Главная  >  Общество   >  Уровень жизни


Бедность, рынок труда и социальная политика

11 октября 2007, 33

Широкое распространение бедности — измеряемой как в узком смысле в виде низких доходов, так и понимаемой в более широком плане как низкий уровень благосостояния — является признанной проблемой в России.

Широкое распространение бедности — измеряемой как в узком смысле в виде низких доходов, так и понимаемой в более широком плане как низкий уровень благосостояния — является признанной проблемой в России. Наблюдаемый в последний период экономический рост, при условии, что он будет обращен на благо бедным, может стать эффективным средством борьбы с бедностью.

Большинство экономистов согласны, что экономический рост, как правило, способствует сокращению, по крайней мере, абсолютной бедности, поскольку способствует росту доходов всех доходных групп, тем самым уменьшая долю находящихся за чертой бедности. Это не означает, однако, что экономический рост обязательно уменьшает относительную бедность.

Распределение доходов — важная детерминанта уровня бедности. Высокий уровень неравенства в распределении доходов в России во многом объясняет довольно скромное уменьшение бедности, сопровождающее экономический рост. Если общество ставит перед собой цель сократить бедность, и значит, обеспечить более равное распределение результатов экономического роста, то это следует осуществлять с помощью экономической политики перераспределения доходов, поскольку рынок сам по себе, безусловно, не обеспечит такого перераспределения. Более того, для контроля за уровнем неравенства в обществе, для обеспечения социальной мобильности и устойчивого роста требуются постоянно действующие механизмы перераспределения.

Одна из отличительных черт профиля бедности в России — большая доля работающих бедных, более 40%. Увеличение неравенства доходов от занятости, и, в частности, наличие большого числа низкооплачиваемых работ в значительной степени объясняют значительное количество работающих бедных. Почти треть работников в России имеют низкооплачиваемую работу: доля работающих полный рабочий день и имеющих зарплату ниже двух третей общероссийской медианы возросла с 18% в 1989 г. до 34% в 1999 г. Для сравнения, аналогичный показатель составляет 14% для стран ОЭСР и 19% для Польши.

Необходимо отметить, однако, что низкая оплата труда не означает автоматической бедности. Так, по оценкам, лишь около 20% семей, в которых есть низкооплачиваемые работники, и лишь 25% семей работников с очень низкими зарплатами, попадают в бедность. Это означает, что существуют другие важные детерминанты бедности. В частности, почти 35% бедных в трудоспособном возрасте составляют безработные, затем идут низкооплачиваемые, затем — люди вне экономически активного населения, и, наконец, имеющие задолженность по заработной плате.

Ситуация в России осложняется тем, что большое количество низкооплачиваемых работ очень медленно сокращается, и дефицит новых хорошо оплачиваемых рабочих мест остается острым. Низкооплачиваемые рабочие места в бюджетном секторе составляют значительную долю “плохих” рабочих мест. Процессы приспособления на российском рынке труда, идущие преимущественно посредством передвижения работников с одного рабочего места на другое минуя состояние безработицы, во многом “ответственны” за то, что такие плохо оплачиваемые работы медленно вымываются из экономики. Такой тип приспособления во многом объясняется сочетанием слабых процедур банкротства и низким с точки зрения обеспечения прожиточного минимума семьи, уровнем пособия по безработице. Это объясняет, с одной стороны, устойчивый спрос на низкооплачиваемые работы, продолжающие быть более привлекательными, нежели пособие по безработице, и устойчивое предложение плохих работ, поскольку процедура банкротства плохо работает даже в случае значительной задолженности по зарплате. Для сравнения, развитые экономики рассматривают систему пособий по безработице в качестве механизма обеспечения быстрых экономических изменений, способствующего отмиранию старых непривлекательных рабочих мест. Это, безусловно, не заменяет потребность в стимулировании создания новых привлекательных рабочих мест.

В либеральной экономике роль государства в формировании доходов сводится, прежде всего, к сглаживанию неравенства доходов через перераспределительные механизмы. В частности, система налогов и социальных пособий служат перераспределению от богатых к бедным и социально уязвленным; пенсионная система обеспечивает межпоколенческое перераспределение. Социальные расходы выполняют важную страховую функцию там, где частное страхование невозможно.

Форма предоставления социальных пособий заслуживает отдельного обсуждения, особенно когда речь идет о взаимосвязи рынка труда и бедности. Есть два типа программ: программы социального страхования и программы социальной помощи. Программы социального страхования нацелены на предотвращение бедности через замещение потерь дохода в результате безработицы, инвалидности, выхода на пенсию, или потери кормильца. Выплаты по социальному страхованию, как правило, финансируют через налог на фонд заработной платы, а величина выплат зависит от трудовой истории и от зарплаты. Программы социальной помощи нацелены на оказание помощи тем, кто уже беден. Программы социальной помощи финансируют из доходов бюджета, а условие предоставление пособия — низкий доход. Для обеспечения адресности пособия его часто выплачивают товарами и услугами, а не деньгами. Опыт развитых стран показывает, что вклад программ социального страхования в сокращение бедности среди людей не пенсионного возраста в два-три раза превышает вклад адресных денежных трансфертов малоимущим.

Система пособий по безработице — одна из ключевых систем в большинстве развитых стран. В целом система пособий по безработице имеет две функции: страхования от потери дохода в связи с безработицей (страховое пособие по безработице), и предоставления социальной помощи тем, кто не имеет работы в течение длительного времени (социальная помощь безработным). В развитых странах социальная помощь безработным, как правило, является частью общего пакета социальной помощи, а регистрация в службе занятости — обязательное условие предоставления социального пособия людям трудоспособного возраста. В России система социальных пособий по бедности находится в зачаточном состоянии, и социальная помощь длительно безработным практически отсутствует. Система пособий по безработице в ее текущем виде не выполняет свою страховую функцию, причем это верно как для квалифицированных работников, так и для неквалифицированных работников.

Результативность социальной политики во многом зависит от тех институтов, которые сложились в обществе. В частности, социальная политика непосредственно воплощается региональными и местными органами. Современная российская практика характеризуется некоторой “распыленностью” социальных функций среди нескольких органов на местах: часть социальных функций на местах выполняют органы социальной защиты, но часть возложена на другие органы, например, на службы занятости. Для последних это зачастую противоречит основной функции посредничества на рынке труда. При этом выигрыш в терминах социальной политики неочевиден.

Ирина Денисова.
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты