Главная  >  Общество   >  Народы России   >  Русская нация   >  Русская идея


Николай Федорович Федоров 1829-1903

02 октября 2018, 113

Николай Федорович Федоров был особым человеком и мыслителем, взгляды которого легли в основу активно-эволюционного космизма.

Идеи Н.Ф. Федорова оказали влияние на К.Э. Циолковского, А.Н. Белого, В.Я. Брюсова, Н.А. Заболоцкого, В.В. Маяковского, А.П. Платонова, М.М. Пришвина, И.Л. Сельвинского, О.Д. Форш, В.Н. Хлебникова, художника Б.Н. Чекрыгина, А.М. Горького.

Интерес к идеям Федорова проявился и в Англии, Франции, Польше, США, Японии и других странах.

Главным трудом Федорова стала книга «Философия общего дела». В ней три основные идеи:

1) учение о Троице как нравственном объединении человечества;

2) учение о всеобщем воскрешении;

3) идея активной эволюции человечества.

«Философия общего дела» открывала перед человечеством невиданные дали, призывая к титаническому преобразовательному дерзанию. «Все должны быть познающими и всё - предметом знания», - писал Федоров. Всеобщим познанием и трудом человечество призвано овладеть стихийными, слепыми силами в природе и внутри себя, выйти в космос для его активного освоения и преображения, обрести новый, бессмертный космический статус бытия, причем в полном составе прежде живших поколений («имманентное воскрешение»). Сознательное управление эволюцией, высший идеал одухотворения мира раскрывается у Федорова в последовательной цепочке задач: управление космическими явлениями; превращение стихийно-разрушительного хода природных сил в сознательно направленный; создание нового типа организации общества - «психократии» на основе сыновнего, родственного сознания; работа над преодолением смерти, преобразованием физической природы человека; бесконечное творчество бессмертной жизни во вселенной.

Для достижения этой цели мыслитель призывает ко всеобщему познанию, опыту и труду в пределах реального мира, реальных средств и возможностей, которые будут бесконечно расширяться.

Разработка идеи «активной эволюции» стала наиболее философски глубокой и оригинальной стороной в учении Федорова. Здесь и представления о новом типе органического прогресса: осуществляется он - в противовес прогрессу чисто техническому, орудийному, «протезному» - в самой природе человека (психофизиологическая регуляция). Это и обретение способа питания по типу растений, умеющих синтезировать необходимые органические соединения и строить свои ткани из элементарных веществ среды и солнечного света (автотрофность человечества, по В.И. Вернадскому); это и идея «самосозидания», «естественного тканетворения», будущей «полноорганности» человека, дающей ему возможность бесконечного перемещения, «последовательного вездесущия»; это и метеорическая, космическая регуляция.

Всеобщая регуляция, считал Федоров, - это процесс, имеющий внутренний и внешний аспекты. Внутренняя, или психофизиологическая, регуляция предусматривает управление слепой силой в нас самих. Внешняя регуляция развертывается от единой Земли к целостному миру и охватывает следующие ступени, восходящие по своему масштабу и сложности:

Метеорическую регуляцию, объектом которой является Земля как целое.

Планетарную астрорегуляцию, объектом которой является Солнечная система.

Всеобщую космическую регуляцию, объектом которой является бесконечная Вселенная.

Метеорическая регуляция включает:

а) управление атмосферными процессами (преодоление метеорических «погромов» - засух, наводнений, градобития и т.д.); овладение климатом, выявление оптимального соотношения между почвой, лесом и водой, повышение их естественной продуктивности;

б) регуляцию сейсмически-вулканических явлений;

в) теллурическую регуляцию (рациональное использование земных недр, замена в будущем металла, добываемого в рудниках, металлом метеорического и иного космического происхождения);

г) гелиорегуляцию (использование солнечной энергии и вытеснение ею трудоемкой добычи каменного угля и т.д.).

Земля – космический корабль человечества

Следующая ступень регуляции природы предусматривает превращение Земли в космический корабль («земноход» - по терминологии Федорова). Земля сходит со своей земной орбиты и уходит в космические просторы по самостоятельно прокладываемому курсу. Но к этому времени все народы планеты являются единым человечеством, братством и несут за нее всю меру ответственности. Вся Вселенная превратится в Храм, «самым священным местом Храма будет земля <...> иконописью небесною этого небесного Храма будут лучевые образы отцов, изображение наружного и внутреннего строения их тел». Далее человечество, вместе с воскрешенными отцами, заселяет всю Вселенную.

Федоров понимал библейское предсказание апокалипсиса как условную воспитательную задачу. Ведь Создатель не может быть губителем, «Он не желает гибели ни единого, а хочет, чтобы все спаслись и в разум истины пришли». Мыслитель подчеркивает: «Будет ли кончина мира катастрофой или же мирным переходом без войн, без естественных бедствий - это зависит от того, останутся ли люди противниками воли Божией, останутся ли они в состоянии вечной вражды или же, объединясь, станут орудиями воли Божией в деле обращения разрушительной силы в воссозидательную».

С позиций сегодняшнего дня видно, что в «Философии общего дела» провозглашаются общечеловеческие, общепланетарные задачи как раз эпохи ноосферного выбора. Федоров трезво осознавал катастрофическое направление, которое приняло развитие нынешней «эксплуатирующей, а не восстанавливающей» природу цивилизации.

Первостепенное значение для современного человечества имеет постановка Федоровым вопроса о нравственном преображении человечества («внутренняя регуляция»). Без этой работы над собой, внутреннего самосовершенствования невозможно достичь ступени Богочеловечества, невозможно управлять даже Землей, а не то что всей Вселенной. Первостепенность нравственно-этических вопросов характерна для всей русской философии, и философы-космисты доносили значимость этих вопросов через свои проекты.

Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты