Главная  >  Общество   >  Средства массовой информации   >  Интернет   >  Интернет-портал Русская Цивилизация   >  Василий Ансимов


Си Цзиньпин, Сорос и электронная карма

25 января 2019, 216

Миллиардер Сорос обвинил китайского лидера Си Цзиньпина в том, что он враг демократии и "открытого общества", потому что Китай развивает технологии электронного социального рейтинга для контроля над населением. Сорос считает, что таким образом власти Китая хотят устроить в стране такой тоталитаризм, который заставил бы советских вождей побледнеть от зависти.

Действительно, создаваемая в Китае система социального рейтинга превосходит все, что описано в романах "Мы", "1984" и "О дивный новый мир". Как обычно, реальность обскакала фантастов. Система следит за каждым шагом китайца – от комментариев в интернете до своевременности оплаты счетов. Хорошие китайцы получают плюсы в "электронную карму", плохие – минусы. Хорошая карма облегчает жизнь, плохая затрудняет поиск работы, получение соцобеспечения, покупки в магазинах, прохождение таможни, вплоть до возможности пользоваться общественным транспортом. В 2020 году все это запустят в Китае на полную катушку.

Хорошо это или плохо? Как всегда, дьявол – в деталях. По любому, в руках властей такая система может легко стать инструментом господства элиты над неэлитой, обеспечивая первой роскошь за счет второй. Как будет в Китае – пока неизвестно, зато хорошо известно, что человек склонен к злоупотреблениям, а китайских коррупционеров не останавливают даже расстрелы. А значит, неподконтрольная народу система, скорее всего, будет использована во зло.

Но не Соросу переживать за китайскую демократию. США сами являются демократией лишь с приставкой "элитарная", почти лишающей смысла слово "демократия". Америка – запутанная система кланов и корпораций, наверху которой – волки в дорогих костюмах, кушающие ближнего своего на завтрак, обед и ужин со словами "ничего личного, просто бизнес". Их бог – деньги. Ради него они сожрали Югославию, разгромили Ирак и Ливию, чтобы подорвать Европу, подожгли Украину, чтобы ослабить Россию, теперь хотят Венесуэлу. Поэтому, когда Сорос говорит, что в Китае проблемы с демократией, он имеет в виду, что Китай уже настолько угрожает господству США, что с точки зрения Вашингтона смещается в область зла, которое разрешено бомбить.

Но если вы думаете, что демократия – в России, то снова ошибетесь. Кремль с уважением присматривается к социальным технологиям Китая и уже пытается копировать их не потому, что хочет осчастливить свой народ борьбой с коррупцией, а чтобы железно застолбить за собой "стабильность" в смысле стабильного потребления, оставив народу "диету из макарошек". Какого бы "прорыва" ни хотелось доброму Путину, окружающие его "золотые пояса" хотят лишь одного – купаться в роскоши, а если нефтяной Боливар не вынесет двоих*, то второму придется слезть. И если Китай отчасти вынужден изобретать электронную удавку для управления 1,4 миллиардами граждан, то Кремлю такая удавка нужна не для управления 146 миллионами, а для подавления их недовольства тем, что нефтедоллары осваиваются без их участия.

Элита везде хочет одного и того же – сыто жить. И это проблема не Китая, США или России, это проблема природы человека, который склонен, дорвавшись до вершины пирамиды, забывать о тех, кто остался внизу. Ззащитой от этого может быть только реальная демократия – народовластие – контроль народа над государством и элитой, в том числе контроль над расходами госбюджета.

Поэтому, если народы – США, Китая и России – не установят свою власть над элитами в форме реальной демократии, развитие технологий рано или поздно даст элитам электронный кнут для тотального порабощения народа. Тот самый электронный тоталитаризм, антиутопию, по сравнению с которой Оруэлл покажется наивными детскими сказочками на ночь.

Мы обречены быть либо баранами, которых стригут, либо гражданами, которые управляют своим государством. И нам придется сделать этот выбор. Третьего не дано.

------

* ""Боливар не вынесет двоих" - эту фразу использовал писатель О’Генри в повести "Дороги, которые мы выбираем", в которой рассказывается о двух грабителях, бегущих от погони после ограбления почтового поезда. Внезапно умирает одна лошадь. Понимая. что на Боливаре, как звали оставшуюся лошадь, двум бандитам не спастись, один из них убивает своего партнера, рассуждая вслух: "Боливар очень устал и двоих ему не вынести".

Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты