Главная  >  Общество   >  Основы общественного устройства


Прощение

11 октября 2007, 21

Человек, который затаил обиду и собирается мстить за нее, не встречал сочувствия в крестьянской среде. "Мщения русский народ почти не понимает", - записал С. Я. Дерунов в конце XIX века.

     Человек, который затаил обиду и собирается мстить за нее, не встречал сочувствия в крестьянской среде. "Мщения русский народ почти не понимает",- записал С. Я. Дерунов, один из очень внимательных собирателей этнографических материалов, в конце XIX века. Признавали либо непосредственную и открытую реакцию на обиду, либо прощение вины. В умении простить некоторые крестьяне достигали огромных нравственных высот.

      Заметным средством очищения нравственной обстановки в деревне служили обычаи просить прощенья при определенных обстоятельствах. Обычаи эти были приняты как в личных и внутрисемейных делах, так и в общине в целом.

      Если крестьянин уезжал куда-то надолго, при прощании с близкими он просил у них прощенья. Нередко при этом низко кланялись каждому из провожавших. Смысл обычая был в том, чтобы в разлуке не тяготило сознание вины, чтобы оставшиеся "не поминали лихом", чтобы очиститься от грехов перед испытаниями, которые, возможно, ожидали в дальнем пути.

      Такой же смысл вкладывался в обычай, принятый у женщин, чувствующих приближение родов,- просить прощенья у всех членов семьи, низко кланяясь им в ноги. В некоторых местах (материалы Орловского уезда) и муж и жена считали нужным просить прощенья у мира в том случае, если женщина долго не могла родить. Собирали ближних соседок - только женщин; муж молился перед образом, потом обращался к пришедшим: "Мирушка, православный народушка! Простите меня!" Потом просила прощенья у всех роженица. Им отвечали: "Бог простит, и мы туда же".

      Прощенье просил у всех своих домашних каждый, отправляясь в церковь на исповедь: "Простите меня, в чем согрешил перед вами". Ему отвечали: "Бог простит". Некоторые, прощаясь с домашними перед исповедью, кланялись им в ноги. Потом уже в церкви, прежде чем подойти к священнику для исповеди, клали "земной поклон перед иконами и три поясных поклона перед молящимися, испрашивая у них прощенья в своих грехах".

      Мы уже говорили, какое значение придавала сходка общины тому. чтобы виновный попросил прощенья у обиженного или у мира в целом. Если человек, совершивший проступок, сознается и просит у "общества" (общины) прощенья, то с него взимали штраф по приговору сходки. Если же он отрицал свою вину, то штраф назначали в двойном размере.

      Широкую возможность помириться после скрытых или явных ссор, простить друг другу большие и малые обиды, снять напряжение, возникшее во взаимоотношениях в семье или между соседями, давал обычай просить прощенья в конце Масленицы, в последнее воскресенье перед Великим постом. Воскресенье это потому и название получило "прощеный день" или "прощеное воскресенье".

      При наиболее полном проявлении этого обычая прощенье просили буквально у всех, с кем могли повидаться в этот день, а также и у умерших близких людей. Называлось это "прощаться". В той или иной форме обычай был распространен у русских крестьян повсеместно.

      Четко описал обычай просить прощенья в конце Масленицы Василий Кузьмич Влазнев - крестьянин села Верхний Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии. В. К. Влазнев был одним из активнейших корреспондентов Этнографического бюро князя Тенишева. Мне удалось обнаружить в фонде бюро четыре дела, состоящих из материалов, присланных Влазневым, но, возможно, это еще не все его тексты. Василий Кузьмич в 80 - 90-х годах XIX века собирал сведения о народных обычаях "в больших бывших государевых дворцовых селах: Дединове, Любичах, Ловцах, Белоомуте и др.". Влазнев, отвечая на многие вопросы тенишевской программы, рассказал о разных сторонах крестьянской жизни. По поводу интересующего нас обычая у него сказано в записи 1899 года буквально следующее: "На сырной неделе в Воскресенье ("прощеное", как здесь называют) народ ходит на могилы своих родных "прощаться с умершими", а после ужина в каждой семье (выделено мной.- М. Г.) друг с другом прощаются; дети родителям кланяются в ноги, причем все целуются и на слова "прости меня" отвечают: "Бог тебя простит, меня прости".

      В Пронском уезде Рязанской же губернии "прощаться" начинали с субботы: в этот день полагалось зятю с женой и детьми идти "прощаться" в дом тестя. А в сам "прощеный день", то есть в воскресенье, здесь принято было ходить всей семьей с угощением (обычно кренделями или булками) "прощаться" к куму и потом к куме (то есть к крестным родителям своих детей). В Егорьевском уезде Рязанщины в "прощеное воскресенье" после бурного катания на лошадях, качелях, салазках и ряженья вечером все "прощались".

      Резкий переход от масленичного гулянья к строгим "прощальным" посещениям родственников и соседей отмечен и в описании, присланном из Козельского уезда Калужской губернии учителем Александром Лебедевым. Он рассказывал, как в "прощальный" день вечером веселье кончается и "поселяне ходят по домам, испрашивая прощенье друг у друга". В этот день "непокорный сын предан воле своего отца, враждующая невестка - в повиновении своей свекрови".

      Во многих найденных мною в архивах описаниях "прощеного воскресенья" (Костромская, Тверская, Ярославская и др. губернии) есть указание на всеобщность обычая - ходят "ко всем" "для прощанья", "ходят один к другому прощаться" и так далее. Но, например, в Сургутском уезде (Западная Сибирь) обычай сохранился к концу XIX века лишь относительно старшего поколения: "А в прощеный день (...) ходят прощаться к старшим, а также и на могилки к родственникам". "Прощанье" со старшими обычно состояло здесь в том, что молодые супруги (всегда вместе) к вечеру, после катанья, заворачивали к своим старшим родственникам, или к родителям, если жили от них отдельно, или к крестным отцу и матери ("здесь очень уважаемым", замечает наблюдатель), или к дядьям и "вообще к почтенным и пожилым людям". После непродолжительного угощенья молодые вставали, кланялись в ноги хозяевам и произносили: "Прости ты меня, Павел Николаевич" (имя-отчество хозяина или хозяйки). На это старшие отвечали: "Бог тебя простит, и ты меня прости". Затем целовались и расставались.

      У обычая просить друг у друга прощенья в конце Масленицы в разных краях России сложились свои особенности, свой склад, но суть всюду была одна - нравственное очищение через примирение, через взаимное прощение прегрешений.

      К сожалению, в широко распространенных у нас представлениях о Масленице и особенно в современных попытках воспроизводить какие-то ее элементы этот прекрасный обычай совершенно не присутствует, учитывается лишь развлекательная сторона. Развлекательная часть Масленицы очень интересна и богата, как яркое проявление народной праздничной культуры. Но именно после бурного веселья последней перед Великим постом недели, во время которой как бы прощались с обильным столом и другими мирскими радостями, обычай просить прощенья заставлял ощутить переход к повышенным нравственным требованиям к самому себе, к строгим семи неделям, продолжавшимся до Пасхи.

     

Картина: И. Е. Репин. "Крестьянка"

Из книги М. Громыко "Мир русской деревни"
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты