Главная  >  Политика   >  Будущее России   >  Технополис Солнца


Национальный проект ГОЭЛРО 2. Гидроэнергетическая инфраструктура как локомотив развития страны

11 октября 2007, 71

Каким образом гидроэнергетика может повлиять на биополитику, то есть политику в области живого и жизнедеятельности населения? Самым прямым образом, если считать, что именно гидроэнергетика имеет отношение к управлению оборотом важнейшего стратегического ресурса 21 века - воды.

Мы хотим обратить внимание на то, что до сих пор не обсуждён формат национального инвестиционного проекта, а также минимальная типология проектов, необходимая для их сортировки, последующего определения приоритетности и значимости. И на наш взгляд, это не случайно.

С нашей точки зрения, национальным масштабным проектом выступающими в функции локомотива развития страны может стать проект развития гидроэнергетики. Термин “локомотивный” в данном случае означает, что он может потянуть за собой развитие целого ряда других отраслей национальной экономики. Более того, данный проект может лечь в основу одновременно наиболее кардинальных проблем обеспечения безопасности страны - пространственного переосвоения, сохранения фундаментальных ресурсов страны, "биополитики"- роста народонаселения.

Национальный проект

“"Гидроэнергетическая инфраструктура как локомотив развития страны”

К ГОЭЛРО-2

1. Важнейший критерий национального локомотивного проекта- биополитика.

Увеличится ли народонаселение России в результате реализации проекта?

Основная проблема национального проекта - не что, а кто будет разрабатывать данный проект и осуществлять его реализацию. Данный проект, например, не может быть поручен абстрактной государственной компании, которая не умеет снижать издержки и повышать капитализацию. Данный проект не может формироваться на основе вялой государственной директивы Подобного типа проекта могут быть созданы и реализовываться лишь предпринимательскими группами во взаимодействии с представителями государства, удерживающими стратегические цели развития страны.

Относясь к непростой проблеме формирования национальных проектов, мы хотим обратить внимание на то, что до сих пор не обсуждён формат национального инвестиционного проекта, а также минимальная типология проектов, необходимая для их сортировки, последующего определения приоритетности и значимости. И на наш взгляд, это – не случайно. Поскольку подтверждая утверждение иностранцев о том, что русские (Russians) – странная нация, неготовая к неожиданному выпадению на их долю счастья

- например, огромных всё разрастающихся нефтяных ( газовых) денег, наше финансовое руководство явно находится в ситуации недоумения от того, куда и зачем должны тратиться деньги нашей страны.

Мы бы хотели предложить некоторую достаточно простую типологию, различив всего четыре типа проектов национальных уровня:

Инфраструктурно- воспроизводственные проекты

Локомотивные проекты

Капитализационные проекты

Доходные проекты.

Только четвёртый тип проектов является инвестиционным проектом в точном смысле этого слова, поскольку предполагается, что результаты его создания и внедрения будут давать прибыль, а собственно из этой прибыли и можно будет рассчитываться с взятыми финансовыми средствами.

Третий тип проектов, безусловно, будет давать доход, но конкретная форма капитализации создаваемого инфраструктурного потенциала на его основе неопределенна. ЭНапример, потому, что создаваемая инфраструктура будет являться условием деятельности большого числа хозяйствующих субъектов или поскольку на основе данной инфраструктуры будут созданы новые отрасли хозяйства или потому, что создание подобной инфраструктуры потребует 25 лет напряжённой непрерывной работы. Данный тип проектов нацелен на создание своеобразных национальных инфраструктурных платформ, а кто и как их присвоит в настоящий момент неясно. При разработке и создании данного проекта и надо придумать форму капитализации результатов данного проекта.

Второй тип проектов, на наш взгляд является наиболее принципиальным и важным, поскольку именно на основе данного типа проектов можно осуществлять развитие и продвижение одновременно нескольких отраслей национального хозяйства сразу. Формы капитализации в каждой из областей должны выстраиваться по-своему и поэтому ответить на вопрос о формах и принципах капитализации и получения прибыли не представляется возможных на этапе разработки и реализации подобных проектов. Но совершенно очевидно, что данный проект потащит за собой одновременно несколько отраслей и крупных типов корпораций.

Наконец, четвёртый тип проекта, связан с обновлением и воспроизводством базовых инфраструктур страны, с процессами воспроизводства.

Первый, второй и третий тип проекта, как правило, вообще не рассматриваются правительством, поскольку их инициация вообще осуществляется не по законам сложившихся рыночно-потребительских потребностей. Поскольку эти проекты прорывные – они нацелены на то, что осуществит выход к принципиально новым инфраструктурным, технологическим и ресурсным возможностям. При наличии этих возможностей субъекты рыночных отношений будут испытывать совершенно другие желания и иметь иные потребности, нежели в данной ситуации, когда этих ресурсных возможностей нет. Следовательно, сам механизм инициации этих проектов направлен не на удовлетворение сложившихся сегодня потребностей, регулируемых существующим рынком, а на цивилизационное продвижение, в результате которого возникнут другие потребности и другая рыночная динамика. С другой стороны, построение данных проектов нельзя загнать в абстрактное плановое хозяйство, полное отсутствие рынка. Всё дело в том, что реализовываться данные проекты должны предпринимательскими группами, которые будут показывать, как они могут снижать издержки реализуемых проектов и повышать капитализацию активов, циклом жизни которых они управляют. Поэтому условием реализации проектов первого, второго и третьего типа является тесный контакт национального государства, способного удерживать стратегические цели данного инфраструктурного проекта и предпринимательских групп, которые предлагают свои варианты разработки и реализации определённых фрагментов данного проекта.

Безусловно, руководители страны, отвечающие за финансовую политику страны последних пять лет, и которые считают, что с вероятностью больше 50% они будут распоряжаться финансами страны ещё года два, не захотят рисковать принимать решения на срок 10 лет, а тем более 15 лет, 25 лет или 50 лет. Но цели развития настоящих национальных инфраструктурных проектов и должны выдвигаться на 25-50 лет. Каким же образом, можно себя обезопасить от того, чтобы деньги, выделенные на эти проекты, не расхищались, каждый шаг их реализации бы обеспечивал формирование реального национального богатства страны и физической экономики? Это, на мой взгляд, можно сделать только одним образом, если будут продемонстрированы принципы подобного проекта и выделена своеобразная инфраструктурная проектная матрица, которая будет одновременно реализовываться на каждом шаге продвижения проекта. В национальном масштабном проекте в равной степени важно, каковы долгосрочные цели его реализации и кто собственно организует и реализует данный проект.

С нашей точки зрения, национальным масштабным проектом выступающими в функции локомотива развития страны может стать проект развития гидроэнергетики. Термин “локомотивный” в данном случае означает, что он может потянуть за собой развитие целого ряда других отраслей национальной экономики. Более того, данный проект может лечь в основу одновременно наиболее кардинальных проблем обеспечения безопасности страны - пространственного переосвоения, сохранения фундаментальных ресурсов страны, биополитики- роста народонаселения.

Нам представляется, что в настоящий момент действительной оценкой результативности всякого национального проекта является понимание, приведёт ли реализация данного проекта к росту собственного народонаселения, а не к использованию низкооплачиваемого труда иммигрантов из других стран. Проблема состоит в следующем, удастся ли заново осуществить перезаселение и территориальное переосвоение страны силами её коренного населения и на основе возвращения русских с территорий республик бывшего СССР? Выдвижение подобных критериев требует совершенно новых взглядов на проблему национального богатства и источников его формирования.

Национальные проекты должны описываться не с точки зрения того, позволят ли они создать продукт или услугу, которые будут продаваться на мировом рынке, обеспечивая возмещение денег из прибыли на затраченные инвестиции. Важнейший критерий эффективности национальных проектов - биополитический. Приведёт ли реализация национального проекта к разрастанию жизнедеятельностной ткани, в каких пределах. Под жизнедеятельностной тканью мы понимаем рост коренного населения и формирование для этого роста необходимых ресурсов. В своих посланиях президент нашей страны В.В.Путин очень точно поставил демографическую проблему, как важнейший вызов выживания нашей страны и преодоление “плана Тэтчер”, связанного с сокращением населения до 50 миллионов.

С нашей точки зрения именно гидроэнергетика в первую очередь при правильном и адекватном её развитии в рамках национального мегапроекта может стать важнейшим фактором биополитики.

2. “ГОЭЛРО -2”. Формирование базовых территориальных инфраструктур –

увеличение мощности, поставляемой на единицу территории.

Каким образом гидроэнергетика может повлиять на биополитику, то есть политику в области живого и жизнедеятельности населения? Самым прямым образом, если считать, что именно гидроэнергетика имеет отношение к управлению оборотом важнейшего стратегического ресурса 21 века - воды. Гидроэнергетика это получение электроэнергии за счёт использования возобновляемых речных, приливных, геотермальных водных ресурсов. Это использование возобновляемых водных ресурсов предполагает управление паводками, укрепление русла рек, переброс водных ресурсов в районы, страдающие от засухи, сохранение подземных токовых вод, а также в дальнейшем разделение промышленной искусственной воды, находящейся в возобновляемом обороте и первозданной живой воды, являющейся важнейшим условием полноценной жизни растений, животных и самого человека. Следует отметить, что сегодня ведущие биохимики, биофизики, биологи, разрабатывающие в области биофотоники проблему воздействия ультраслабых излучений живого на живое считают сложнейшим вопросом анализ строения воды в структуре живого организма ( см. например, Воейков.В. Л.).

Но помимо сохранения и обеспечения территории России и других сопредельных Евразийских стран водой как важнейшей основой биополитической инфраструктуры гидроэнергетика связана с созданием сети больших и малых гидроэлектростанций, которые обеспечивают энергетикой любую точку территории России. Показателем эффективного развития энергетической инфраструктуры является постоянный рост потребляемой мощности на единицу территории – 1 кв. км. Те территории, где имеется электроэнергия, готовая в употреблению и использованию могут считаться перспективными для их вторичного заселения и переосвоения на основе малого и среднего бизнеса. С этой точки зрения гидроэнергетика обеспечивает формирование своеобразной ресурсо-энергетической платформы, необходимой для формирования на её основе комплексных проектов переосвоения территории и развития малого и среднего бизнеса. Именно эти комплексные предпринимательские проекты освоения территорий на основе потребления гидроэлектроэнергии будут обеспечивать оплату проектов по проектированию и созданию малых гидроэлектростанций. Имея энергетическую инфраструктуру можно проектировать новые поселения и определять комплексные предпринимательские проекты освоения данной территории. Постоянное увеличение мощности, поставляемой на единицу пространства позволяет рассматривать территорию зоной для её переосвоения и приглашать для жизни на ней русских, оставшихся за границами России в результате распада СССР.

Очень важно, что освоение возобновляемых гидроресурсов России позволяет сберечь нефть и газ для последующих поколений людей, проживающих на территории России.

Гидроэнергетика, управление водными и энергетическими ресурсами, а на их основе сельскохозяйственными биоресурсами являются стратегическими типами занятости, с которыми могут прийти русские (Russians) на граничные окраинные территории – в Бурятию, Туву, а также в Монголию и северные провинции Китая для их нового переосвоения.

В настоящий момент именно на основе развития гидроэнергетических проектов можно начать картировать территорию Россию с целью её территориального переосвоения. Инфраструктура поселений и комплексное освоение территории на основе формирования локальных производств оказывается возможной, если на данной территории есть гидроэнергетическая инфраструктура.

3. Формирование на основе гидроэнергетики кластера

инфраструктурно-машиностроительного развития

Гидроэнергетика может рассматриваться как национальный локомотивный проект, если понимать, что уже сегодня обеспечение работы гидроэлектростанций, построенных в советский период, требует постоянного обновления фондов. Обновление фондов это разработка и замена выходящих из строя электрогенераторов и турбин на новые. Следовательно, национальный проект гидроэнергетика должен объёдинять в себе не только гидроэлектростанции, но предприятия крупного российского машиностроения, производящие турбины. Для того, чтобы совершенствовать турбины необходимы скоростные станки. Следовательно, проект должен первоначально включать в себя покупку скоростных станков за границей, затем необходимо развернуть импортозамещение на основе построения отечественных станков. Это предполагает включение в кластер предприятий и фирм, специализирующихся в области станкостроение и создания лазеров.

Замена турбин в интервале 25-30 лет предполагает, что за это время может быть запущено несколько циклов разработки макетов и запуска в производство турбин новой формы, для чего необходимо развивать фундаментальные научные исследования и проектно-конструкторские разработки. Поэтому кластер, формируемый вокруг гидроэнергетики, обязательно должен включать в себя научно-исследовательские и проектно-разработческие институты.

Развитие гидроэнергетики предполагает восстановление коллективов проектных институтов, которые способны проектировать создание новых гидроэлектростанций и строительных организаций, которые могут эти гидроэлектростанции строить. Конкретный план построения данного кластера предполагает ответ на вопрос, сколько за 5 ближайших лет будет поставлено новых турбин, какое количество малых, средних и больших гидроэлектростанций будет спроектировано и построено.

Действие данного кластера должно осуществляться по типу движущихся друг за другом “волн” новых проектов гидротехнических сооружений, перевооружения гидроэлектростаций, гидротехнического оборудования, моделей и математики, на основе которой могут быть созданы принципиально новые силовые машины. Запуск одной серии, предполагает анализ её реализации и разработку принципиально новой серии с учётом опыта предыдущей. В настоящий момент на основе подобной идеологии разрабатывается строительство гидроэлектростанций в Китае. Россия это не Китай. В ней существует институт фундаментальной науки. Русские механики и математики до сих пор одни из лучших в мире. Проблема заключается в следующем, может ли в рамках гидроэнергетического станко-машиностроительного кластера запушена генерация “волн”, определяющих формации новых поколений машин и сооружений? Это опять же вопрос о том, кто будет строить подобный кластер, есть ли такие люди в России. На наш взгляд, они есть…

4. Менеджер, управляющий циклом жизни актива –

социокультурная проблема развития…

Разработка и реализация локомотивного национального проекта “Гидрогенерация” предполагает решение социо-культурной проблемы- выращивание новой профессиональной позиции, связанной с управлением циклом жизни актива. Этот тип менеджерской культуры основан на интеграции финансово-экономических и инженерно-технических знаний. Единицей действия менеджера, управляющего циклом жизни актива является техническое воздействие на актив. Менеджер, управляющий циклом жизни актива, может спланировать эффективную и финансово-выгодную замену различных агрегатов и узлов оборудования на существующие в серийном производстве или на принципиально новые. Данное решение принимается, исходя из финансовых расчётов и определения условий генерирования финансового потока, необходимого для создания инвестиционного проекта, с одной стороны и возможностей и условий эксплуатации данного агрегата, находящегося на данном этапе его цикла жизни с заданными параметрами эксплуатации.

Предлагаемый тип решения о техническом воздействии исходит из финансово-экономической стратегии компании, но при этом опирается на реальное знание о состоянии активов, возможности их модернизации. Согласование и соорганизация финансово-инвестиционной и инженерно-технической позиции составляет основу новой профессиональной позиции- менеджера актива. Основная особенность этой позиции состоит в разработке сценариев и предложении типов решений использования актива, обеспечивающих повышение надёжности эксплуатации инженерно-технических инфраструктур и капитализации актива. Эти предлагаемые решения, имеющие определённую цену вопроса, должны обсчитываться на основе накопленных инженерно-технических знаний с точки зрения возможности\невозможности их реализации при выбранном уровне затрат на данное решение. В сегодняшних условиях роста финансовых накоплений страны, гидроэнергетика может предложить эффективную стратегию размещения этих средств, обеспечивающих развитие инфраструктур и демонстрирующих инженерные расчёты реального технологического переоснащения инженерно-технических сооружений. Демонстрация того, что вкладываемые деньги в национальную инфраструктуру могут эффективно инженерно-технологически использоваться, является одним из условий привлекательной инвестиционной стратегии. Тем более, что инвестиции в модернизацию гидро-технических сооружений и в гидроэнергетику в целом могут быть связаны не со строительством абстрактных “алюминиевых заводов”, а

с развитием малой энергетики и на её основе с предложением сценариев регионального переосвоения заброшенных зон и территорий России,

с развитием отечественного машиностроения, обеспечивающего разработку турбин и генераторов следующего поколения.

При подобном подходе повышение надёжности ( на основе использования новых инженерно-технических решений, повышении компетентности персонала) и рост капитализации кампании могут не противостоять друг другу, но взаимно дополнять друг друга в рамках единой стратегий развития компании.

В настоящий момент в гидроэнергетике выращен подобный профессионализм управления циклом жизни актива. Он осуществляется в командно-коллективной форме

менеджерами УК ВОГЭК. В дальнейшем предполагается, что этот пофессионализм будет осуществлять один человек, владея всем необходимым объёмом инженерных и финансово-экономических знаний, а также весьма разнообразными компетенциями, разрабатывая форму инженерных экспертиз, осуществляя сценарии сделог, организуя группы, способные реализовывать выбранный тип воздействия на актив.

5. IT, деньги, предпринимательство

Одно из важнейших условий реализации данного проекта состоит в создании современных IT оболочек, позволяющих получать достоверную информацию ( качественную и оцифрованную ) о состоянии жизни актива, а также формировать и складывать кластер на основе разработки и внедрения системы стандартов ( управленческих, технологических, а также IT- стандартов). Система IT в рамках данного национального проекта является одновременно языком разговора с партнёрами и интерфейсом делающим максимально прозрачным сам актив. На основе комплексной информационной системы возможна интеграция принципиально разных слоёв работы с активом- управление техпроцессами, управление производством, управление фондами и собственно активами, управление бизнесом и управление системой бизнесов, управление знаниями и стандартами. Подобная интегративно-семиотическая ( языковая) среда позволяет соотносить инженерный слой знаний и финансовые решения, принципы и стандарты действия гидроэлектростанций, ремонтных предприятий, машиностроительных корпораций, финансовых институтов. Очень важно, что на основе IT решений можно построить специальную среду позволяющую отслеживать инвестору и обывателю снижение издержек и рост капитализации в системе данного национального проекта на различных предприятиях.

Это необходимо в частности для того, что создать специальный финансовый инструмент- устойчиво растущие ценные бумаги для вложений денег населения в России. Следует отметить, что в период правления Рузвельта в США именно энергобонды населения, связанные с вложением денег в электроэнергетическую отрасль, приносил устойчивый доход, на который многим семьям среднего класса удалось выучить своих детей в престижных колледжах. Создание механизма энергобондов, энергооблигаций является механизмом изменения в глазах населения облика Чубайса, который в этом случае будет претендовать на роль национального спасителя. Поскольку этот механизм позволяет создать источник устойчивых доходов и одновременно начать перевооружение отечественной промышленности. Подобный механизм в какой-то мере объясняет, за чем делалось всё предыдущее. Принципиальным условием успешности создания долгосрочных вложений населения в облигации гидроэнергокластера является демонстрация того, что каждый шаг обновления оборудования может быть представлен как предпринимательский проект, снижающий издержки и повышающий эффективность вложения средств. Очень важно использование информационных технологий, в частности ЕАМ, позволяющих принимать решение о замене части актива или о его ремонте на основе объективных параметров, исключающих субъективный произвол.

Таким образом, одна из задач данного национального проекта состоит в том, чтобы создать механизм вложения населением денег в развитие гидроэнергеокластера и сделать население заинтересованным в комплексном развитии страны на основе гидроэнергетики. Подобный механизм вложений может эффективно заработать уже через 3 года. Народные длинные накопительные деньги являются одним из важнейших результатов и одновременно механизмов реализации данного проекта.

Можно обозначить три уровня предпринимательских проектов в рамках формирующегося кластера, которые становятся предметом конкретной разработки. Первый, нулевой уровень предпринимательского проекта, обеспечивает преодоление организационной неразберихи и чёткое введение организационных схем, определяющих, кто с кем связан и для решения каких задач. Такой тип предпринимательского проекта чем-то напоминает нормативные организационные схемы разработчиков АСУ , которые считали, что нельзя автоматизировать беспорядок и поэтому сначала должен быть восстановлен нормативный план организации и вместе с ней элементарный здравый смысл.

Второй уровень предпринимательского проекта предполагает серьёзный ответ на вопрос, в чём должен заключаться качественно новый способ организации людей и форм коммуникативных взаимодействий между ними по сравнению с существующим, который будет обеспечивать получение устойчивой прибыли за счёт снижения издержек. Know how предпринимательского проекта второго уровня состоит в новой предлагающейся форме организации. После создания подобного проекта должна быть продемонстрирована на этапе его реализации финансовая успешность. Проекты второго уровня могут быть одноразовыми и непрерывно совершенствующими, показывающими возможность долгосрочной и длительной работы.

Проблема воспроизводства и модернизации производственных фондов может быть решена лишь в рамке метапроекта третьего уровня- программы, генерирующей поток проектов ( рефлексивного перманентного генерационного оргпроекта, надстроенного над несколькими разными проектами), поскольку она затрагивает вопрос долгосрочного многолетнего функционирования производства и, следовательно, оказывается связана с большим числом рисков, а также с соорганизацией в проекте несколько совершенно разных отраслей и систем деятельности. Поскольку воспроизводство фондов одной отрасли может быть обеспечено лишь за счёт деятельности нескольких разных отраслей.

С этой точки зрения очевидно, что реализация национального проекта предполагает очень серьёзные вложения в рост компетентностей реализаторов данного проекта. С точки зрения человеческого капитала данный национальный локомотивный проект должен представлять из себя особого типа мегамашину, обеспечивающую непрерывное продвижение людей по иерархиям компетентностей.

6. Выход на управление активами в других странах- Китай, Индия, Бразилия… Транснациональная русская корпорация гидроэнергетиков.

Важнейшим условием эффективной реализации данного проекта является отнюдь не сброс денег на производство устаревшего оборудования , которое принадлежит старому техно-производственному цивилизационному индустриально-фордистскому укладу. Проблему состоит в том, чтобы запустить создание силовых машин и турбин нового поколения. Для этого промышленные предприятия кластера должны стать основой нового техно-промышленного и социо-культурного уклада в виде опережающих систем производства ( advanced manufacturing systems). Для этого предприятия должны конкурировать на внешнем рынке с зарубежными фирмами, что сегодня удаётся “Силовым машинам”. Необходимо участвовать в тендерах на управление активами в зарубежным странах- прежде всего в Бразилии и Китае, поскольку именно здесь будет создаваться база по переосвоению и первоначальному освоению пустынных и залежным земель, а также пространственного развития на основе гидроэнергетики. Для того, чтобы действовать одновременно внутри страны и на внешнем рынке необходимо освоение специальных инструментов управления – программ, позволяющих разрабатывать волны запуска проектов. В рамках генерации проектных волн ( своеобразной проектной “гидродинамики” проектных токов) каждый следующий проект строиться за счёт извлечения представлений, что удалось достичь при предыдущем решении задач проекта.

Кто может управлять разработкой и созданием

Национального проекта “ГОЭЛРО 2. Гидроэнергетическая инфраструктура как локомотив развития страны”

Как мы уже сказали выше, важнейшая характеристика данного проекта не что, кто. Как будет функционировать и создаваться данный проект, конкретно кем, от этого зависит его полная успешность или неуспешность.

Для разработки и реализации необходимо 4 миллиарда долларов, которые могут стать важнейшей основой для формирования кластерной формы развития гидроэнергетики вместе с предприятиями станкостроения, машиностроения, научно-ислледовательских и проектно-конструкторских институтов, а также позволят создать механизмы привлечения внутренних денег населения.

Было бы неправильным поручать реализацию проекта имеющейся корпорации. Данный проект должен управляться на основе специально созданной Дирекции проекта. Обеспечивать работу Дирекции должен Экспертный Совет Проекта, в который должны войти члены Правительства, ведущие учёные РАН и других академий, и специалисты многих отраслей экономики. Руководить разработкой и реализацией проекта должны менеджеры, у которых есть опыт успешный опыт работы в условиях российского рынка и реальные достижения в управлении циклом жизни актива. С этой точки зрения, говоря простыми русским словами в рамках данного проекта должны действовать те, кому удалось в наше непростое время заказать и установить хотя бы одну новую турбину, а затем оплатить её создание. Люди, которые сумели вне наличие специально выделенных денег управлять обновлением фондов, смогут построить более эффективные механизмы при выделении им целенаправленно денег

Источник: http://www.situation.ru/app/j_art_1017.htm

Громыко Ю.В.
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты