Главная  >  Культура   >  Музеи и выставки


В Тольятти открылась выставка матрешек

11 октября 2007, 5

На ней представлено свыше 250 матрешек из коллекции учительницы русского языка и литературы Галины Евмещенко.

Выставка «Расписная тайна» открылась в тольяттинском краеведческом музее. На ней представлено свыше 250 матрешек из коллекции учительницы русского языка и литературы Галины Евмещенко. Об этом Агентству национальных новостей сообщили в краеведческом музее Тольятти.

Выставка «Расписная тайна» посвящена всемирно известной русской игрушке – матрешке. Тольяттинская учительница Галина Евмещенко начала собирать матрешек с 1986 года. Первый экспонат, положивший начало большой коллекции, был приобретен педагогом во время круиза по Волге. В качестве сувенира Галина Евмещенко за 8 рублей купила пластмассовый футляр для шампанского в виде матрешки.

Теперь в ее коллекции есть хохломские и жигулевские, татарские и башкирские, воронежские, семеновские, карельские матрешки. Большая часть из них приобретена Галиной Евмещенко в советское время. За несколько последних лет у учительницы появились шариковые ручки, карандашницы, игольницы, солонки и брелки в виде матрешек.

Каждая деревянная куколка из коллекции Евмещенко по-своему уникальна. У одной отделка выполнена из бересты, другая украшена золотистой соломкой. Например, мастера из крупного центра по изготовлению и росписи матрешек – города Семенова

оставляют больше незакрашенного дерева, а в основе композиции у них – передник, на котором изображен букет пышных алых цветов. А у мастеров Полховского Майдана роспись матрешек напоминает детский рисунок. Их матрешки очень яркие. Зеленые, синие, красные, желтые, фиолетовые и малиновые цвета используются в контрастных сочетаниях.

Матрешке уже более ста лет. Первая русская матрешка появилась в конце XIX века, она родилась в мастерской издателя, переводчика, владельца типографии и коллекционера русской живописи А.И. Мамонтова. Мамонтов приглашал в свою мастерскую мастеров-игрушечников, от которых требовал изобретательности и большой фантазии в создании игрушек.

Чтобы расширить кругозор мастеров, в мастерскую выписывали образцы игрушек из разных стран мира. Особенно популярным в то время было искусство стран Востока, в частности - японское изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Так, с острова Хонсю была завезена знаменитая предшественница и прообраз русской матрешки – фигурка добродушного и веселого старичка – буддийского мудреца Фукуруму, в которой находилось еще несколько фигур, вложенных одна в другую.

Эта японская игрушка была забавной и уж очень подходила к русскому вкусу, напоминая пасхальные деревянные яйца, которые точно так же вкладывались одно в другое. Выточить эту игрушку поручили потомственному мастеру-игрушечнику В.П. Звездочкину, а роспись первых образцов матрешек была поручена С.В. Малютину, который в то время по поручению А.И. Мамонтова иллюстрировал детские книги.

Созданная в конце 1890-х годов, первая матрешка изображала крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, с черным петухом, серпом и хлебом в руках.

Русскую деревянную куклу прозвали Матрешкой. В дореволюционной провинции имя Матрена считалось одним из наиболее распространенных женских имен, в основе которого лежало латинское слово «mater», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. «Матрешка – это матрона, достойная женщина, мать семейства, уважаемая госпожа, - говорит Галина Евмещенко. - Это символ семьи, многодетности. Она как хранительница, оберег». Первая матрешка была восьмиместная. За девушкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга.

Массовое производство матрешек началось в Сергиевом Посаде. В 1900 году русская матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание. Первые сергиево-посадские матрешки изображали девушек в русских сарафанах с корзинами, серпами, букетами цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове; старообрядок в типичной одежде с предметами раскольнического культа; жениха и невесту, держащих в руках свечи и других представителей русского народа. Наряду с женскими образами в ранний период развития сергиево-посадской матрешки часто встречались и мужские персонажи. Иногда матрешка представляла собой целую семью с многочисленными чадами и домочадцами. Большое распространение получила историческая матрешка: бояре и боярыни, представители русской знати XVII века, легендарные русские воины-богатыри. В 1912 году, к столетию Отечественной войны 1812 года, были созданы изображающие М.И. Кутузова и Наполеона матрешки, внутри которых помещались фигурки военачальников из их штаба.

В 1909 году к 100-летию со дня рождения Н.В. Гоголя была создана серия матрешек по его произведениям («Тарас Бульба», «Плюшкин», «Городничий»). Известны матрешки по мотивам сказок, былин, деревянные куклы, выполненные по этнографическому типу – «народы Прибалтики», «ненцы» и другие народы России.

Существует поверье, что если внутрь матрешки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрешку, то есть чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрешки, тем быстрее желание исполнится.

Выставка матрешек в тольяттинском краеведческом музее продлится все лето, до сентября.

Агентство национальных новостей
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты