Главная  >  Наука   >  Экономика   >  Экономика России   >  Промышленность   >  Машиностроение   >  Сельскохозяйственное машиностроение


Челябинский тракторный завод

11 октября 2007, 137

День рождения тракторного - 1 июня 1933 года, когда из заводских ворот вышли первые челябинские машины. Это были гусеничные тракторы "Сталинец-60" (С-60) мощностью 60 лошадиных сил, работающие на лигроиновом топливе.

Челябинский тракторный завод - крупнейшая в странах СНГ машиностроительная компания по разработке и производству промышленных тракторов и двигателей к ним, располагающая большим технологическим и производственным потенциалом. Высококвалифицированные кадры инженеров и рабочих способны решать сложные задачи конструирования, испытания и постановки на серийное производство новой техники. Сегодня завод выпускает машины для нефте-, газодобывающей, горнорудной, строительной и других отраслей промышленности. Челябинский тракторный завод является лидером рынка России и стран СНГ в сегментах гусеничных промышленных тракторов, бульдозеров и трубоукладчиков.

Потребителями продукции ЧТЗ являются свыше 15 000 предприятий по всему миру.

Общая площадь, занимаемая Челябинским тракторным заводом, составляет 208 га. В основном производстве ЧТЗ задействовано свыше 17 000 человек.

Челябинский тракторный завод располагает мощностями литейного, кузнечного, прессово-сварочного, механообрабатывающего, окрасочного, термического и гальванического производств.

В основном производстве предприятия в настоящее время задействовано свыше 13000 единиц оборудования, которое обеспечивает полный производственный цикл создания инженерных машин, двигателей, запасных частей и прочих видов продукции.

На заводе установлено оборудование всех станкостроительных заводов России и СНГ, а также крупнейших и известных мировых фирм: "Мессер", "Берингер", "Эмаг", "Трумф", "Шенк", "Рейнеккер", "Наксон-унион", "Агатон", "Мюллер", "Нагель" (Германия); "Шкода" (Чехия); "Краузе", "IGM" (Австрия); "Штарраг" (Швейцария); "Тайода" (Япония); "Рамбауди" (Италия), а также станкостроительных заводов Польши, Румынии, Венгрии и др.

Кроме того, на сегодняшний день на имущественном комплексе завода работают более 130 предприятий с численностью 3 300 человек, которые выпускают продукции на сумму около 1,5 миллиарда рублей в год.

Предприятие награждено орденом Ленина (1971), орденом Трудового Красного Знамени (1983), орденом Кутузова 1-й степени (1945), орденом Красной Звезды (1944). Орденом Ленина награждены опытный завод (1944) и конструкторское бюро по дизелям (1945). 12 тракторостроителей удостоены звания Героя Социалистического труда.

С 2004 года, наряду с постоянно модернизируемой серийной продукцией, ЧТЗ осуществляет поставки на рынок новых моделей бульдозерно - рыхлительных агрегатов:

Б12 массой 24,5 тонны, мощностью 215 л.с. в тяговом классе, близком к 15;

ДЭТ-320 массой 45 тонн, мощностью 350 л.с. в тяговом классе 25.

Из серийной продукции ЧТЗ предлагает потребителям:

• тракторы типа Т10М (класс 10), ДЭТ-250 (класс 25), и инженерные машины на их базе (бульдозеры, рыхлители, погрузчики и др.);

• трубоукладчики грузоподъёмностью 12,5 и 20 тонн;

• виброкатки и бульдозеры на базе колёсных модулей массой 24 тонны;

• дизельные двигатели мощностью от 12 до 1000 лошадиных сил, дизель-генераторные установки мощностью 100 кВт для автономного энергообеспечения; дизель-гидравлические станции для установок сбора нефтепродуктов с водных поверхностей;

• запасные части к тракторам ЧТЗ;

• товары народного потребления, в их числе: универсальный колесно-гусеничный мини-трактор "Уралец" (12 л.с.); коммунальную машину Т-02.03.2 и другие товары.

"Челябинский тракторный завод" имеет сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

ИСТОРИЯ ЗАВОДА

День рождения тракторного - 1 июня 1933 года, когда из заводских ворот вышли первые челябинские машины. Это были гусеничные тракторы "Сталинец-60" (С-60) мощностью 60 лошадиных сил, работающие на лигроиновом топливе. Со дня пуска Челябинский тракторный остается основным производителем мощных гусеничных тракторов в России. Везде, где решались задачи государственного значения, где проходил передний край битвы за новое, работали и работают машины ЧТЗ.

1936 год. Труднейший экзамен выдержали наши тракторы, приняв участие в двух грандиозных экспедициях: "Снежный поход" - пройдя две тысячи километров по суровой февральской Якутии при температуре минус 50 градусов, и Памирский переход на высоте 4 тысячи метров в Туркестанском военном округе.

Май 1937 года. На Всемирной выставке в Париже трактор С-65 отмечен высшей наградой - дипломом "Гран-при".

20 июня 1937 года начат серийный выпуск трактора "Сталинец-65" (С-65) мощностью 65 лошадиных сил с дизельным двигателем. Мы первыми в стране освоили выпуск топливной аппаратуры для дизелей. ЧТЗ стал пионером советского тракторного дизелестроения.

1939 год. ЧТЗ освоил выпуск боевой техники - артиллерийского тягача "Сталинец-2" (С-2) мощностью 105 лошадиных сил.

1940 год. Тракторостроители вели опытные работы по освоению производства тяжелых танков КВ конструкции ленинградского Кировского завода, и 12-плунжерного топливного насоса "ТН-12" для авиационных двигателей тяжелых бомбардировщиков. 31 декабря 1940 году государственной комиссией был принят первый челябинский танк.

30 марта 1940. С конвейера сошел 100000 трактор. Суммарная мощность выпущенных челябинских тракторов равнялась 6 миллионам лошадиных сил, или десяти Днепрогэсом.

В годы Великой Отечественной войны ЧТЗ был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома в городе Челябинске и, вместе с семью частично или полностью передислоцированными к нам предприятиями, представлял собой танковый комбинат, позднее названный народом Танкоградом. В небывало сжатые сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта: 18 тысяч танков и самоходных установок, 48,5 тысяч танковых дизельмоторов, 17,7 миллионов заготовок боеприпасов.

Танкоградом было создано 13 типов новых танков и САУ, 6 типов танковых дизельмоторов. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжелого танка была поставлена на конвейер.

За время войны заводу 33 раза присуждались Красные Знамена Государственного Комитета Обороны (ГКО) за победу во Всесоюзном соревновании. Два знамени оставлены коллективу на вечное хранение.

5 января 1946 года собран первый послевоенный "Сталинец-80" (С-80), с кабиной закрытого типа, а с 12 июля 1946 года началось его массовое производство. Эта машина нашла широкое применение в различных отраслях народного хозяйства: Волго-Донской судоходный канал - более половины земляных работ выполнено нашими тракторами. Машины ЧТЗ были широко использованы при распашке целинных и залежных земель.

Пески Кара-Кумов и ледяные просторы Антарктиды. ... На всех континентах планеты трактор с эмблемой ЧТЗ - это поистине на все руки мастер - работает на строительстве новых дорог, городов и гидростанций, на прокладке нефте- и газопроводов, на осушении болот и обводнении пустынь.

20 июня 1958 год - заводу было возвращено его историческое имя - Челябинский тракторный завод. Серийно выпускается - трактор С-100. Эта машина отмечена золотой медалью международной выставки в 1961 году.

Январь 1961 год. Запущен в серийное производство дизельэлектрический трактор ДЭТ-250, мощностью 310 лошадиных сил. На его счету три золотых медали различных международных выставок: 1960, 1965, 1966 годов.

9 октября 1963 года с главного конвейера сошел первый серийный трактор Т-100М мощностью 108 лошадиных сил. В 1968 году на международной выставке он награжден золотой медалью. Для увеличения производительности труда, повышения надежности и долговечности тракторов при работе в различных климатических условиях (болота, пески, вечная мерзлота и т.д.) были разработаны и внедрены в серийное производство модификации базовой модели. Так в 1964 году мы выпускали 22 варианта трактора Т-100М.

В конце 60-х годов в условиях действующего производства промышленных тракторов Т-100М начата его коренная реконструкция и техническое перевооружение для начала выпуска тракторов Т-130. 26 мая 1970 года строительство и реконструкция ЧТЗ были объявлены Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

10 ноября 1971 года создано первое в отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР производственное объединение "Челябинский тракторный завод имени В.И. Ленина".

6 августа 1982 года на северном склоне Эльбруса на двухкилометровой высоте, где проходил высокогорный фронт Великой отечественной войны, установлен обелиск в основании которого находятся части изувеченного трактора С-60, применявшегося в качестве военного тягача.

1 июня 1983 года, к золотому юбилею ЧТЗ, на предзаводской площади установлен на постамент первый трактор С-60 - первая советская гусеничная машина, и был собран первый в мире сверхмощный энергонасыщенный отечественный трактор Т-800 с двигателем мощностью 820 лошадиных сил, предназначенный для разработки особо тяжелых мерзлых и скальных пород без взрыва.

3 ноября 1984 года заводом изготовлен миллионный трактор с маркой ЧТЗ.

Март 1988 год - тракторостроители приступили к производству трактора Т-170, оснащенного модернизированным дизельным двигателем. В этом году завод достиг максимальной производительности по выпуску тракторов: с конвейеров сошло 31,5 тысячи машин.

Сентябрь 1988 года - трактор Т-800 занесён в Книгу рекордов Гиннеса.

Январь 1989 года - начат серийный выпуск трактора ДЭТ-250М2.

30 декабря 1990 года - выпущен первый серийный трактор Т10 с гидромеханической трансмиссией.

Ноябрь 1999 года - освоено серийное производство танкового дизеля В-92 С2.

25 сентября 2000 года на международной выставке "УРАЛСТРОЙ - 2000" (г. Уфа) продукция ЧТЗ была отмечена золотым Кубком первой степени.

01 июня 2002 года - серийное производство трактора Т10.

20 июля 2002 года - изготовлен опытный образец трактора Т3 модульной конструкции.

25 июля 2002 года - открыт первый региональный торговый центр - РТЦ ООО "ЧТЗ-Уралтрак" в г. Перми.

Октябрь 2002 годя - собран опытный образец трактора ДЭТ-320 с двигателем Ярославского моторного завода.

18 декабря 2002 года - получен сертификат качества (Свидетельство об испытании образца) бульдозера Б - 10.02 в сертификационном Центре ЕЭС (Германия).

01 июня 2003 года - ООО "ЧТЗ-Уралтрак" - 70 лет. В день юбилея из ворот завода своим ходом вышла колонна, в которой был представлен весь спектр тракторов, колёсных и специальных машин, мини техники. Это был действительно парад образцов, которые когда-либо выпускались заводом. В параде приняли участие и "трактор-ветеран" - С-65 выпуска 1937 года, тракторы ДЭТ-250, бульдозеры на базе трактора Т-170. Военная тематика была представлена легендарными танками Т 34 и КВ, машинами , находящимися на вооружении Российской армии - Т-72 и БМП-1. Современный ряд моделей был представлен семейством инженерных машин на базе трактора Т10М. Была продемонстрирована и колёсная техника: виброкаток ВК-24, погрузчик ПК-5, бульдозер БК-1, малогабаритный трактор "Уралец" и инженерные машины на его базе. Перспективные образцы представлял бульдозер на базе трактора Т3. Колонна торжественным маршем проследовала по центральной улице областного центра на демонстрационную площадку, и, в течение нескольких дней, техникой могли любоваться жители и гости Челябинска. Тысячи горожан тепло приветствовали прохождение колонны. За три дня экспозицию посетило более 15000 человек.

01 июля 2003 года - освоен серийный выпуск трактора Т10М и агрегатов на его базе.

25 августа 2003 года - ООО "ЧТЗ - Уралтрак" награждёно Орденом Дружбы государства Вьетнам.

Декабрь 2003 года - ООО "ЧТЗ-Уралтрак" подтвердил полученный ранее сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001, включающий в себя новые современные требования.

Август 2004 года - потребителю отгружена первая партия бульдозеров Б10М.6000 с гидромеханической трансмиссией и двигателем ЯМЗ-236.

Ноябрь 2004 года - Начало внедрения системы "Уполномоченных представителей Завода в регионах". Вручен сертификат №1.

Декабрь 2004 года - трактор ДЭТ-320 становится Лауреатом конкурса "20 лучших товаров Челябинской области" и дипломантом конкурса "100 лучших товаров России".

Март 2005 года - потребителю отгружен первый бульдозер Б12 с гидромеханической трансмиссией, двигателем ЯМЗ, вынесенной осью качания ходовых тележек и планетарным бортовым редуктором. По типоразмеру бульдозер является близким к классу 15 тонн тяги.

Справка

переименования и преобразования Челябинского тракторного завода

____________________________________

1. Челябинский тракторный завод им. Сталина зачислен в число действующих предприятий страны приказом Наркома тяжелой промышленности СССР № 506 от 01 июня 1933 года. В состав тракторного завода на правах структурных подразделений были включены опытный и керамический заводы.

2. Челябинский тракторный завод им. Сталина переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома в г. Челябинске приказом Наркома танковой промышленности от 06 октября 1941 года.

3. Кировский завод Наркомтанкопрома в г. Челябинске переименован в Челябинский тракторный завод им. В.И. Ленина распоряжением Челябинского СНХ № 434 от 20 июня 1958 года.

4. Челябинский тракторный завод переименован в Челябинский тракторный завод им. В.И. Ленина в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР № 318 от 15 мая 1968 года.

5. Приказом Министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР № 299 от 10 ноября 1971 года образовано Челябинское тракторостроительное объединение "Челябинский тракторный завод им. В.И. Ленина" в составе: Челябинский тракторный завод им. В.И. Ленина (ЧТЗ) - головное предприятие и его филиалы: Челябинский завод тракторных агрегатов (ЧЗТА), Еманжелинский механический завод (ЕМЗ), Челябинский завод специнструмента и технологической оснастки (ЧЗСТО), Челябинский завод турбокомпрессоров (ЧЗТ). При этом ЧЗТ был образован из действующего цеха турбокомпрессоров головного предприятия - ЧТЗ.

6. Приказом Министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР № 77 от 27 марта 1973 года Челябинское тракторостроительное объединение "Челябинский тракторный завод им. В.И. Ленина" переименовано в Челябинское тракторостроительное производственное объединение "Челябинский тракторный завод им. В.И. Ленина"(ЧТПО "ЧТЗ им. В.И. Ленина").

7. Приказом генерального директора № 10 от 07 июля 1977 года Челябинское тракторостроительное производственное объединение "Челябинский тракторный завод им. В.И. Ленина" переименовано в Челябинское производственное объединение "Челябинский тракторный завод им. В.И. Ленина" (ПО "ЧТЗ им. В.И. Ленина).

8. Производственное объединение "Челябинский тракторный завод им. В.И. Ленина" преобразовано в акционерное общество "Уралтрак" (АО "Уралтрак") на основании общего собрания акционеров приказом генерального директора N 1 от 01 октября 1992 года.

9. Акционерное общество "Уралтрак" переименовано в открытое акционерное общество "Челябинский тракторный завод" на основании общего собрания акционеров приказом генерального директора N 86 от 27 апреля 1996 года.

10. На основании решения акционеров ОАО, в соответствии с Приказом Генерального директора за № 1 от 16 октября 2000 года создано Общество с ограниченной ответственностью "Челябинский тракторный завод - Уралтрак", зарегистрированное 23 октября 2000 года решением Департамента регистрации мэрии г. Челябинска.

Источник: http://www.chtz-uraltrac.ru/rus/about/

Русская Цивилизация
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты