Главная  >  Наука   >  Российская наука


Союз науки и капитала

11 октября 2007, 29

По итогам опроса две трети предприятий либо вообще не занимаются инновационной деятельностью, либо делают это от случая к случаю.

Состояние российской науки на сегодняшний день все еще плачевное. Причиной тому – российский бизнес пока еще не созрел для того, чтобы тратить деньги на научные разработки. Сегодня российские корпорации пока еще неохотно финансируют научные проекты, но в ближайшее время ситуация может резко измениться в положительную сторону, иначе они не смогут завоевывать новые рынки и конкурировать с импортом.

Опрос, проведенный Межведомственным аналитическим центром, показывает неохотное финансирование научных разработок обрабатывающей промышленностью. По итогам опроса две трети предприятий либо вообще не занимаются инновационной деятельностью, либо делают это от случая к случаю. Лишь 3,6% компаний тратят на НИОКР 10% собственной выручки. Больше всех инвестируют в науку металлурги, машиностроители и химические предприятия. Как правило, это крупные компании с численностью более 1000 человек.

В среднем российский бизнес тратит на научные разработки заметно меньше 1% оборота. В то же время американские компании вкладывают в НИОКР в среднем 3-4% от оборота, китайские — 3%, а европейские — 7-10%, констатируют экономисты. Причиной подобной пассивности российских компаний является недостаток средств и сложные бюрократические барьеры.

Постепенно устаревая технологии производства, превращают российские компании в неконкурентоспособные предприятия. Китайская текстильная промышленность, например, регулярно, в отличие от российской, финансирует часть доходов от прибыли в научные разработки и новые технологические процессы. Это позволяет им снизить конечную себестоимость выпускаемого товара, а следовательно позволяет окупить затраты на науку и получить дополнительную прибыль. Европейские автомобильные гиганты тратят миллионы на изобретение и внедрение малейших примочек в свои автомобили, которые позволят улучшить динамику, безопасность и комфорт автомобиля, завоевывая тем самым покупателя со всего мира.

Но, несмотря на все препятствия, динамика инвестиций в НИОКР положительная, говорит экономист Центра развития Валерий Миронов. По его данным, в 2000 г. доля отчислений на инновации среди промышленных предприятий составляла лишь 3,7% от балансовой прибыли, а в 2004 г. — уже 9,7%. В ближайшие три года увеличить финансирование инвестиций рассчитывают 68% предприятий, опрошенных Межведомственным аналитическим центром. Отечественный бизнес будет вынужден наращивать финансирование научных разработок, чтобы конкурировать с зарубежной продукцией, уверены авторы доклада. “Наши главные конкуренты — китайцы, у них очень гибкая ценовая политика, поэтому мы должны выпускать гораздо более качественную продукцию, чтобы не проиграть им”, — соглашается представитель компании “Чайковский текстиль”. Она в 2007 г. потратит на НИОКР 2,5% оборота (до сих пор — 1%).

Китай со своей быстрорастущей промышленностью становится конкурентом всему миру, а не только России. Этот промышленный гигант угрожает проглотить весь мир. 80% всей текстильной продукции продаваемой в наших магазинах имеют китайское производство. Одними патриотическими призывами «покупать только у отечественного производителя» ситуацию исправить нельзя. Китайская продукция на сегодняшний день является и дешевле и популярнее (дизайнеры отслеживают все тенденции в мире моды и предугадывают новые модели), и что самое главное – качественнее российской. И какой же здравомыслящий человек отдаст предпочтение вещи, которую уже давно справедливо именуют – шмоткой?

Патриотизмом в данной ситуации будет усовершенствование производства путем внедрения новых технологий и оборудования. А для этого необходимо поддержать науку, которая выведет российский бизнес на новый качественный уровень.

по материалам газеты «Ведомости»

Героев Григорий
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты