Главная  >  Наука   >  Экономика   >  Экономика России   >  Коммуникации и транспорт   >  История автострад


Из истории дороги Москва - С.-Петербург

11 октября 2007, 1222

В XVI-XVIвеках эта дорога представляла собой сложную водно-сухопутную систему, обстроенную ямскими станциями, инженерными сооружениями, многоверстной бревенчатой мостовой.

Еще до появления Санкт-Петербурга Москва была связана с северо-западом России сетью дорог, главная из которых шла на Новгород. С давних времен существовала ямская повинность населения (обязанность предоставлять проезжающим по княжеской грамоте подводы, лошадей, еду). Также население было обязано поддерживать в проезжем состоянии дорогу.

Древнейшая из сохранившихся подорожных (1489 г.) определяла порядок движения именно по Московско-Новгородской дороге.

В XVI-XVIвеках эта дорога представляла собой сложную водно-сухопутную систему, обстроенную ямскими станциями, инженерными сооружениями, многоверстной бревенчатой мостовой, плотами для переправ через значительные реки, специальными барками для движения по реке Мете и озеру Ильмень от Бронниц к Новгороду. В 1703 году Петром Великим был основан Санкт-Петербург. Уже в 1704 году он был связан с Москвой почтовым сообщением, однако этот путь был „очень извилист и требовал дальних объездов" (по свидетельству английского посланника Ч. Уитворта). Необходима была новая дорога, связавшая бы Петербург и Москву по прямой. К 1718 году был сооружен участок „перспективной" дороги от Петербурга до Волхова. После смерти Петра работы по прокладке второго участка дороги (от Волхова до Москвы) продолжались. В 1733 году была создана особая Канцелярия строения перспективной дороги, в марте 1755 года преобразованная в Канцелярию от строения государственных дорог, к которой был приписан батальон солдат. Размещались учреждения Канцелярии в Тосно, а ее контора - в Москве.

В правление Екатерины II в развитии дорожного дела вообще и судьбе „перспективной" дороги в частности произошли важные изменения. В 1763 году императрица утвердила предложение Сената о прекращении работ по сооружению второго отрезка дороги - от Волхова до Москвы. Это решение было вызвано огромными расходами на строительство (с 1740 по 1764 г. на него казной было потрачено более 1 млн. рублей); сложностью трассы; проблемами, связанными с заселением территорий вдоль новой дороги. И Сенат „за лучшее признает, в исправности содержать от Москвы до Санкт-Петербурга старую дорогу, по которой ныне ездят". Таким образом, план Петра 1 соединить две столицы прямой „ перспективой " не был до конца реализован. Новая дорога была проложена лишь на участке от Петербурга до реки Волхов.

В результате губернской реформы 1775 года мосты и дороги были переданы в ведение Нижних земских судов и капитан - исправников. В связи с этим была упразднена Канцелярия от строения государственных дорог. Тем не менее, потребности дорожного строительства диктовали необходимость создания центрального органа для координации и руководства дорожными работами. В 1786 году была учреждена Комиссия о дорогах в государстве. В указе Екатерины II от 14 марта 1786 года об ее открытии говорилось: „Первым опытом трудов ее будет распоряжение о построении дороги, между двумя столицами лежащей...".

28 апреля 1786 года императрица утвердила доклад Комиссии „Об устроении дорог между столицами". Планировалась выделить на строительство 4 млн. рублей и завершить его в 1790 году. Были разработаны проекты каменных мостов для переброски через маленькие речки и ручьи, на больших реках предполагалось наводить плашкоутные мосты. Дефицит бюджета не позволил полностью претворить в жизнь этот проект. Правительство смогло ассигновать лишь 1 млн. 300 тыс. рублей. Было построено 7 или 8 каменных мостов, проложено 40 подземных водосточных труб, около 130 верст дороги было вымощено камнем.

Утверждение Александром 1 20 июля 1816 года подготовленной особым дорожным комитетом сметы расходов на сооружение шоссе между Петербургом и Москвой открыло новую главу в истории этой дороги.

Строительство шоссе с 1 января 1817 года было возложено на Главное управление путей сообщения. Возглавил эти работы инженер генерал-майор А. П. Вельяшев. В 1821 году на этом посту его сменил инженер Ф. П. Матушевич. Возведением всех искусственных сооружений (мостов, труб и т.д.) на Московском шоссе ведало специальное управление, видную роль в работе которого сыграл подполковник К. Я. Рейхель. По его проектам и под его руководством были построены выдающиеся инженерные сооружения того времени - мост через Волхов в Новгороде (Волховский) и через рукав этой реки (Мало-Волховский). Работы по сооружению Московского шоссе были завершены в 1834 году. Поддержание его в надлежащем порядке было возложено на две дирекции. Первая дирекция обслуживала участок шоссе от Петербурга до Едрова, вторая - от Едрова до Москвы. Руководитель первой дирекции располагался в Новгороде, второй - в Твери.

В конце XIX - начале XX века шоссе передавалось в „хозяйственное заведование" земствам. Так, участок от Санкт-Петербурга до границы Новгородской губернии был передан губернскому земству в 1902 году, а Тверскому губернскому земству - в 1898 году.

После революции, естественно, произошла очередная реорганизация дорожного дела. В конце 20-х годов шоссе Москва - Ленинград было передано в ведение двух областных дорожно-автомобильных органов - Мособлдортранса и Лендортранса (с 1931 г., после выделения Калининской области, - еще и Калининоблдортранса). Эти областные управления, в свою очередь, подчинялись Центральному управлению шоссейных и грунтовых дорог (Цудортрансу НК ПС).

В 1932 году начался капитальный ремонт трассы Москва - Ленинград, который продолжался до начала Великой Отечественной войны. Война нанесла дороге страшный ущерб. Беспрерывные бомбежки превратили ее в месиво. Большие участки (от 41-го до 175-го и от 503-го до 689-го км), находившиеся в зоне оккупации немцев, были полностью разрушены.

В 1944 году было создано Управление автодорогой Москва - Ленинград. Восстановительные работы и реконструкция дороги начались в 1946 году. Двенадцать лет понадобилось, чтобы устроить двухполосную проезжую часть с черным покрытием. Вскоре дорожникам пришлось заниматься уширением проезжей части: сначала с 7 до 10,5 м, затем настало время трех- и четырех полос.

В результате реорганизации в 1994 г. Управление стало Федеральной дирекцией автодороги Москва - Санкт-Петербург, в 1999 г. переименовано в ГУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург Российского Дорожного Агенства", а в 2001 в ГУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург Министерства Транспорта Российской Федерации", сокращенное название ГУ Упрдор "Россия".

Источник: http://uprdor-rus.ru/showcontent.aspx?id=15

Русская Цивилизация
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты