Главная  >  Культура   >  Музеи и выставки   >  Музеи Москвы


Государственный музей Л.Н.Толстого

11 октября 2007, 50

Государственный музей Л.Н.Толстого - это комплекс музеев, посвященных писателю; хранилище рукописных, изобразительных, мемориальных и книжных материалов, связанных с его жизнью и творчеством.

Государственный музей Л.Н.Толстого - один из старейших литературных музеев России. Идея его создания возникла в те дни, когда русское общество было потрясено уходом великого старца из Ясной Поляны и его смертью 7 ноября 1910г. на станции Астапово. Трагические события усилили интерес к личности писателя и его творческому наследию. Современники Толстого старались собрать и сохранить все, что было связано с его памятью. Необходим был центр, объединяющий общую работу. Таким центром стал музей Толстого. Он был основан на общественных началах, его коллекции - рукописи писателя, его портреты, фотографии, личные вещи, книги, картины, иллюстрации - составили дары родных и почитателей Толстого. Открытие музея Толстого в Москве в первую годовщину со дня смерти писателя стало событием в истории русской культуры.

Понимая значение духовного наследия Толстого, его близкие и друзья еще при жизни писателя поставили проблему создания музея его имени. Она прозвучала на Всероссийском съезде писателей, проходившем в северной столице с 22 по 24 июня 1908 г. В марте 1909 г. состоялось открытие "Выставки для устройства Музея имени Л. Н. Толстого в Петербурге". Экспонаты для этой выставки были предоставлены частными лицами, среди которых были люди, связанные с Толстым узами дружбы: В. Г. Чертков, И. Я. Гинцбург, М. А. Стахович, П. И. Бирюков и др. На базе этой выставки через четыре месяца после смерти писателя -27 марта 1911 г. - был создан Толстовский музей, перешедший 3 мая 1919г. при содействии академика А. А. Шахматова "на вечное хранение" в Российскую Академию наук.

Основателем ныне действующего Государственного музея Л. Н. Толстого в Москве явилось Толстовское общество, возникшее как Московское отделение Общества Толстовского музея в Петербурге, с 1912 г. - Толстовское общество в Москве. Его первое Правление возглавил Николай Васильевич Давыдов, среди его первых членов были Валерий Яковлевич Брюсов, Алексей Евгеньевич Грузинский, Александр Иванович Сумбатов-Южин, Сергей Львович Толстой, Павел Иванович Бирюков, Иван Иванович Горбунов-Посадов, Викентий Викентьевич Смидович (Вересаев).

Идею создания музея Толстого поддержала жена Толстого - Софья Андреевна.

22 апреля 1911 г. в письме к Н. В. Давыдову она писала: "...Благодарю Общество Московского Отделения Толстовского музея за избрание меня в действительные члены и выражаю свое сердечное сочувствие благому начинанию столь близкого моего сердцу дела..."

Через два дня, 24 апреля 1911 г., на общем заседании членов общества обсуждался вопрос об устройстве Толстовской выставки в Москве. Был создан выставочный комитет, куда, помимо указанных выше лиц, вошли Алексей Александрович Бахрушин, Богдан Степанович Боднарский, Леонид Осипович Пастернак, Николай Дмитриевич Телешов, Владимир Иванович Немирович-Данченко, Леопольд Антонович Сулержицкий, Татьяна Львовна Сухотина-Толстая. Всего 45 человек. Выступая в этот день на собрании, П. И. Бирюков в краткой, но емкой по содержанию речи выразил суть намечаемого события.

"Учреждение дома-музея, - сказал он, - удовлетворяет нескольким одинаково важным целям. Во-первых, этот дом-музей будет служить прекрасным и небанальным памятником нашему великому современнику. Во-вторых, он будет удовлетворять целям свободного просвещения в том духе, которым дорожил Лев Николаевич, еще в 70-х годах прошлого столетия проектировавший "университет в лаптях". В-третьих, он как музей Толстого должен представить во всей полноте могучую личность Льва Николаевича, ее развитие во времени и пространстве и дать возможность общедоступного изучения как его личности, так и современной ему эпохи. Наконец, в-четвертых, он удовлетворяет наше моральное чувство долга перед последующими поколениями".

Менее чем через год после смерти писателя, 11 октября 1911 г., в Москве в Историческом музее, в помещении его восьми залов, была открыта Толстовская выставка. На какое-то время она стала центром культурной жизни Москвы. Не только потому, что еще не стихла боль утраты великого человека, но и потому, что России необходим был нравственный стержень.

В декабре 1911 года, когда встал вопрос о закрытии Толстовской выставки, многие частные владельцы экспонатов согласились оставить их Толстовскому обществу на вечное хранение. Возникла идея создания постоянно действующего музея Толстого. Она была поддержана писателями В. Я. Брюсовым, И. А. Буниным, В. В. Вересаевым, А. М. Горьким, художниками И. Е. Репиным, В. Н. Мешковым, С. Д. Меркуровым, Л. О. Пастернаком, артистами В. И. Качаловым, О. Л. Книппер-Чеховой, А. А. Яблочкиной, режиссерами К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. А главное - эта идея нашла поддержку в семье Толстого - у его вдовы и детей: Сергея, Татьяны, Александры.

Трудным был выбор помещения для музея. Были предложения разместить его в Хамовническом доме писателя, в Сухаревой башне. В итоге была снята квартира из восьми комнат в бельэтажном доме Хрептовича-Бутенева на Поварской, 18. Помещение было тесным, но находилось в центре Москвы и отвечало правилам пожарной безопасности.

28 декабря (по старому стилю) 1911 года состоялось официальное открытие Толстовского музея - на Поварской, 18. Возник островок "мудрой человечности". Хранителем музея стал П. И. Бирюков, а после его отъезда в Швейцарию - В. Ф. Булгаков. Последний так вспоминает о том времени, когда музей помещался на Поварской: "Музей с его маленьким штатом служащих, состоявшим из 4-х человек, кроме меня (заведующей канцелярией и трех технических служащих), работал регулярно, принимал посетителей, проводил экскурсии (в этом деле, кроме меня, участвовал И. И. Горбунов-Посадов), пополнял свои коллекции по отделам художественному, книжному и рукописному. Никакой научной работы в музее, однако, не велось. Читальни не существовало. Теснота помещения давала себя знать". Толстовские вечера устраивались "в больших залах и аудиториях Москвы с участием литературоведов-докладчиков и знаменитейших представителей московского артистического мира (Гольденвейзера, Игумнова, Станиславского, Сумбатова-Южина, Качалова, Москвина, Лужского, Неждановой, Книппер-Чеховой, Германовой и др.), охотно откликавшихся на просьбы Правления Толстовского Общества о выступлениях".

После 1917г. остро встал вопрос о дальнейшей судьбе музея. 12 октября 1918 г. Наркомпросом были выданы Охранные грамоты на дом Льва Толстого в Хамовниках и Литературный музей (Поварская, 18). Это позволило защитить духовное и материальное наследие Толстого от революционного экстремизма масс. Острота проблемы спала, но не исчезла. Главное же, вокруг чего возникла конфликтная ситуация, было нежелание многих членов Правления Толстовского общества дать согласие на национализацию - никаких компромиссов с государством Советов. Если же суждено свершиться этому акту, пусть он будет "насильственным" - так считали члены Правления.

Думается, более реалистичной оказалась позиция, занятая А. Л. Толстой и В. Ф. Булгаковым: надо идти по пути национализации толстовских музеев, а одновременно с этим решать проблемы восстановления дома писателя в Хамовниках и вопрос о выделении специального помещения под литературный музей. В итоге им удалось заручиться поддержкой Толстовского общества, и они развернули деятельность, которая увенчалась успехом.

В. Ф. Булгаков при участии А. Л. Толстой и художника Н. Д. Бартрама, создателя Музея игрушки, при поддержке В. Д. Бонч-Бруевича буквально отвоевал у многочисленных претендентов особняк на Пречистенке, 11. Он был построен в 1817-1822 гг. по проекту известного русского архитектора Афанасия Григорьевича Григорьева (ученика Кваренги). "Тонкая техника работ Григорьева и умение выискать хорошие пропорции ставят этого зодчего в число лучших наших мастеров", - писал о Григорьеве в 1911 г. журнал "Старые годы".

11 марта 1920 г. жилищно-земельный отдел Московского Совета Рабочих и Красноармейских депутатов выдал Толстовскому музею ордер на владение особняком на Пречистенке, 11 (с 1920-го - Кропоткинская, с 1995-го - вновь Пречистенка).

5 апреля 1920 г. В И Ленин подписал Декрет о национализации Дома Л. Н. Толстого в Москве. Литературный музей на Пречистенке и музей-усадьба "Хамовники" были объединены в один музей, который с 1939 г. стал называться Государственным музеем Л. Н. Толстого.

20 ноября 1920 г., в десятилетнюю годовщину смерти Толстого музей на Пречистенке открыл свои двери. Торжественную церемонию передачи музея от Толстовсекого общества государству осуществил С. Л. Толстой. Ровно через год - 20 ноября 1921 г. - начал свою жизнь музей- усадьба Л. Н. Толстого "Хамовники"

С историей создания ГМТ неразрывно связана история создания Рукописного архива Толстого, хотя хронологические рамки этой истории гораздо шире.

Первым хранителем рукописей Толстого была его дальняя родственница и воспитательница Т. А. Ергольская, с любовью собиравшая всякие записочки детей Толстых и бережно хранившая письма и рукописи молодого Льва. Позднее эту миссию приняла на себя жена писателя С. А. Толстая. В 1887 г. с согласия мужа она поместила их на хранение в Московский Румянцевский музеи (ныне Российская Государственнля библиотека). Параллельно с ней, с середины 1880-х годов, рукописи писателя начал собирать его друг В. Г. Чертков, передавший их в 1913 г на хранение в Библиотеку Академии наук Санкт-Петербурга. Таким образом, к началу 20-х годов прошлого века архив Толстого оказался разбросанным по разным местам.

В 1926 г. в связи с подготовкой Юбилейного 90-томного издания сочинений Толстого коллекция В. Г. Черткова была передана из Рукописного отдела Библиотеки Академии наук в Государственный музей Л. Н. Толстого Этот вклад превратил музей в крупнейшее хранилище толстовского рукописного наследия.

Другой важный шаг на пути объединения толстовских архивных материалов был сделан в 1939 г., когда вышло Постановление СНК СССР о передаче музея Толстого из ведения Наркомпроса в Институт мировой литературы и концентрации разрозненных материалов, связанных с жизнью и творчеством Толстого, в стенах музея. Вскоре после этого Постановления 30 государственных учреждений страны, в том числе и Государственная библиотека СССР им Ленина, обладавшая вышеупомянутой коллекцией С.А. Толстой, передали "профильные" рукописные материалы С этого момента в "стальной комнате", отвоеванной музеем у многочисленных претендентов сосредоточилось все сохранившееся рукописное наследие Толстого, кроме некоторых частных автографов, принадлежащих частным лицам.

Потребовалось почти 70 лет напряженной хранительской и исследовательской работы, прежде чем сформировался нынешний Архив Толстого, одно из уникальных хранилищ не только нашей страны, но и мира. В его состав, кроме фонда самого писателя, входят более 70 личных фондов, фонды толстовских обществ, толстовских коммун, других учреждений, связанных с Л.Н. Толстым и его именем. В общей сложности это более 300000 ед. хр, более 2,5 млн. страниц.

Источник

Русская Цивилизация
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты