Главная  >  Вера   >  Православие


Русская Православная Церковь - обновить нельзя забыть

25 июня 2018, 146

Под грузом идеологических и административных проблем Русская Церковь продолжает терять своих чад. Хуже всего для нее расцерковление детей верующих, особенно частое в подростковый период.

Не менее остро вредит Церкви уход зрелых мужчин, не желающих жертвовать своим мнением и самостоятельностью. Тем самым прихожане Церкви постепенно превращаются в своеобразный контингент, состоящий из "системных" приживал при спонсорах, возглавляемых самими священниками, и одиноких полусумасшедших кликуш, находящих тут свой круг общения для обсуждения "чудес" и коллективного поклонения живым кумирам.

Все это сулит РПЦ превращение за 10-15 лет в маленькую экзотическую секту, куда будут ходить поставить свечку и послушать хор. Собственно, такой она и была в советское время, под гнетом гонений. Однако сюрприз оказался в том, что она вернулась к этому состоянию на фоне режима благоприятствования и даже покровительства государства.

Можно, конечно, ничего с этим не делать - скорее всего, так и будет. В эпоху торжествующего культа потребления и информационного бума РПЦ - лишь один из конкурентов в борьбе за человеческое внимание, и она в этой борьбе пока что стремительно проигрывает, а в рыночной логике не существует институтов спасения утопающих фирм.

Но можно было бы попытаться понять, что отталкивает наших детей от церкви, и попытаться избавиться от всего этого. Сделать ее снова великой... ну хотя бы конкурентноспособной в этой всеобщей борьбе за внимание.

Церковь могла бы спасти глубокая реформация, по масштабам подобная протестантской, если бы нашлись годные для этого личности-лидеры. Церковь можно спасти, если отказаться от того, что отталкивает детей – всего фальшивого и надуманного, потерявшего смысл. Нужна уборка - как мы делаем это дома, выбрасывая привычный, но уже давно не нужный хлам.

Убирать нужно вовсе не церковнославянский язык, как думает о. Георгий Кочетков. Любое многоязычие обогащает жизнь, а церковнославянский еще и отграничивает сакральный быт, не давая ему смешиваться с повседневным, что идет на пользу обоим.

Избавиться нужно от того, что отравляет церковную жизнь фальшью, ложью и несправедливостью. Например, бесправие прихода в вопросе назначения настоятеля. Приход должен иметь право отказать в смещении своего "родного" отца или в назначении неадеквата со стороны, как это было недавно с "пинающимся" священником. Система, действующая сейчас - по факту теократия, которую можно было еще оправдать в 12 веке, когда священству противостояла толпа полудиких крестьян-язычников, но абсурдная сегодня, когда клир имеет дело с образованным приходом. Из этой абсурдной теократии вытекают такие извращения, как абстрагированный и хладнодушный папоцезаризм Кирилла, "кручение яиц" митрополита Меркурия и т.п.

Демократизация

Церковным приходам должно быть дано право участия в вопросах управления и распределения финансов. Собственно, необходимо перевернуть с головы на ноги всю пирамиду церковно-финансовой системы - архиерей не должен приезжать к иерею за пухлым конвертом. Нужно ликвидировать всю систему церковного "кормления". Звучит фантастично, но без наведения тут порядка ничего не изменится, потому что деньги - это атрибут власти.

Аскетизация

Отказ от пошлого тренда на оправдание роскоши иерархов по-чаплински (имеется в виду то, как он сражался за право Патриарха носить дорогие часы, которые тот сам замазал "фотошопом"). Если Бог есть Любовь, то любовь немыслима без старания дать лишний кусок нуждающемуся. Богатых спонсоров надо дерибанить на помощь малоимущим прихожанам. Машина иерарха - не роскошь, а средство передвижения его бренного тела. Сюда же вопрос об охране и бронировании Патриарха, постыдное дело для предстоятеля христианской церкви. Благотворители не должны давать деньги в руки настоятелям за кулисами. Это должно делаться открыто, по-семейному и по-братски – пусть приход с любовью разделяет средства по-справедливости. Не получится по любви – значит, нет прихода.

Модернизация

На фоне развившейся науки Церковь не должна быть идиотом, отрицающим динозавров. Нужно освободить богословскую мысль от запрета искать "неканонические" объяснения феноменам бытия. Вообще не бояться думать и не бояться мыслей, своих и чужих. Есть только две главных заповеди - любить Бога и любить ближнего как самого себя, из всего остального нельзя делать мертвые догмы.

Отсечение лишнего по Евангелию

РПЦ с удивительной легкостью веками игнорирует прямо сказанное Христом. Например, «не называйте никого отцом, у вас один Отец – Небесный». Нас же приучили называть «отцами» юных и старых девственников, понятия не имеющих об отцовской ответственности за человека. Отсюда появляются такие "отцы" как Кирилл, которым плевать на своих "детей". Христос сказал – молясь, не уподобляйтесь многословным язычникам. Мы же вопреки этому накопили море длинных многословных молитвословий, в которых утонула память о двух главных заповедях. Тем более, что сегодня плотность информации очень сильно выросла, остро встает вопрос о ее упорядочении и уменьшении объема. Христос сказал – «Не заботьтесь о хлебе насущном». Мы же привыкли бесстыдно и глупо выпрашивать квартиры и доходную работу у свт. Спиридона, вместо того, чтобы заставить настоятеля справедливо поделить спонсорское. Сказано – «не сотвори себе кумира», мы же отклячиваем друг перед другом зады в земных поклонах иконам и даже мертвым телам, хотя вот об этом в Евангелии ни слова, зато очень подобно язычеству, как и всякое поклонение.

Вместо любви мы в 21 веке ищем знамений и чудес, и это неверно. Наши дети видят ложь всего этого и не хотят подражать нам в этой лжи, настолько, что отказались от ношения нательных крестов, и они правы. Давайте лучше мы будем подражать им в этой бескомпромиссности и максимализме, не зря же Христос сказал "аще не будете как дети, не имате внити в Царствие небесное".

Дмитрий Волховец
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты