Главная  >  Культура   >  История русской культуры   >  Современный период


Динамическая модель молодежной субкультуры

11 октября 2007, 298

Молодежная субкультура, как любая культура, является динамической системой, изменения которой на каждом новом временном отрезке, фиксированные во внешних проявлениях, отражают способность данной системы, с одной стороны, соответственно реагировать на внешние и внутренние процессы, а, с другой, - адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования.

Молодежная субкультура, как любая культура, является динамической системой, изменения которой на каждом новом временном отрезке, фиксированные во внешних проявлениях, отражают способность данной системы, с одной стороны, соответственно реагировать на внешние и внутренние процессы, а, с другой, - адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования. Стало быть, именно необходимость адаптации молодежной субкультуры к объективным изменениям во внешней и внутренней ситуации, не всегда осознаваемой не только обществом, но и субкультурной молодежью, является движущей силой наблюдаемой динамики феномена молодежной субкультуры. Отсюда рассмотрение вопроса динамики молодежной субкультуры на макроуровне включает в себя две составляющие: во-первых, рассмотрение динамики внутренних процессов, под которыми понимаются взаимодействия между элементами и субъектами peer groups и неформальных молодежных объединений и их адаптация к условиям "вмещающей" базовой культуры; во-вторых, рассмотрение динамики внешних взаимодействий, под которыми понимается рассмотрение взаимодействий с ее социальным окружением.

Динамика молодежной субкультуры как сложной развивающейся системы, являющаяся результатом внутренних процессов феномена, связана с возникновением новых и реализацией, а в силу этого и "отмиранием", старых "матриц" жизнедеятельности субкультурной молодежи. Каждая из подобных матриц также представляет собой сложную систему, включающую в себя различные уровни, отражающие диалектический процесс взаимодействия традиций и инноваций в молодежной субкультуре. Благодаря наличию такой многоуровневой системы матриц в молодежной субкультуре как феномене обеспечивается "связь времен". Реализуясь в деятельности молодых людей, эти матрицы обеспечивают воспроизводство сложного сцепления и взаимодействия различных ее форм и видов.

Возникновение и становление этих матриц является результатом и выражением творческой активности субкультурной молодежи, закладывает контуры типов и способов деятельности субъектов молодежной субкультуры. Поскольку такие матрицы появляются в результате поиска молодежной субкультурой путей разрешения тех или иных социокультурных противоречий, оказывающих воздействие на субкультуру, и являются отражением внутренних процессов в самой субкультуре, то изучение последовательной смены этих матриц позволяет вскрыть механизм динамики молодежной субкультуры как социального феномена.

Каждая матрица, действующая на том или ином историческом этапе молодежной субкультуры, включает в себя три основные уровня, или составляющие, которые условно можно обозначить как "прошлое" - "настоящее" - "будущее". Первый, нижний слой и, естественно, основу системной матрицы молодежной субкультуры составляют своеобразные "осколки" прошлых схем. Они в своем первозданном виде уже давно потеряли ценность для новой генерации молодежной субкультуры, но, тем не менее, продолжают воспроизводить определенные виды общения и поведения молодых людей. Это тот самый слой традиций, или тот самый фундамент, на котором выстраивается все здание молодежной субкультуры того или иного исторического временного интервала. К этому слою относятся многие обычаи, суеверия и приметы, имеющие хождение в субкультуре по сей день, но возникшие еще на начальном этапе молодежной субкультуры, т.е. в начале второй половины ХХ столетия.

Следующий (промежуточный) уровень, или слой, матрицы - "настоящее" - обеспечивает воспроизводство форм и видов деятельности, жизненно важных для данного типа молодежной субкультуры иного исторического временного интервала, и определяет его специфику.

Третий (верхний) уровень, или слой, матрицы - "будущее" - прорастает из слоев "настоящего" и "прошлого". В нем вырабатываются матрицы будущих форм, видов поведения и деятельности субкультурной молодежи, соответствующих предполагаемым будущим ступеням социокультурного развития. К элементам подобных матриц относятся идеалы будущего социального устройства, нравственные принципы, разрабатываемые в рамках субкультуры и часто опережающие свое время, эстетические нормы и т.д. Эти матрицы, так или иначе, подготавливают изменения существующих форм молодежной субкультуры.

Однако многоуровневой системная матрица того или иного этапа развития молодежной субкультуры как целостного образования может стать лишь на очередном временном этапе социального развития, но не на начальном. Начальный этап, будучи исторически самым первым, будет характеризоваться отсутствием первого, традиционного схематического слоя. Каков механизм компенсации нехватки данного уровня? С нашей точки зрения, линия развития молодежной субкультуры не начинается с нуля: она асимптотична, поскольку молодые люди пришли в молодежную субкультуру из базовой культуры и, не усвоив основных положений и элементов последней, просто не смогли бы сделать этого.

Однако нехватка или отсутствие чего-либо как в естественной природе, так и в культуре, как правило, компенсируется. Нехватка нижнего, основополагающего уровня в первоначальной матрице молодежной субкультуры компенсируется, во-первых, тем, что молодежная субкультура оказывается в позиции "контр" по отношению к базовой культуре. То есть дело обстоит так, что в основополагающую традицию молодежной субкультуры закладываются основные положения и элементы базовой культуры общества, но в снятом виде и со знаком "минус". Во-вторых, отсутствие основания, то есть традиционного уровня культурной матрицы, приводит к максимальному разрастанию двух других уровней, в результате чего начальная фаза молодежной субкультуры оказывается в высшей степени синкретичной, то есть в ней не только слиты воедино большинство элементов и форм будущей молодежной субкультуры, но они в матрице "будущего" этой стадии и заложены. Здесь в качестве примера можно обратиться к одному из исторически первых проявлений молодежной субкультуры - битничеству в 50-х гг. в США, в котором в зачаточной форме уже имелось практически все, что впоследствии получило развитие и распространение в молодежной субкультуре не только США, но и всех других индустриально-развитых обществ, переходящих к постиндустриализму. Так, хиппизм в различных его проявлениях на деле оказывается дальнейшим логическим и фактическим развитием битничества, только в более массовом варианте. Да и сами шестидесятники США отмечали, что "хиппи - это битники + наркотики". Байкерство (или рокерство) - это субкультура, рожденная "культом" дороги у битников и т.п.

Кроме того, битничество как начальная форма молодежной субкультуры США на деле является инвариантной начальной ее формой для всех индустриально-развитых обществ. Назывались они в различных обществах (странах) по-разному, но, по сути, оказались единственной синкретичной начальной формой молодежных субкультур всех обществ. Если позволить себе аналогию с развитием биологических организмов, то битничество окажется стадией младенчества и детства, миновать которую невозможно, но, в период которой, закладываются основные последующие потенции развития организма. Так, например, если битники действовали в основном словом, поскольку были писателями, поэтами (невольно напрашивается аналогия - "В начале было слово..."), а также образами, поскольку другую их часть составляли художники (битники были представителями молодой творческой интеллигенции), то в нашей стране (тогда в СССР) им соответствовал КСП (клуб студенческой, а затем самодеятельной песни), который также действовал словом и образами. Вместе с тем, образ дороги битников США, по которой американцы ездили на автомобилях и мотоциклах (своих или украденных по случаю), был действенным и для КСП в СССР, с той лишь разницей, что наши "бродяги" надевали на спину рюкзаки и ходили пешком или ездили на попутных машинах.

При этом и битники и каэспэшники, как разновидности изначального проявления молодежной субкультуры в двух различных странах, демонстрируют не только инвариантную синкретичность, но и нонконформизм, а также позицию "контр". А следующая фаза, или ступень, развития молодежной субкультуры представляет собой инвариантное "рассыпание" единого субкультурного образования на отдельные молодежные субкультурные единицы.

Вполне возможно, что такое "рассыпание" является результатом действия закономерности, подмеченной Е. Седовым, изучавшим динамику организационных связей в сложных развивающихся системах. Согласно Седову, единообразие на низших уровнях структурной иерархии всегда является необходимым и достаточным условием интенсивного роста разнообразия на последующих верхних уровнях, и наоборот - многообразие форм и проявлений на низших уровнях оборачивается однообразием, бесцветностью, а также разрушением высших уровней. Данный закон, называемый законом иерархических компенсаций, получает подтверждение и относится к системам любого типа - и природным и социокультурным, - а в силу этого имеет общенаучное значение. Но возможна ли экстраполяция этого закона на молодежную культуру?

Закон, выведенный Е. Седовым, имеет дело с социальным, природным и т.п. уровнями и позволяет увидеть, что за рост культурного разнообразию человечеству приходится расплачиваться, с одной стороны, уменьшением исконного разнообразия живой природы, с другой - выхолащиванием и опрощением "глубинных смысловых пластов этнических, региональных, религиозных и прочих макрогрупповых культур". Но какое отношение все это имеет к молодежной субкультуре?

С нашей точки зрения, если рассматривать систему образования и молодежную субкультуру в индустриально-развитых обществах как две сосуществующие системы, то можно предположить, что унификация образования молодых поколений в общеобразовательных учебных заведениях является необходимым и достаточным условиях для все увеличивающегося разнообразия молодежных субкультур. Так, если на начальном этапе развития молодежной субкультуры, к примеру, в США были лишь битники и хипстеры, а в СССР - КСП и стиляги, то в настоящее время приходится уже говорить даже не о разнообразных молодежных субкультурах, а о целых направлениях - религиозных, политических, музыкальных, спортивных, игровых (ролевики), художественных, экологических и т.д. - молодежной субкультуры.

О том, что молодежная субкультура является самоорганизующейся, неравновесной, нелинейной, открытой синергетичной системой, мы говорили выше. Но в отличие от неравновесности физических и биологических систем, неравновесность культурная относится к особому типу, поскольку устойчивость в подобных системах достигается посредством усилий молодых людей, направленных на компенсацию воздействий окружающей среды, под которой понимаются базовая культура и природное окружение.

Однако действительная стабилизация неравновесного состояния молодежной субкультуры возможна только за счет роста энтропии и в других системах, в силу чего равновесное существование данного феномена сопряжено с неизбежными разрушениями окружающей его природной и социокультурной среды, что крайне нежелательно. Поэтому определенной гарантией сохранения окружающей среды могут в той или иной мере быть динамические изменения в молодежной субкультуре. А поскольку молодежная субкультура есть сложная многокомпонентная система, в ее развитии действует диалектический закон связи неравномерности и равномерности изменений, происходящих в разных ее подсистемах, что и обеспечивает субкультуре неравновесное состояние.

"Рассыпание" начальной формы молодежной субкультуры на множество разнородных и разномасштабных субкультур, конечно, не могло быть результатом хаотически беспорядочного ее дробления на те или иные случайно возникающие образования, с течением времени сменяющие друг друга. Эта смена и эта дифференциация должны были порождаться и порождались некими культурогенными силами, действие которых отвечает критериям необходимости и достаточности в образовании множества модификаций субкультурной целостности как самоорганизующегося "единства многообразия". Проявлением действия таких культурогенных сил и могло стать создание многообразных матриц "будущего" в рамках уровня "настоящее". Логика внутреннего процесса вызревания этих матриц "будущего" приводит к возникновению состояния хаоса в субкультурной молодежной системе, что в свою очередь оборачивается попаданием системы в точку полифуркации, а прохождение этой точки приводит к переструктурированию системы с принятием одной из матриц "будущего" в качестве фундамента для "настоящего". При этом невостребованные матрицы "будущего" отметаются за ненадобностью.

Момент переструктурирования системы молодежной субкультуры и установления в ней порядка из хаоса является отправной точкой для начала следующего этапа возникновения новых матриц "будущего". Таким образом, с нашей точки зрения, и осуществляется динамика молодежной субкультуры на макроуровне как результат действия внутренних процессов в системе данной субкультуры.

В синергетической динамической модели, положения который мы склонны распространять как на культуру в целом, так и молодежную субкультуру в частности, феномен адаптации трактуется иначе, нежели в моделях функциональной социологии, начиная с Г. Спенсера и кончая Э. Дюркгемом, Т. Парсоном, Г. Нисбетом и другими авторами. В синергетическом дискурсе социокультурная система приспосабливается уже не столько к спонтанно изменяющимся условиям среды, как это утверждалось в предшествующих концепциях, сколько к собственным растущим возможностям и последствиям человеческой деятельности. На растущих возможностях молодых людей, приводящих в действие механизмы внутренних процессов в молодежных субкультурах, мы останавливались выше. Здесь же мы рассмотрим последствия человеческой деятельности или внешние воздействия социального окружения на молодежную субкультуру, приводящие к ее динамическим изменениям. При этом, естественно, мы не станем останавливаться на всех проявлениях человеческой деятельности, оказывающих воздействие на молодежную субкультуру, а остановимся лишь на некоторых, дающих представление о нем.

Несмотря на то, что молодежная субкультура, как правило, аполитична, о чем ее представители не устают повторять, колебания политических режимов правления от жесткого к мягкому, и наоборот, а в соответствии с ними и обстановки в базовой культуре общества, в рамках которого существует молодежная субкультура, оказывают одно из основных воздействий на динамику молодежной субкультуры. Это полностью соответствует рекламному утверждению программы "Обозреватель" на "ТВ6": "Вы можете не заниматься политикой, политика все равно занимается Вами". Сейчас, когда период существования молодежной субкультуры как оформившегося феномена превышает полувековую отметку, представляется возможным проследить зависимость динамики молодежной субкультуры от политики, а также вывести определенную закономерность этой зависимости.

Нам представляется это необходимым потому, что зачастую остается непонятным, чем вызван кажущийся с первого взгляда внезапный расцвет молодежной субкультуры, когда peer groups и неформальные молодежные объединения начинают возникать и расти как грибы после дождя. Однако проходит некоторое время, и бурный всплеск сменяется не только стагнацией и затишьем, но чаще всего распылением peer groups и неформальных молодежных объединений, сведением их количества до минимума, а также переходом их на полулегальное положение - уходом подполье, в андеграунд. Если рассматривать феномен молодежной субкультуры только как отдушину для тех молодых людей, которые в условиях индустриально-развитого общества, переходящего к индустриализму, не имеют возможности отработать социальные роли, самовыразиться, самореализоваться иным образом, то возникает вопрос: чем вызваны "приливы" и "отливы" молодежной субкультуры? Неужели "волна" "понимающих" родителей или формальных молодежных объединений сменяется "волной" "непонимающих"? Или здесь задействованы совсем иные процессы, факторы и механизмы?

Разбираясь в этом вопросе, мы неминуемо придем к политике, проводимой властями в рамках той или иной общественной системы, и, естественно, к политическому режиму, или к политической обстановке, которая меняется в соответствии с проводимой политикой. А поскольку политика опирается и исходит из экономической обстановки в стране, то необходимо обращаться и к экономическим факторам, воздействующим на динамику молодежной субкультуры.

Примечания

В переводе с латыни - "группы равных": по возрасту, социальному статусу и т.п.

Мы употребили здесь термин "матрица", поскольку посчитали его наиболее удачным для передачи необходимого нам смысла. В типографском деле под "матрицей" понимается зеркальная копия печатной формы, служащая для отливки стереотипов, форма для отливки печатных букв. Данный смысл выводит нас на то, что молодежные субкультуры одной направленности (криминальные, эскапистские и т.п.) и одинаковой фазы развития обладают аналогичным набором черт, признаков, элементов и т.п.

Здесь используется термин "уровень", хотя вернее было бы использовать термин "пласт", поскольку мы имеем дело с последовательным наслоением их один на другой.

См.: Седов Е.А. Информационные критерии упорядоченности и сложности организации структуры систем. - В кн.: Системная концепция информационных процессов. - М., 1988; Седов Е.А. Информационно-энтропийные свойства социальных систем. // "Общественные науки и современность", 1993, N 4.

См.: Сухомалинова В.В. Системы "общество" и "природа": разнообразие, устойчивость, развитие. // "Общественные науки и современность", 1994, N 4.

См.: Назаретян А.П. "Столкновение цивилизаций" и "Конец истории". // "Общественные науки и современность", 1994, N 6.

http://history.machaon.ru/all/number_19/analiti4/levikova/index.html

Доктор философских наук Левикова С.И.
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты