Главная  >  Общество   >  Проблемы общества   >  Наркомания


Первичная профилактика нарко-алкогольной зависимости: концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения ЧастьI

11 октября 2007, 118

При наборе добровольцев для ведения тренинговых групп помимо коммуникабельности, специальных знаний, которые доброволец может получить в службе, он должен обладать навыками рефлексии, самоконтроля, быть дисциплинированным, уметь справляться с неожиданными ситуациями, которые могу возникнуть в группе.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сейчас уже очевидно, что решить проблему наркомании только силами специалистов практически невозможно. Масштаб и темпы роста наркомании свидетельствуют о необходимости привлечения к этой работе широких слоев общественности и всего населения в целом. В связи с этим развитие подросткового добровольческого движения по первичной профилактике нарко-алкогольной зависимости является одним из перспективных направлений профилактической работы.

Необходимость написания данной работы обусловлена тем, что о работе добровольцев по профилактике нарко-алкогольной зависимости в литературе можно встретить лишь отдельные упоминания (хотя в последнее время и появились статьи и даже сборники о добровольчестве).

Обобщая данные, имеющийся в этой области за рубежом и у нас в стране, а также опыт работы Социального центра молодежи Кузбасса, авторы представляют концепцию программы организации и развития подросткового добровольческого движения по профилактике нарко-алкогольной зависимости, знакомят с основными подходами в первичной профилактике нарко-алкогольной зависимости.

В работе указаны особенности и предпосылки развития добровольчества в России, определена роль и место добровольцев в системе первичной профилактики, рассматриваются теоретические и практические аспекты организации и деятельности добровольческой службы.

В основу данной работы были положены материалы методического пособия "Теория и практика организации подростковой добровольческой службы по первичной профилактике нарко-алкогольной зависимости", разработанного специалистами Социального центра молодежи Кузбасса Кобяковой Т.Г. и Смердовым О.А.

Работа может быть полезна специалистам, привлекающим к своей работе добровольцев, организаторам добровольческого движения по профилактике, а также тем, кто занимается первичной профилактикой нарко-алкогольной зависимости. Представленная концепция, отражая опыт и мнение авторов, может изменяться и дополняться с учетом новых теоретических и практических научных данных, а также с учетом местных особенностей регионов, в которых она будет использоваться.

Разработка данной концепции осуществляется по заказу и при финансовой поддержке Государственного комитета по делам молодежи РФ. Авторы выражают огромную благодарность всем подросткам-волонтерам, которые на протяжении всех трех лет работы были активными, ответственными и творческими помощниками, искренне благодарят всех, кто поддерживал и помогал на всех этапах работы:

Татьяну Григорьевну Шикалович и Екатерину Ивановну Шевелеву, а также спасибо за сотрудничество нашим коллегам Галине Петровне Казаковой, Марине Александровне Дерюшевой, Лилии Ивановне Ивановой, Жанне Николаевне Берг и Надежде Ивановне Приходько.

ВВЕДЕНИЕ

Выражение "болезнь легче предотвратить, чем лечить" верно, в отношении наркомании, однако, как показывает практика наших дней, и предотвратить это явление не так-то просто.

Профилактика как система мер, направленных на предотвращение болезни, требует осознанного научного подхода, согласованных продуманных действий специалистов различных сфер (медиков, педагогов, психологов, работников правоохранительных органов), значительных финансовых и материальных затрат, а самое главное - пристального внимания и постоянных действий со стороны государства.

Сегодня уже совершенно очевидно, что решить проблему наркомании в нашей стране даже при использовании уже существующего мирового опыта будет нелегко. Это следует и из анализа сегодняшней ситуации с распространением наркомании и из анализа непосредственно самих причин приобщения людей к наркотикам. Наркомания молодеет, и среди причин, называемых самими подростками, способствующих их приобщению к наркотикам, называются следующие: - конфликты в семье; - желание все попробовать в этой жизни; - от скуки;

- желание расслабиться; снять напряжение; - желание не быть "белой вороной" в компании сверстников; - по глупости, т.е. по незнанию; - желание испытать кайф; - назло родителям; - под давлением более старших или авторитетов; - это сейчас модно. Конечно, это далеко не полный список причин, но даже из него видно, что важнейшие из них носят социально-психологический характер.

Но, по большому счету, заболеет человек наркоманией или нет, зависит от того, насколько он способен самостоятельно осознать опасность приобщения к наркотикам и принять правильное решение в отношении их употребления. Для него также важна способность понимать самого себя, осознавать свои потребности и найти способы их удовлетворения без употребления психоактивных веществ.

Учитывая омоложение наркомании, можно также с уверенностью сказать, что риск приобщения во многом бы снизился, если бы подростки умели более эффективно общаться, владели навыками саморегуляции и ассертивного поведения, если бы в их системе жизненных приоритетов присутствовали ценности здорового образа жизни. Для них важными являются и навыки постановки и достижения жизненных целей, обретение смысла жизни.

Если говорить о системе первичной профилактики нарко- и алкогольной зависимости, то именно эти направления психолого-педагогической работы с подростком должны стать приоритетными. Профилактическую работу, направленную на личность подростка, необходимо вести силами родителей, педагогов, психологов. Но, как опять-таки показывает мировой и наш собственный опыт, эта работа может быть достаточно эффективной и в том случае, когда она осуществляется силами самих подростков.

Это объясняется несколькими причинами.

Значительная часть молодежи весьма низко оценивает эффективность проводимых профилактических мероприятий и критически относится к деятельности, осуществляемой в данном направлении различными государственными и общественными организациями; профилактическая деятельность в большинстве случаев сводится к санитарному просвещению или информированию; профилактическая работа ведется разными структурами, слабо координирующими свою деятельность, для многих из них профилактика не является первоочередной задачей; существуют серьезные проблемы кадрового обеспечения профилактической работы, не хватает материальных

и финансовых ресурсов, к профилактической работе слабо привлекаются сами подростки и молодежь. Профилактическая работа не рассматривается некоторыми представителями молодежных структур как первоочередная и важная. Подорван кредит доверия к нам, взрослым. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать создание профилактических программ нового поколения и развитие новых, нетрадиционных подходов в профилактике. Одним из таких подходов могло бы быть привлечение к профилактической работе подростков.

Подростковый период всегда рассматривается как критический, кризисный в жизни человека. Происходит коренная перестройка организма человека, формируется мировоззрение и новая система связей и отношений с окружающим миром. Подростку приходится задавать себе и самому отвечать на такие сложные вопросы, как: "Кто я?". "Зачем я в этом мире?", "В чем смысл моей жизни, что в ней ценно, а что нет?". Подросток пытается отделиться от семьи, ослабить пуповину детской зависимости от родителей и делает первые шаги в сторону своей автономизации. Стремясь к независимости, подростки одновременно подвержены влиянию своей референтной группы. Табак, алкоголь и наркотики ими воспринимаются как атрибуты взрослой жизни.

Нередко ребята начинают их употреблять в группе сверстников или более старших ребят, неосознанно следующих сложившимся традициям и стереотипам поведения взрослых в отношении употребления психоактивных веществ. Именно потому, что подростки склонны отрицать авторитет взрослых, а общение со сверстниками проходит в более доверительной обстановке и информация воспринимается с меньшим сопротивлением, возникла идея привлечения к проведению профилактической работы самих подростков.

Принадлежность ребят, проводящих занятия со сверстниками, к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность - все это увеличивает положительный эффект профилактической работы.

Привлечение подростков к профилактике одновременно решает несколько задач: позволяет охватить этой работой достаточно большую подростковую аудиторию, что важно при дефиците специально подготовленных психолого-педагогических кадров; сформировать устойчивые антиалкогольные и антинаркотические установки, как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются, развить у ребят чувство самоуважения и ответственности; через общественно полезное дело сформировать навыки, важные для взрослой жизни, в том числе для будущей профессиональной деятельности. Роль добровольческого труда, и не только подросткового, всегда возрастала в периоды, сложные для общества и страны.

То, что Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2001 год Международным годом добровольчества, с одной стороны, является признанием вклада, вносимого добровольцами в решение важнейших социальных проблем во всем мире, с другой стороны - это содействие дальнейшему расширению деятельности добровольцев, т.к. потребность в их усилиях возросла в связи с необходимостью решения таких глобальных проблем, как защита и восстановление окружающей среды, предотвращение распространения ВИЧ/СПИДа наркомании и др.

Добровольчество можно определить как вклад, который частные лица делают не для увеличения заработка или для карьеры, а для благосостояния своих соседей, микрорайона и общества в целом. Оно принимает много форм: от традиционной взаимной помощи до целенаправленных усилий по разрешению мировых катаклизмов и кризисов.

Многие кампании, например, по ликвидации неграмотности, по защите окружающей среды, проведению иммунизации, по борьбе с наркотиками, в значительной степени зависят от добровольческих усилий. В истории человечества, да и в истории нашей страны, примеров тому великое множество.

По сути, добровольчество - это вид активного включения самого общества в борьбу с негативными явлениями социальной жизни, поскольку уже давно ясно, что ряд проблем общественного развития, возможно, решить только "всем миром", а не группой специалистов. Конечно, развитие добровольчества невозможно без желания, инициативности и ответственности самих граждан. Но справедливо и то, что добровольческое движение без поддержки государства, правительства, местных властей не будет иметь никакого смысла.

Именно органы законодательной и исполнительной власти должны видеть в добровольчестве реальную силу и знать, что может побудить или сделать привычной добровольческую деятельность среди народа. Немаловажной является также политика государства по созданию общественного и официального мнения, симпатизирующего добровольческой деятельности, которую государство должно поддерживать ресурсно.

В нашей стране добровольчество как социальное явление начало зарождаться с середины 80-х годов, хотя его исторические корни уходят далеко в прошлое. Сегодня, стартовав фактически с нуля, добровольчество в России при поддержке и интеграции с мировым добровольчеством, достаточно активно развивается на местном, региональном и Федеральном уровнях.

Особенностью российского добровольчества в настоящее время является то, что существуют лишь отдельные элементы социального добровольчества; безвозмездная деятельность добровольческих организаций осуществляется, как правило, в интересах не собственно членов, а других лиц; в основном, преобладает групповое участие; деятельность добровольцев чаще направлена на облегчение участи нуждающихся, без воздействия на причины социального и индивидуального неблагополучия.

Еще одной чертой социального добровольчества в России является то, что в условиях общего обнищания населения, добровольцы вынуждены искать не только источники финансирования своей деятельности, но и средства к собственному существованию. У наших добровольческих служб очень мала возможность материального стимулирования добровольцев, что недостаточно для их регулярного участия в деятельности организации.

А одного альтруизма оказывается явно недостаточно для организации и эффективной деятельности добровольцев. Добровольчество в России еще не получило той государственной поддержки, которая существует в таких высокоразвитых странах как США, Япония, Великобритания и др., да и само общество часто путает добровольцев с бесплатной рабочей силой.

Предпринимается явно недостаточно усилий для распространения и поддержки добровольческих инициатив, популяризации идей добровольчества, создания привлекательного имиджа добровольца. Но даже при столь неблагоприятных обстоятельствах добровольчество в России набирает силу.

Большинство из существующих добровольческих объединений в России ставят перед собой задачи расширения возможностей человека по самостоятельному решению жизненных проблем, мобилизации общественности, защиты и прав граждан, профилактики и предотвращения кризисных ситуаций и социального неблагополучия. Наиболее ярко выраженная мотивация добровольцев при этом - солидарность и ответственность за проблемы в обществе.

Большим потенциалом развития добровольчества в России являются молодежные организации и объединения. Большинство молодежи, вопреки утверждениям взрослых о ее бездуховности, меркантильности, инфантилизме и цинизме, поддерживают идею участия в добровольной общественно значимой работе. Потенциал для развития социального добровольчества среди молодежи существует.

Но задействован он не в полную меру в силу самых разных причин: из-за недоверия государства к добровольцам и неспособности поддержать их материально и морально, отсутствия организаций, имеющих опыт привлечения и организации добровольцев, отсутствия знаний и опыта самих добровольцев, не знающих, где они могли бы пригодиться и с чего начать.

И социально-экономические условия, в которых мы сейчас находимся, делает наших детей и подростков более прагматичными, и чтобы организовать их на бесплатную работу, необходимо затратить определенные усилия.

Далеко не каждый подросток способен стать добровольцем, но в силу национальных и религиозных особенностей (стремления русского человека помогать нуждающемуся, попавшему в беду) добровольчество может достаточно успешно развиваться в сочетании со стремлением к самореализации и удовлетворением своих собственных интересов. Для того чтобы задействовать и реализовать огромный молодежный потенциал, сегодня необходимы совершенно новые подходы к организации добровольных инициатив.

Во-первых, очень важно, чтобы это была инициатива самой молодежи, а не инициатива, спущенная сверху, так как последняя часто превращает "добровольный" труд в "добровольно-принудительный". Надуманная, навязанная сверху, неважная для общества работа, проводимая лишь с воспитательной целью, дает скорее негативный эффект и надолго отбивает у добровольца желание включаться в общественно-полезный труд. Задачи, которые ставятся перед добровольцами, важно вырабатывать и решать самим участникам.

Тогда любая работа, в том числе и профилактическая, ведется не для детей и подростков, а вместе с ними. И это гораздо ценнее. Ведь воспитать ответственность, инициативность, способность принимать решение возможно лишь при предоставлении подросткам большей самостоятельности при определении целей, задач и форм общественных инициатив. Поэтому наиважнейшей задачей взрослых является инициация и создание благоприятных условий для развития молодежных инициатив.

А это невозможно без способности взрослых принимать особенности нынешней молодежи, без искреннего интереса к их жизни, без уважения их потребностей и ценностей, без стремления к сотрудничеству. Привлекая к работе добровольцев, и не только подростков, важно, чтобы у них была возможность увидеть результат своей работы. Для этого организаторы работы добровольцев должны четко, ясно и конкретно разъяснять добровольцам какова цель их работы, и какие результаты они получат, достигнув этой цели.

Если у добровольца звучат нотки разочарования: "Нет практически никакой пользы от моей работы", "все бессмысленно", "нет стимула к работе", то это говорит либо о низком уровне организации их деятельности, либо о слабой разъяснительной и мотивирующей деятельности организаторов добровольцев.

Формировать мотивацию на участие в добровольном труде возможно через поддержку добровольческих инициатив государством, создание привлекательного образа добровольчества через СМИ, проведение специальных занятий по развитию добровольчества, через личный пример авторитетных для подростков личностей и т.д.

Развитие молодежного добровольчества создаст почву для гуманизации отношений в обществе, изменения устаревших, препятствующих развитию стереотипов в отношениях между подростками и взрослыми, создаст условия для развития партнерских ответственных отношений.

Добровольчество способствует изменению мировоззрения самих людей и тех, кто рядом, и приносит пользу как государству, так и самим добровольцам, которые посредством добровольческой деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам и открывают более духовную сторону жизни.

Добровольчество - это способ организации молодежи вокруг решения важной государственной задачи, это возможность научить молодое поколение работать не только за деньги, но и за человеческое "спасибо". Добровольцы - это проводники, носители ценностей здорового образа жизни. Добровольчество в профилактике нарко-алкогольной зависимости - это альтернатива вредным привычкам, это заполнение свободного времени полезным делом, обретение новых друзей.

Роль общественности в деле профилактики нарко-алкогольной зависимости как явления, имеющего социально-психологические корни, особенно велика. Этот очевидный факт все еще с предубеждением и недоверием воспринимается многими медиками-наркологами, опасающимися как бы добровольческое движение не дало обратного эффекта - не привело бы к всплеску интереса подростков к наркотикам.

Этого не произойдет, если добровольцы будут действовать не самостийно и безграмотно, а под руководством опытных специалистов по первичной профилактике. Данная концепция программы развития подросткового волонтерского движения по профилактике является одним из примеров того, как эта работа может быть инициирована и организована.

Она отражает взгляды и опыт специалистов СЦМК, которые определяют добровольцев (волонтеров) как помощников психологов, педагогов и социальных работников в работе по первичной профилактике, и рассматривают добровольческое движение как часть общепрофилактической работы.

Глава I

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАВИСИМОСТЕЙ. РОЛЬ ДОБРОВОЛЬЦЕВ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ

В настоящее время темпы и масштабы распространения наркомании позволяют говорить уже даже не об эпидемии, а о пандемии наркомании.

Для того, чтобы остановить распространение этой опасной социальной болезни необходима, как уже было сказано, целая система мер государственного и общественного воздействия. Эта система мер станет эффективна в том случае, если она будет опираться на научные исследования и обоснования причин возникновения этого явления и будет носить предупреждающий, превентивный характер.

И в этом случае целесообразно основные усилия специалистов и всего государства сосредоточить именно на первичной профилактике нарко-алкогольной зависимости, а не на ликвидации последствий распространения наркомании, хотя и последнее, тоже важно. Под первичной профилактикой нарко-алкогольной зависимости подразумевается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заболевания.

И в случае подростковой наркологии это - предотвращение аддиктивного поведения подростков в целом, а не только алкоголизма и наркомании. Первичная профилактика зависимостей от психоактивных веществ (ПАВ) направлена не на наркоманов, а на здоровых детей и детей из труппы риска. А в эту группу риска попадает сейчас чуть ли не каждый второй подросток.

В условиях социально-экономической нестабильности, несформированности системы ценностных ориентации, девальвации ценностей семьи и школы, риск приобщения к наркотикам особенно велик у тех подростков, которые имеют негативный жизненный опыт, живут в неполных семьях, попали в компанию пьющих или курящих сверстников, тех, кто уже пробовал или эпизодически употреблял наркотики.

Обычно выделяют следующие основные целевые группы для первичной профилактики: здоровые дети и подростки и группа риска, в которую входят дети с социально-психологическими проблемами, дети из семей алкоголиков и наркоманов, подростки с аддиктивными проблемами. В систему первичной профилактики включается также работа с ближайшим окружением подростка - его семьей, педагогами, классом, досуговыми подростковыми учреждениями.

Профилактика должна быть ориентирована на выявление и устранение социальных и социально-психологических причин зависимости. Это могут быть меры административного и юридического характера, направленные на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, которые обеспечиваются соответствующей законодательной базой и правоохранительными органами.

Это могут быть меры социальной направленности, призванные укрепить авторитет и привлекательность института семьи и школы; возрождение культурных и духовных традиций в обществе. Это могут быть медицинские меры, снижающие риск наркотизации предрасположенной к этому заболеванию категории людей, так называемой "группы риска". Наконец, это могут быть психолого-педагогические меры, направленные как на личность молодого человека, так и на молодежно-подростковые группы.

В данной работе именно психолого-педагогическим подходам в профилактике уделяется основное внимание. На какие факторы могут быть направлены психолого-педагогические усилия:

- Факторы социальной среды: формирование отрицательного отношения к психоактивным веществам, формирование привлекательного имиджа здорового образа жизни, большая терпимость к инакомыслию молодых, попытка найти то, что объединяет, а не то, что разъединяет, создание благоприятных условий для удовлетворения основных потребностей подросткового периода - потребность в общении со сверстниками (клубы, вечера, дискотеки), в самопознании и саморазвитии (группы встреч, социально-психологические тренинги); воспитательная работа с родителями, организация совместной деятельности родителей, учителей и подростков, усиление родительского контроля, снижение доступности психоактивных веществ.

- Личностные факторы: формирование положительной самооценки, целеустремленности, ответственности, эмпатии, самоуважения, честности через деятельность, через планомерную всестороннюю индивидуальную работу с ребенком, через повышение чувства психологического благополучия; формирование ценностей здорового образа жизни (любовь, дружба, семья, здоровье, профессиональная карьера) и обретение смысла жизни.

- Поведенческие факторы: развитие навыков общения, социальной компетентности и активности, принятия решений и формирование навыков ассертивного поведения. За последние годы подходы к профилактике зависимостей от психоактивных веществ у детей и подростков заметно изменились. Профилактика проделала путь от устрашения и информирования до программ, ориентирующихся на осознание причин приобщения подростков к наркотикам и тренировки жизненно важных навыков. Рассмотрим кратко подходы, существующие в настоящее время в профилактике зависимостей от ПАВ. Современные подходы к профилактике употребления наркотиков

1. Информационный подход - является наиболее распространенным типом превентивных стратегий, базирующихся на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления. Обычно реализуются 3 варианта информационного подхода: 1) Предоставление частичной информации о фактах влияния наркотиков на организм и количественные данные о наркоманах. 2) Устрашающая информация, описывающая неприглядные стороны употребления наркотиков.

3) Информация о деградации личности людей, употребляющих ПАВ и проблемах с этим связанных. Сторонники этого подхода предполагают, что повышение качества знаний об употреблении ПАВ и сто последствиях будет эффективным для изменения поведения. Информационные программы сейчас комбинируются с другими программами и способствуют росту уровня знаний учащихся, но могут лишь дать толчок к снижению употребления ПАВ. Но в эти программы не включаются задачи на реальное изменение поведения.

В отечественной наркологии данный подход представлен методами санитарного просвещения. Но массовая алкоголизация взрослого населения и растущая наркотизация явно противоречат негативной информации об употреблении ПАВ в глазах подрастающего поколения. Отечественные и зарубежные специалисты оценивают эффективность такого санитарного просвещения, как низкую.

И хотя полностью отказываться от него преждевременно, данный подход должен быть строго дифференцирован в зависимости от пола, возраста, социальных и экономический условий, характерных для "целевых" трупп населения, т.е. тех, на кого направлена первичная профилактика 2. Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении. Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях человека, его навыках их распознавать и управлять ими.

Эффективное обучение базируется на том, что зависимость от ПАВ чаще всего развивается у личностей, имеющих трудности в определении и выражении эмоций, с низкой самооценкой и слабо развитыми навыками принятия решений. В рамках этого подхода выделяется несколько задач:

1. Повышение самооценки человека.

2. Определение значимых личностных ценностей.

3. Развитие навыков распознавания и выражения эмоций.

4. Развитие навыков обдуманного принятия решений.

5. Формирование способности справляться со стрессом.

Основное внимание в этом подходе уделяется развитию важных личностных качеств. Часть этой модели стала одним из компонентов развивающихся в последнее время программ развития жизненных навыков. 3. Подход, основанный на учете роли социальных факторов исходит из того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в жизни подростка, способствуя или препятствуя началу наркотизации.

Поведение индивида формируется в результате положительных и негативных последствий его собственного поведения и воздействия примеров поведения окружающих и его последствий, т.е. среда - источник обратной связи - поощрений и наказаний. Социальные факторы, способствующие приобщению подростков к употреблению ПАВ: - безразличие или одобрение потребления табака, алкоголя или наркотиков семьей и сверстниками; - пьющая или наркотизированнная семья; - принуждение к употреблению ПАВ;

- большее влияние сверстников, а не родителей; - несовместимость мировоззрения роди гелей и их детей и подростков; - высокая потребность в общении с группой, в развлечениях и включенность подростка в увеселительные компании; - отсутствие эмоционального и духовного контакта, совместного отдыха и деятельности детей и особенно подростков и родителей; - отсутствие контроля со стороны родителей, низкая дисциплина в семье; - доступность ПАВ и др.

Исходя из этого, программы, основанные на учете влияния указанных факторов, включают: 1) Тренинг сопротивления социальному давлению. 2) "Прививку" против негативного воздействия средств массовой информации. 3) Информацию о влиянии со стороны родителей и других взрослых; 4) Коррекцию нормативных ожиданий. Преимущественными техниками в реализации таких программ являются ролевые игры и техники усиления определенных видов социального поведения.

Данный подход рассматривается как относительно успешный, т.к. он предотвращает или отодвигает начало употребления наркотиков. Исследования подтверждают его эффективность. 4. Подход, основанный на формировании жизненных навыков - т.н. навыков личного поведения и межличностного общения, позволяющих людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивающих умение жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую среду.

Основой этого подхода является теория социального научения Бандуры и проблемного поведения Джессора (эта теория учитывает проблемы, являющиеся актуальными в подростковом возрасте, включая использование ПАВ, раннее сексуальное поведение, делинквентность и т.д.) Проблемное поведение рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь подросткам в достижении личных целей. Начальная фаза использования ПАВ, наблюдающаяся преимущественно в подростковом периоде, может быть:

- демонстрацией взрослого поведения, - формой отчуждения от родительской дисциплины, - выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, - экспериментированием, - стремлением получить новый опыт, - поиском удовольствия или расслабления, - открытием двери в группу сверстников, - средством стать участником субкультурного жизненного стиля, - способом разрешения конфликта или снижения напряжения, актом отчаяния и т.д. Цель программы формирования жизненных навыков:

1) Повышение у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе к употреблению ПАВ. 2) Повышение индивидуальной компетентности путем обучения личностным и социальным навыкам (коммуникации, налаживания социальных контактов, отказа, отстаивания своей позиции). 3) Информирование и повышение социальной компетентности. Эта модель оценивается, как имеющая шансы быть успешной.

В отличие от второго этот подход в большей степени ориентирован на обучение тому, как решить конкретную жизненную проблему и эффективно разрешить сложную жизненную ситуацию. 5, Подход основанный на альтернативной наркотикам деятельности. Сторонники данного подхода предполагают, что значимая деятельность, альтернативная алкоголизации и наркотизации, способствует снижению распространения случаев развития зависимости от ПАВ. Основные позиции подхода:

1) Психологическая зависимость от наркотиков является результатом ее заместительного эффекта. 2) Многие формы поведения, направленного на поиск удовольствия, являются результатом изменения настроения или сознания личности. 3) Люди не прекращают использование ПАВ, улучшающих настроение или поведение, направленное на поиск удовольствия до тех пор, пока не имеют возможности получить взамен что-то лучшее.

4) Альтернативы наркотизации являются еще и альтернативами дистрессам и дискомфорту, которые сами по себе приводя к саморазрушающему поведению. Сторонники, этого подхода также подчеркивают огромную роль среды, и их программы ориентируются на развитие позитивной активности. Выделяют 4 варианта программ: 1) Предложение специфической позитивной активности (например, путешествия с приключениями), предполагающее и сильные эмоции, и преодоление различного рода препятствий.

2) Комбинация специфических личностных потребностей со специфической позитивной активностью. 3) Поощрение участия во всех видах такой активности. 4) Создание групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. Результаты внедрения этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах, а данные программы эффективны для групп повышенного риска, аддиктивного и других форм отклоняющегося поведения. Подход, основанный на укреплении здоровья

- В настоящее время под укреплением здоровья понимается процесс, отражающий "примирение" человека с окружающей средой, помогающий человеку и обществу усилить контроль за детерминантами здоровья и т.о. улучшить его. Этот подход сочетает личный выбор и социальную ответственность, регулирование факторов, определяющих здоровье. Эта стратегия в сжатом виде выражается фразой: "Делать здоровый выбор максимально доступным". Важной составляющей этой концепции является жизненная компетентность: факторы здоровья преподносятся в контрасте с факторами риска, влияющими на развитие болезни. Основная цель программы: укрепление здоровья и развитие здоровой личности, в том числе и путем изменения среды, в которой человек живет.

Группы, в которых проводится обучение здоровью, преимущественно охватывают учащихся, т.к. в контексте школьного обучения возможно регулярное и систематическое образование. Кроме того, работа проводится в микросреде - семье, школе, досуговом учреждении. Концепция укрепления здоровья подразумевает изменение типа и структуры школьного образования, интеграцию школьной среды и связанной с ней группы взрослых.

Действия на ее основе рассчитаны на длительный положительный эффект в результате усиления личностных ресурсов и готовности людей использовать их. Анализ существующих подходов и проведенные исследования показывают, что условиями эффективности программ по первичной профилактике являются следующие: 1) профилактическая работа наиболее эффективна среди умственно здоровых и хорошо адаптированных к школе детей. Они относятся к группе меньшего риска.

Менее способные и плохо адаптированные ученики принадлежат к группе большего риска. Дети, принадлежащие к группе риска, должны проходить обучение по специальным программам и только под руководством высококвалифицированных специалистов. 2) наличие специальных знаний и даже изменение установок не может гарантировать желаемых изменений поведения, поэтому необходимо использовать разные приемы, техники и подходы для формирования позитивных моделей поведения.

3) хорошо подготовленные педагоги и психологи, пользующиеся доверием своих учеников, более эффективно осуществляют антинаркотическое обучение, чем приглашенные специалисты, родители или сверстники. И это свидетельствует о возрастающей ответственности школы за профилактическую работу. 4) тактика запугивания часто приводит к обратному эффекту и вызывает большие сомнения в достоверности информации. Особенно, если в дальнейшем ребенок столкнется с альтернативными или противоречивыми фактами.

Предъявленная осторожно и правдиво информация о разных сторонах явления, положительных и отрицательных, даст больший эффект, чем однобокая информация. 5) Доказано, что наиболее эффективно не просто информирование, а обучение с помощью дискуссии, игр, ролевых игр и моделируемых ситуаций. Необходима также последовательность и непрерывность профилактической работы на протяжении нескольких лет с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей.

Какие же из перечисленных подходов являются наиболее эффективными? Исследования, проведенные в последние годы, показали, что чисто информационный подход неэффективен. Лекции специалистов нередко имеют обратный эффект - они возбуждают нездоровый интерес, перенасыщают сознание подростка мрачной информацией. Массированное устрашение не только не предотвращает приобщение подростков к ПАВ, а наоборот способствует принижению значимости или даже отрицанию угрозы.

Эффективность сильного страха, если и может быть высокой, то всегда кратковременна. Более эффективно не просто запугать ребенка или подростка, но и снабдить его рекомендациями безопасного поведения и помочь ему развить навыки такого поведения. Поэтому, главным в профилактике становится помощь подросткам в осознании причин употребления наркотиков, формирование у них устойчивых антиалкогольных и антинаркотических установок и поведения, основанного на ценностях здорового образа жизни.

Естественно, что на формирование этих установок огромное влияние оказывают все сферы жизни подростка, общество в целом. Эффективная первичная профилактика предполагает: специальное обучение и воспитание детей; постоянную и хорошо организованную деятельность правоохранительных органов; предоставление позитивных жизненных альтернатив злоупотреблению наркотиками.

В настоящее время наибольшее распространение получили программы первичной профилактики, направленные на развитие важных для человека жизненных навыков и повышения социально-психологической компетентности. Программы развития жизненных навыков больше распространены в США, а программы повышения социально-психологической компетентности - в Европе.

В России наибольшее распространение получили программы, опирающиеся на наиболее перспективные подходы Запада, адаптированные к российским условиям и сочетающие в себе элементы информирования, повышения социальной компетенции и тренинга жизненных навыков. Основные задачи, которые ставятся при реализации российских программ: 1) Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы. 2) Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению психоактивных веществ. 3) Информирование о действии и последствиях употребления ПАВ, причинах и формах заболеваний, связанных с ними, путях к выздоровлению, связи злоупотребления ПАВ и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, стрессом, и путями его преодоления. 4) Осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения. 5) Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению ПАВ. В процессе реализации программ работа проводится как с самими подростками, так и с учителями, а также с родителями.

Наибольший эффект обучения по таким программам достигается не при обычном авторитарно-монологичном подходе к обучению, при котором учитель всегда прав, и он всегда вещающий, а ребенок - пассивно воспринимающий объект, а при установлении диалога между ребенком и учителем или другим специалистом, проводящим занятия. Это диалог на условиях взаимного уважения, разделения ответственности и совместных поисков правильных путей и решений.

Наиболее подходящим при таком подходе является групповой метод обучения. Работа в группе дает возможность ребенку или подростку увидеть проблемы с разных сторон, высказать свою точку зрения на проблему и сравнить ее с точкой зрения других. Это способствует уменьшению сопротивления восприятию новой информации, дает возможность выработать групповое решение, которое становится групповой нормой, и принять на себя ответственность за реализацию принятого решения.

И это особенно важно для выбора подростком здорового образа жизни. Подводя итоги обзора существующих подходов и программ по первичной профилактике, нетрудно заметить, что практически во всех современных профилактических программах ставятся три основные задачи: формирование и развитие личной и социальной компетентности (в учебе, в общении со сверстниками и взрослыми, и т.д.), развитие навыков предотвращения и разрешения проблем и развитие навыков саморегуляции и самозащиты.

Под социальной и личной компетентностью понимается умение общаться, принимать ответственные решения, хорошо развитые навыки самопознания и самосовершенствования, формирование адекватной самооценки. Важными, также являются способность разрешать конфликты, умение постоять за себя, и бегать неоправданного риска, сопротивляться давлению извне. Необходимость развития именно этих навыков следует из анализа факторов риска приобщения к ПАВ и альтернатив им.

Как известно, основными факторами риска являются следующие: - Индивидуальные: ощущение собственной незначительности и ненужности, заниженная самооценка, неспособность адекватно реагировать на происходящее и выражать свои чувства, низкий самоконтроль. - Семейные: отсутствие эмоционального контакта в семье, интереса и контроля со стороны родителей, отсутствие в семье четких правил поведения, употребление ПАВ членами семьи.

- Школьные: низкая успеваемость, частая смена школ, конфликты со сверстниками, распространенность употребления психоактивных веществ в школе. Из анализа факторов очевидно, что приобщиться к употреблению ПАВ или обнаружить какие-либо другие формы аддиктивного поведения может фактически любой ребенок. Первые пробы психоактивных веществ (табака, алкоголя) все чаще происходят у школьников в возрасте 10-12 лет. Поэтому, объектом профилактической работы являются все дети дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.

Работа может вестись в детских садах, в школах, в учреждениях дополнительного образования и в клубах по месту жительства. Программы занятии составляются с учетом индивидуально-психологических, возрастных и других особенностей обучаемых. К этой работе могут привлекаться воспитатели, учителя, школьные психологи, медики, участники общественных организаций, молодежные лидеры.

Кроме этого, как показывает и мировой, и российский опыт огромную помощь специалистам в реализации программ по первичной профилактике могут оказать и сами подростки. Наиболее эффективно и безопасно привлекать их к профилактической работе с еще здоровыми детьми: с ребятами помладше и своими сверстниками.

Лучше зная изнутри подростковую среду, ее потребности и проблемы, подростки-волонтеры способны быстрее установить контакт со своими сверстниками, сделать работу по профилактике более живой, творческой и эффективной. Помощь подростков-волонтеров может оказаться полезной при использовании самых разных форм и методов профилактики. Об этом речь пойдет в следующих главах. А их роль на разных этапах профилактической работы может меняться.

Подростки могут привлекаться к созданию и обсуждению существующих программ по профилактике, участвовать в апробации и распространении просветительских материалов, участвовать в творческих массовых и досуговых мероприятиях, проводить профилактические занятия в виде бесед, деловых игр, тренинговых занятий и т.д.

Хотелось бы подчеркнуть, что, на наш взгляд, инициирование и развитие подросткового добровольческого движения по профилактике целесообразно в том случае, если сами специалисты по профилактике видят в этом смысл и необходимость, имеют желание и опыт работы с добровольцами. Развитие этого направления профилактики также невозможно без желания самих ребят, достаточно высокого уровня их интеллектуального развития и серьезной, качественной их подготовки к работе по первичной профилактике.

Но, в любом случае, в рамках первичной профилактики, подростки-добровольцы - это помощники, и их деятельность организуется и курируется опытными специалистами по профилактике.

Глава II

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ ПО ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКО-АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Анализ наркоситуации в стране, увеличивающиеся темпы роста численности наркоманов, а также существующие в мире программы и опыт работы по первичной профилактике, свидетельствуют о все большей необходимости включения в эту деятельность широких слоев общества и в первую очередь самих подростков - тех, кто пополняет ряды наркоманов и на кого направлены основные профилактические меры.

Необходимость в этом обусловлена в первую очередь тем, что взрослые в условиях затянувшегося социально-экономического кризиса оказались не подготовленными к встрече и решению проблемы наркомании. Стрессовое состояние, в котором находятся многие взрослые, отсутствие у них необходимых знании и навыков, не дают им возможности оказывать психологическую поддержку детям и заниматься их воспитанием в достаточной мере. Подростки вынуждены сами решать свои проблемы.

И многие, к сожалению, пытаются решить их с помощью алкоголя и наркотиков. Для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо разработать и внедрить новые эффективные технологии первичной профилактики, поддержать и развить инициативы в облает первичной профилактики, исходящие от самой молодежи, построить новую, более демократичную систему взаимодействия родителей, психологов, учителей и других специалистов, работающих с детьми.

Одной из форм такого взаимодействия может стать зарождающееся подростковое добровольческое движение по первичной профилактике нарко-алкогольной зависимости.

Предлагаемая в данной работе концепция программы развития подросткового добровольческого движения, разработанная специалистами Социального центра молодежи Кузбасса, представляет собой модель инициирования и развития подросткового добровольческого движения и может быть использована для организации подростковых добровольческих служб по профилактике с учетом специфики и возможностей подразделений, занимающихся профилактикой в регионах.

Основной целью инициирования подросткового волонтерского движения является уменьшение факторов риска приобщения детей, подростков и молодежи к употреблению психоактивных веществ. Цель программы: Инициирование и развитие подросткового добровольческого движения по первичной профилактике нарко-алкогольной зависимости в городах и регионах России. Задачи: 1. Формирование у специалистов по профилактике мотивации на привлечение добровольцев-подростков к профилактической работе.

2. Разработка и внедрение комплекса обучающих программ подготовки специалистов по профилактике для работы с добровольцами. 3. Инициирование и развитие подросткового добровольческого движения. 4. Разработка программ для обучения добровольцев и их обучение навыкам профилактической работы. 5. Развитие сети подростковых добровольческих объединений при поддержке и научно-методическом руководстве специалистов по профилактике. 6. Дальнейшее развитие концепции подросткового добровольчества по профилактике зависимостей от психоактивных веществ на основе имеющихся теоретических и практических данных. 7. Научно-методическое обеспечение развития нового направления в профилактике - подросткового добровольческого движения. 8. Разработка и апробация различных моделей организации подросткового движения по профилактике нарко-алкогольной зависимости. 9. Обеспечение эффективного взаимодействия подростковых добровольческих служб со всеми структурами, занимающимися первичной профилактикой. Поставленные задачи могут быть реализованы посредством осуществления следующих направлений и видов работы:

1. Изучение опыта работы зарубежных и российских добровольцев по профилактике злоупотреблений ПАВ, адаптация существующих программ по первичной профилактике к российским условиям с учетом возможности их внедрения российскими специалистами с привлечением и активным участием подростков-добровольцев.

2. Проведение круглых столов, встреч, конференций, с привлечением специалистов разных сфер для обмена опытом, взаимного информирования и совместного определения точки приложения инициативы и усилий добровольцев. 3. Обучение и подготовка специалистов, организаторов и руководителей подростковых волонтерских служб на семинарах-тренингах. Программа тренинга приводится в Приложении II. 4. Разработка программ работы подростков-добровольцев с различными возрастными группами.

5. Привлечение, набор и обучение подростков работе по программе первичной профилактики парко-алкогольной зависимости со своими сверстниками. 6. Создание подростковых волонтерских групп в школах с учетом реальных возможностей и в первую очередь желания самих подростков. 7. Организация работы волонтеров с целевой группой (еще не приобщившиеся к ПАВ дети и подростки). 8. Создание научно-методических центров в регионах, курирующих деятельность отдельных волонтерских подразделений и обеспечивающих взаимодействие с добровольческими объединениями в других регионах. 9. Организация на базе этих центров Добровольческих Советов, в которые будут входить взрослые-специалисты и волонтеры-подростки. Среди членов Совета должны быть специалисты разных сфер, объединенных работой по первичной профилактике.

Их участие в работе Советов обеспечило бы более эффективную деятельность добровольцев и снизило бы риск возможных ошибок в их работе. 10. Освещение деятельности добровольческих объединений в СМИ, предоставление им информации о готовящихся мероприятиях, проводимых добровольцами и о том, что ими уже сделано. Проведение пресс-конференций и выпуск пресс-релизов. Это будет способствовать распространению идей добровольчества среди населения и формировать привлекательный имидж добровольца. 11. Выпуск и распространение научно-методической литературы по развитию добровольческого подросткового движения по профилактике и организации добровольческих служб. 12. Для повышения эффективности работы добровольцев подготовка и выпуск серии видео- и аудиоматериалов по теме профилактики, которые добровольцы могли бы использовать в ходе занятий со сверстниками. Выпуск печатных средств контрпропаганды наркотиков и пропаганды здорового образа жизни, в том числе деятельности добровольцев. 13.

Развитие и наполнение новым содержанием традиционных форм влияния на подрастающую молодежь, таких, как театрализованные представления, агитбригада, конкурс рисунков на антинаркотическую тему, проведение тематических дискотек, дискуссий и т.д. Программа предполагает работу с организаторами добровольческого движения, с подростками-волонтерами и непосредственно с детьми в возрасте от 12 до 17 лет. Основные этапы работы по реализации программы:

I этап - Формирование у специалистов, занимающихся первичной профилактикой нарко-алкогольной зависимости, мотивации на работу с подростками-добровольцами. С этой целью важно вести разъяснительную работу среди специалистов по первичной профилактике о значении, возможностях и роли добровольцев в первичной профилактике.

Этому могут способствовать публикации в средствах массовой информации об опыте работы добровольцев, выступления авторитетных специалистов, проведение круглых столов по развитию добровольчества и т.д. Для специалистов, осознавших необходимость привлечения к своей работе добровольцев проводится интенсивная подготовка на семинарах-тренингах, создается научно-методическая база для дальнейшей работы.

II этап - Работа подготовленных специалистов со школьниками, учащимися ССУЗов и вузов с целью популяризации идей добровольчества и инициирования добровольческого подросткового движения среди целевой группы: - работа в учебных заведениях, - выявление и привлечение ребят-добровольцев, - обучение добровольцев навыкам профилактической работы, - организация волонтерских (добровольческих) служб или подразделений,

- организация работы добровольцев со своими сверстниками в учебных заведениях, домах творчества, клубах по месту жительства. III этап - Распространение опыта регионов через проведение встреч, круглых столов, семинаров по обмену опытом. - Обеспечение преемственности деятельности добровольцев через привлечение и набор новых добровольцев. Анализ работы волонтерских групп, выработка рекомендаций по повышению эффективности их работы. Критерии эффективности реализации программы:

1. Популярность идеи и деятельности добровольческих служб по первичной профилактике в регионах. 2. Увеличение числа добровольцев, желающих и способных заниматься профилактической работой. 3. Вовлеченность в работу с добровольцами по профилактики достаточного количества высокопрофессиональных кадров. 4. Постоянное пополнение численности подростковых добровольческих служб через привлечение и подготовку волонтеров-новичков.

Предполагаемые результаты: 1. Создание единой научно-обоснованной модели развития под росткового добровольчества с учетом региональных особенно стой и многообразия форм и методов профилактической работы. 2. Привлечение и обучение работе с добровольцами достаточного количества профессионалов по профилактике. 3. Увеличение числа подростков-добровольцев, работающих по программе первичной профилактики нарко-алкогольной зависимости. 4. Создание сети добровольческих служб, основной целью деятельности которых является снижение риска приобщения детей и подростков к употреблению психоактивных веществ. Основным результатом работы по программе будет являться уменьшение факторов риска приобщения к ПАВ подростке, благодаря работе подростков-добровольцев и формирования в ходе этой деятельности более ответственного, стойкого в трудностях и осознанного в своих выборах человека.

2.1. ОРГАНИЗАДИЯ РАБОТЫ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

(структура службы, привлечение, набор и отбор добровольцев, планирования деятельности и распределение ответственности, поддержание позитивной мотивации у волонтеров, выбор форм и методов работы) Существует несколько форм организации добровольческих служб в зависимости от конкретных условий и возможностей.

Такая служба может быть составной частью деятельности какой-либо общественной организации, может быть самостоятельным общественным объединением, добровольцы могут также работать на общественных началах в любой организации, занимающейся профилактикой. В качестве примера остановимся подробнее на особенностях добровольческой службы, действующей на базе Социального центра молодежи Кузбасса. Предпосылками создания именно такой службы стали следующие факторы: во-первых.

Социальный центр молодежи Кузбасса является негосударственной организацией, работает по социальному заказу городской и областной администраций, при их организационной и финансовой поддержке, а также реализует часть своих образовательных про-1рамм на средства грантов. Центр стал инициатором и активным участником разработки общегородской программы по профилактике нарко-алкогольной зависимости.

На базе Центра организовано обучение психологов и педагогов по профилактике нарко-алкогольной зависимости и выпущено ряд методических пособий по этой же теме. Деятельность Центра распространяется на широкую аудиторию детей и специалистов, не ограниченную ведомственными рамками. Во-вторых, первоначальной основой для привлечения добровольцев стала Школа практической психологии для старшеклассников, действующая в течение трех лет на базе Социального центра молодежи Кузбасс, в которой обучаются ребята 14-19 лет. Таким образом, изначально в организации имелись ресурсы, обеспечивающие будущую службу добровольцами.

К ресурсам можно отнести также третью особенность добровольческой службы СЦМК - наличие психологов-профессионалов, имеющих опыт работы с подростками, в том числе, в области профилактики наркозависимости. Вышеперечисленные особенности были учтены при определении структуры волонтерской службы и выборе основных форм работы подростков со сверстниками. Очевидно, что перед внедрением любого нового вида деятельности организации, необходим такой учет внутренних и внешних обстоятельств.

Итак, нами была определена следующая принципиальная организационная схема подростковой добровольческой службы, как структурного подразделения Социального центра молодежи Кузбасса. Руководитель волонтерской службы. Им может быть педагог, психолог, молодежный лидер или социальный работник, прошедший обучение по программе профилактики парко-алкогольной зависимости и владеющий знаниями и навыками работы с добровольцами. Это должен быть человек психологически грамотный, коммуникабельный, придерживающийся демократического стиля руководства, обязательный и ответственный. Важным качеством руководителя службы также является творческий подход к делу, умение делегировать полномочия, личная приверженность идеям добровольчества, а также личное обаяние, чувство такта и чувство юмора.

Руководитель обеспечивает координацию всей деятельности, подбирает людей для кураторской работы и распределяет между ними обязанности, организует работу волонтеров по различным направлениям, обеспечиваем связь с государственными структурами, общественностью, средствами массовой информации и другими заинтересованными организациями. Он организует социальный маркетинг, получает заказы от учебных заведений и других организаций, осуществляет стратегическое планирование деятельности службы вместе с кураторами и волонтерским активом. В СЦМК руководителем службы является опытный психолог. Кураторы - это взрослые, которые помогают подросткам-волонтерам эффективно организовывать свою деятельность, а также оказывают им психологическую и моральную поддержку.

Помимо текущей работы кураторы-психологи проводят отборочные и тренинговые занятия, группы по разбору и разрешению трудностей в работе и группы личностного роста, индивидуальное психологическое консультирование добровольцев. Все выше перечисленное можно отнести к психологическому сопровождению деятельности волонтерской службы. Кураторы, как и руководитель службы, работают на платной основе. Работающие волонтеры - это подростки, которые прошли отбор, тренинговую подготовку и стажировку под руководством куратора и других опытных волонтеров. Волонтеры сами определяют для себя те виды работ, которыми они хотели бы заниматься.

Для кого-то наиболее привлекательна групповая работа со сверстниками, кому-то больше по душе участие в подготовке и проведении массовых мероприятий (акции, шествия и т.д.), кто-то склонен заниматься разработкой средств наглядной агитации и контрпропаганды наркотиков, или какой-то другой деятельностью, необходимой для службы.

При организации добровольческой службы необходимо достаточное время уделять формированию у новичков-добровольцев представлений о роли и месте добровольчества в современном обществе, определять идеологию волонтерства. Начать такую работу можно с определения самого понятия "доброволец (волонтер)". На проведенном нами методическом семинаре-тренинге участники дали такие определения:

Доброволец (или волонтер) - это альтруист, который по зову сердца безвозмездно занимается социально значимой деятельностью и осознает свое значение для общества. Доброволец - человек, который в свое свободное время делает нечто полезное для других, не получая за это для себя прибыли.

Доброволец - человек, не имеющий каких-либо особых для добровольца профессиональных навыков, способный бескорыстно передавать определенную информацию, делиться своим опытом и оказывать помощь тем, кто в этом нуждается " И эти определения совпадают с теми, которые приводятся во Всеобщей декларации добровольцев.

Принципы, на которых строится добровольческая служба СЦМК, посвящающая свою деятельность первичной профилактике наркомании, отличаются от традиционных идей общественных организаций типа комсомола. Среди этих принципов можно выделить следующие: 1. аполитичность; 2. открытость и доступность; 3. ориентация на социальное партнерство с другими общественными организациями, государственным и коммерческим секторами; 4. конфиденциальность, обеспечивающая безопасность, как самого волонтера, так и тех, с кем он работает: 5. возможность привлечения добровольцев по различным каналам, отсутствие какого-либо формального членства. В этом смысле, волонтером может быть любой подросток или молодой человек, так или иначе проявивший интерес к деятельности организации и желающий внести свой посильный вклад в ее работу. Принципы службы и критерии отбора определяются исходя из целей и задач, стоящих перед организацией.

Говоря о наборе волонтеров, необходимо иметь в виду местные особенности. Так, опираясь на сложившуюся у нас практику, можно определить следующие возможные источники пополнения рядов добровольцев: - обычные подростки, узнавшие об организации из средств массовой информации и других источников; - ребята, с которыми наши волонтеры проводили занятия в школах или организовывали встречи; - студенты, чей профессиональный выбор связан с социальной работой или педагогикой;

- подростки и студенты, знающие о нашей организации в связи с участием в других программах Социального центра молодежи Кузбасса (Школа практической психологии для старшеклассников, курсы секретарей, курсы информатики и т.д.).

Организуя набор через средства массовой информации или каким-либо другим каналам, необходимо достаточно просто, и в то же время максимально полно представить информацию о деятельности волонтерской службы, а также предусмотреть ответы на наиболее типичные в таких случаях вопросы: - Какие качества нужны для этой работы? Пример: "Нам требуются обычные дружелюбные люди 14-20 лет, которые располагают свободным временем в течение дня и хотели бы работать со своими сверстниками ".

- Как будет производиться отбор? Пример: "Вас ожидает, неформальный, дружелюбный разговор с работающими волонтерами и взрослыми-кураторами волонтерской службы. Они попросят Вас рассказать о себе и Вашей жизни. У Вас тоже будет возможность задать вопросы. Затем Вас могут пригласить на отборочные занятия". - У меня тоже в жизни были неприятности из-за наркотиков (алкоголя), - Вы меня примите? Пример:

"Ваш собственный опыт может способствовать развитию у Вас сострадания к людям и ответственности за свой жизненный выбор, но может, сделать Вас и слишком уязвимы Все зависит от того, как Вы справились со своими проблемам и как они на Вас повлияли - Принимаете ли вы всех желающих? Пример: "Нет, и это вовсе не значит, что если вас не приняли, мы вас считаем человеком второго сорта.

Просто деятельности нашей организации не совсем соответствует вашим особенностям и способностям, или ваше время еще не пришло. - В чем з

Т.Г.Кобякова, О.А.Смердов
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты