Главная  >  Культура   >  Музеи и выставки   >  Музеи Москвы


Музей личных коллекций

11 октября 2007, 53

Более 10 лет назад, 24 января 1994 года, в доме № 14 по Волхонке открылся для посетителей Музей личных коллекций, переданных в дар государству - отдел Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

Более 10 лет назад, 24 января 1994 года, в доме № 14 по Волхонке открылся для посетителей Музей личных коллекций, переданных в дар государству - отдел Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

Идея создания такого Музея принадлежала Илье Самойловичу Зильберштейну (1905-1988гг.), известному московскому коллекционеру, искусствоведу, литературоведу, владельцу богатейшего собрания отечественного и западноевропейского искусства. Его идея была горячо поддержана директором ГМИИ имени А.С.Пушкина И.А.Антоновой. Однако, понадобилось несколько лет, чтобы убежденность И.С.Зильберштейна и энтузиазм И.А.Антоновой смогли преодолеть консерватизм чиновников и получить разрешение на создание в Музее отдела частных коллекций. Для него был освобожден от прежних владельцев исторический особняк постройки ХУП-Х1Хвв., представляющий собой левый флигель усадьбы Голицыных. В 1987 году началась работа по архитектурной реставрации здания. Параллельно шло формирование коллекций будущего Музея, реставрация произведений, их подготовка к экспонированию.

С момента основания Музея в его фонды поступило около тридцати коллекций. В настоящее время музейное собрание насчитывает около семи тысяч произведений русского и западноевропейского искусства ХУ-ХХ веков. Это - живопись, графика, скульптура, прикладное искусство, и фотография.

По определению одного из первых авторов идеи создания музея личных собраний в России князя Сергея Щербатова (1875-1962), такой музей призван сохранить "духовную связь" между коллекцией и ее бывшим владельцем. Кроме того, как полагал князь, такой музей должен быть общедоступным. Сотрудники МЛК неуклонно следовали этому принципу: каждый дар представлен в виде целостного собрания. Особое внимание при таком методологическом подходе уделено личности коллекционера, его пристрастиям. Это позволяет посетителю самому проследить различные этапы собирательства как некоего феномена. Ведь коллекции, поступающие в Музея - очень разные. Они делятся по видам искусства, есть монографические и тематические. Например, собрание русской реалистической живописи второй половины Х1Х века С.В.Соловьева, русской живописи рубежа Х1Х-ХХ вв.А.Н.Рамма, анималистическая скульптура малых форм и мастеров Х1Х века Е.Я.Степанова, художественное стекло Ф.В.и Е.П.Лемкулей, собрание театрально-декорационной графики начала ХХ века Никиты и Нины Лобановых-Ростовских, графика Александра Бенуа из коллекции С.В.Папкова. А также самое многочисленное наследие одного из основателей Музея - И.С.Зильберштейна, который передал в дар государству более двух тысяч произведений живописи и графики.

Музей представляет посетителям и такие коллекции, которые создавались в течение жизни нескольких поколений российских семей. В эти коллекции входят не только произведения искусства, но и мемориальные предметы, знакомящие нас с личностью собирателя (кабинет искусствоведа М.В.Алпатова; зал, где выставлены живописные и графические произведения из собрания знаменитого пианиста С.Т.Рихтера; зал семьи Пастернаков; зал-мастерская Д.М.Краснопевцева; зал художницы Т.А.Мавриной, включающий русские иконы, предметы быта.

Еще одна составляющая экспозиции Музея личных коллекций - творческое наследие выдающихся художников ХХ века - Александра Родченко и Варвары Степановой, Давида Штеренберга, Георгий и Ореста Верейских, Владимира Вейсберга, Александра Тышлера.

Таким образом, в 17 залах, общей экспозиционной площадью около 1.000 кв.м. было представлено 1.1000 произведений искусства.

Новое здание Музея личных коллекций ГМИИ имени А.С.Пушкина, расположенное по адресу: улица Волхонка,10 имеет интересную историю. Состоящий из двух строений "Жилой дом с лавками" является памятником истории и культуры ХУШ-Х1Х вв. Оно расположено на месте бывшей церкви Зачатия Иоанна Предтечи, разобранной еще в 1793 году из-за ветхости. Первым владельцем выстроенной усадьбы был П.И.Глебов - знакомый семейства Пушкиных, а с 1804 года дом перешел во владение О.А.Шуваловой - дочери статского советника А.Ф.Шувалова. В 1812 году во время пожара дом практически полностью сгорел, но кирпичные стены сохранились. В 1817 году усадьба была продана княгине А.П.Вяземской, дочери поэта Петра Вяземского и друга А.С.Пушкина. Затем дом перешел к сыну Д.Е.Вяземскому. Любопытно, что в 50-х годах Х1Х века в антикварной лавке этого дома М.А.Оболенским, родственником декабриста, собирателем древних памятников письменности и археографом, был обнаружен и куплен знаменитый портрет А.С.Пушкина, написанный В.А Тропининым в 1827 году. С середины Х1Х века вплоть до Октябрьской революции домом владели крупные московские банкиры Волковы. Их прадед Гаврила Волков был крепостным у помещиков Голохвастовых. Благодаря князю Н.Б.Юсупову, он получил вольную и книгоношей пешком пришел в Москву. Как гласит легенда, перейдя реку, он утомился и присел отдохнуть на крыльце красивого дома. Позднее, разбогатев, он купил этот дом на Волхонке в память о своем первом дне в столице. В нем он открыл антикварный магазин, а затем размещался "Торговый дом Г.Волков и сыновья". В 1888 году некоторое время находилось "Общество искусства и литературы", основанное К.С.Станиславским. А.Ф.Федотовым, Ф.П.Комиссаржевским и Ф.Л.Сологубом; а с 1927 по 1932 год - "Президиум Ассоциации художников революционной России" и жилые помещения. В 1934 году судьба дома оказалась под угрозой в связи со строительством станции метро "Дворец Советов" (ныне "Кропоткинская") и прокладкой подземных тоннелей. Дома подлежали сносу. Однако, поскольку жильцов переселять было некуда, а сроки пуска станции поджимали, дома снесены не были, а напротив, фундаменты обновили и укрепили. Оба здания в 1988 году были переданы Московским правительством в управление ГМИИ имени А.С.Пушкина.

А с 1990 года началась реконструкция и реставрация, продолжавшаяся около 15 лет. В ходе работ из двух строений ( № 1 - главный дом. Трехэтажное кирпичное здание с подвалом и № 2 - Г-образный трехэтажный кирпичный корпус) были объединены многофункциональным перекрытым двором (атриумом) в единый архитектурный ансамбль.

Источник

Русская Цивилизация
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты