сферах экономики, где государство устраняется от контроля, управление в свои руки берут теневые или криминальные структуры. (Прим. автора).

«Некоторые оппоненты настаивают на том, что легализация добычи драгоценных металлов индивидуальными предпринимателями приведет к увеличению хищений с предприятий. Полный абсурд – режим сохранности на предприятиях зависит только от его собственника. Данное ограничение нарушает права граждан заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя (ст.23 ГК РФ), а указанное ограничение влечет недействительность акта государственного или иного органа, устанавливающего соответствующее ограничение (п.2 ст.22 ГК РФ).

Кроме новой редакции федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» необходимо привести в соответствие с требованиями рынка другие законы (УК РФ, законодательство о недрах, таможенный и налоговый кодекс и т.д.), а также, отменить сотни нормативных актов министерств и ведомств, ограничивающих права собственников на рынке драгоценных металлов.

Такое положение дел с законодательной и нормативной базой на рынке драгоценных металлов терпимо быть не может.

Наведение порядка в этих вопросах – прямая обязанность Министерства финансов Российской Федерации. Но Минфин пока безмолвствует.»

Внешние причины проблем отрасли руководители Союза старателей и Союза золотопромышленников осветили достаточно подробно, а вот по части ответственности самих золотодобывающих предприятий за будущее отрасли, ответов не прозвучало. А между тем, непредвзятый взгляд экономиста на показатели производственной деятельности золотодобывающих предприятий (табл. №2) приводит к печальным выводам. Лишь одна компания «Полюс», с годовой выручкой в полмиллиарда долларов, способна конкурировать с зарубежными производителями. Допустим, государственная геологическая служба начнёт выставлять на аукцион крупные месторождения. Кто будет побеждать на аукционах? Скорее всего, иностранные компании («Полюс» уже обеспечил себя запасами на перспективу). Таким образом, подавляющее число российских предприятий рискует оказаться неконкурентоспособными на отечественном рынке, если в отрасли не начнётся процесс корпоративной консолидации. Почему в отрасли не идёт такой процесс, и она застыла в архаичном состоянии? Наверное, это тема для отдельной статьи.

Как наладить воспроизводство минерально-сырьевой базы страны

В докладе губернатора Магаданской области Н.Н.Дудова на совещании у Президента РФ по вопросу о состоянии и перспективах развития золотодобывающей отрасли (г. Магадан, 22 ноября 2005 года) отмечено, что прирост запасов, получаемых в результате геологоразведочных работ, начиная с 1994 года, не компенсирует их погашение при добыче. В результате этого разведанные запасы золота в России по сравнению с 1991 годом сократились почти на 10 %, а в Магаданской области этот показатель составил 25,4 %.

Государственная стратегия развития минерально-сырьевой базы страны определена Правительством РФ в долгосрочной государственной программе изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России. Согласно этой программе предусматривается увеличение госфинансирования к 2010 году до 16,5 млрд. руб., а к 2020 году – до 20,5 млрд. руб. в год. Предполагается, что государство будет стимулировать горнодобывающие предприятия к проведению геологоразведочных работ за счет собственных средств. По словам министра природных ресурсов Ю.Трутнева на разведку новых месторождений золота до 2010 года будет привлечено 32 млрд., а до 2020 года – 140 млрд. рублей средств недропользователей. На сегодня, ощутимого эффекта от заявленной стратегии нет.

За последние годы, кроме запасов, разведанных за счет собственных средств усилиями ЗАО «ЗДК «Полюс» на месторождении Благодатное в Красноярском крае и ЗАО «Чукотская ГРК» на месторождении Купол в Чукотском АО, прироста запасов коренного золота практически не было.

Золотопромышленники предлагают увеличить бюджетное финансирование поисковых и разведочных работ на возвратной основе с тем, чтобы специализированные геологические организации смогли реализовать через аукцион открытые ими месторождения, вернуть государству бюджетные деньги и получить прибыль за свою предпринимательскую деятельность. Следует откровенно признать, что Геологическая служба России разрушена и её необходимо создавать, практически, заново, с учётом сложившихся рыночных отношений в экономике страны.

Как организовать партнёрство государства и бизнеса

Проблемы, затормозившие развитие золотодобычи в стране – удорожание энергоресурсов, дефицит квалифицированных кадров, деградация основных фондов, ухудшение качества сырьевой базы – характерны, в той или иной степени, и для других отраслей промышленности. Наш Президент предлагает решать данные проблемы экономики на основе развития делового партнёрства между государством и бизнесом. Представители отраслевых промышленных союзов готовы к совместной работе с соответствующими подразделениями министерств и ведомств. Однако чиновники предпочитают трудиться самостоятельно. К примеру, Председатель Союза золотопромышленников В. Н. Брайко и глава Союза старателей России В. И. Таракановский ожидали, что чиновники привлекут их для совместной работы над поручениями В. В. Путина по итогам президентского совещания в Магадане. Однако те предпочли работать по старинке, поэтому и эффективность от такой работы, скорее всего, останется на прежнем уровне. Очевидно, что необходимо создать механизмы делового партнёрства государства и бизнеса. Будут ли эти механизмы оформлены в виде совместных комиссий или палат из представителей отраслевых союзов и профильных департаментов министерств и ведомств, не столь важно, главное чтобы они реально и на постоянной основе работали над решением насущных проблем экономического развития в конкретных сферах народного хозяйства.

Вместо заключения

Очевидно, что золотодобывающая отрасль находится в системном кризисе. Для того чтобы понять, чем государство может помочь золотодобытчикам, стоит разобраться – насколько данный продукт востребован на внутреннем и внешнем рынке. Честно говоря, золото утратило функцию стратегического валютного товара, которая была ему присуща во времена СССР. Сейчас ежегодный экспорт российского золота оценивается в 1,2 – 1,5 миллиардов долларов. На фоне поступлений десятков миллиардов долларов от экспорта газа, нефти, чёрных и цветных металлов, эта сумма кажется незначительной. На внутреннем рынке реализуется лишь 25% добытого золота. Очевидно, что экономических предпосылок для особого внимания со стороны государства нет. Однако есть моральные обязательства. Ведь сотни тысяч семей, заброшенные, в своё время, партией на Крайний Север живут только за счёт золотодобычи. Ответственное Правительство должно либо переселить людей в благоприятные для жизни районы, либо помогать предприятиям вести рентабельное производство, для чего достаточно убрать административные барьеры и организовать снабжение доступными по цене энергоресурсами (наверное, для подобных целей и происходит национализация нефтянки). Отдельно следует сказать о легализации индивидуальной золотодобычи. По рассказам наших геологов, работавших в Перу и Гвинее, - местные индейцы и негры, на законных основаниях, ведут частную добычу и продают золотой песок частным конторам или банкам. Таким образом, по вине отечественных чиновников и законодателей, российские индивидуальные старатели находятся в худшем положении, чем негры в Африке и вынуждены нелегально мыть золото, продавая его бандитам. Для того чтобы исправить такую ненормальную ситуацию не требуется бюджетных вложений, а нужна лишь добрая воля и ответственность властей.

Сергей Матвейчук
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты