Главная  >  Война   >  Оружие   >  Авиация   >  Штурмовая авиация


Штурмовик Су-39

11 октября 2007, 145

Глубокой модернизацией самолета Су-25 стал «противотанковый» штурмовик Су-39,предназначенный для применения в любое время суток и оснащенный новым высокоточным оружием — ракетным комплексом «Вихрь» с лазерно-лучевой системой наведения.

• Экипаж 1 чел.

• Глубокой модернизацией самолета Су-25 стал «противотанковый» штурмовик Су-39,предназначенный для применения в любое время суток и оснащенный новым высокоточным оружием — ракетным комплексом «Вихрь» с лазерно-лучевой системой наведения. Работы по созданию самолета начались в 1976 г. Штурмовик, способный бороться с малоразмерными, сильнозащищенными целями (в том числе танками стран НАТО нового поколения) первоначально предполагалось выполнить в двухместном варианте и оснастить ПТРК «Радуга», однако в дальнейшем выбор был остановлен на перспективном ПТРК «Вихрь»,способным применяться одноместным самолетом.

• В качестве другого основного вооружения модернизированного штурмовика рассматривалась45-мм перспективная пушка, подвижная в вертикальной плоскости, однако из-за сложностями сотработкой этой системы было решено оснастить самолет неподвижной двухствольной пушкойГШ-30 (30 мм).

• Работы по установке нового комплекса вооружения на самолете Су-25 начались в 1980 г., рабочее проектирование модернизированного штурмовика Т8-М завершилось в 1982 году, постройка первого опытного образца (в него дорабатывался учебно-боевой самолет Т8-УБ)началась в 1983 году, а первый полет штурмовика состоялся 17 августа 1984 г., машину пилотировал летчик-испытатель А.Н. Исаков. Всего из самолетов Т8-УВ, построенных в Улан-Удэ, в Тбилиси в вариант Т8-М было доработано два опытных штурмовика, а также планер для статиспытаний (проводились в СибНИА). Затем Тбилисский авиазавод выпустил партию из восьми опытных самолетов. Государственные испытания Су-25Т завершены в сентябре 1993 г., а в 1994 г. самолету было присвоено обозначение Су-39.

• По сравнению с исходным Су-25 новый штурмовик имел значительно более мощное вооружение, новое БРЭО и усовершенствованный комплекс боевой живучести. Первый серийный самолет совершил полет 26 июля 1990 г. В Тбилиси была собрана установочная партия из12 штурмовиков, в 1994 г. часть этих самолетов была передана России. В дальнейшем, после распада СССР, серийное производство штурмовиков было освоено в Улан-Удэ. Для поставок за рубеж создан экспортный вариант — Су-25ТК, отличающийся составом БРЭО.

• Развитием штурмовика Су-25Т стал усовершенствованный самолет Су-25ТМ, первый полет которого состоялся в 1996 г. Серийное производство этого самолета освоено на заводе в Улан-Удэ.

Сообщалось о намерении правительства Грузии заказать на тбилисском авиазаводе для собственных ВВС 50 самолетов Су-39. Однако эти планы могут быть реализованы лишь при тесном сотрудничестве с Россией.

Оборудование

Самолет Су-25Т оснащен системой управления вооружением СУВ-25Т «Восход», предназначенной для распознавания и автоматического сопровождения малоразмерных подвижных целей (танков, автомобилей, катеров и т. п.), целеуказания и автоматического наведения УР, а также для обеспечения стрельбы НАР и пушки. В состав комплекса входит круглосуточный автоматический прицельный комплекс «Шквал» (размещен в носовой части самолета и включает телевизионную аппаратуру, сопряженную с блоком автоматического слежения за целью, а также лазерный дальномер-целеуказатель), система отображения информации (СОИ), центральная цифровая вычислительная машина, информационный комплекс вертикали и курса, доплеровский измеритель скорости и сноса, радиовысотомер, радиосистемы ближней и дальней навигации. Процесс навигации и атаки цели штурмовиком Су-25Т в максимальной степени автоматизирован. Самолет автоматически выходит в район цели, на удалении 10—12 км от нее вводится в действие телевизионная система, заранее ориентируемая в нужном направлении, затем летчик осуществляет контроль за выбором и автоматическим захватом цели, после чего система переходит на автосопровождение. После нажатия летчиком боевой кнопки компьютер выбирает необходимые боеприпасы и производит их пуск или сброс (пуск). После первого захода на цель штурмовик способен в автоматическом режиме осуществить повторный заходили, по желанию летчика, вернуться на аэродром базирования (летчик может взять управление самолетом непосредственно перед посадкой). Точность навигации в автоматическом режиме составляет 0,2% от длины пути, точность автоматического сопровождения малоразмерной подвижной цели на дальности 8 км — 0,6 м.Су-25ТМ имеет усовершенствованный оптико-телевизионный прицельный комплекс«Шквал-М», осуществляющий поиск и корреляционное опознавание цели в режиме сканирования. Имеется режим автоматического полета к цели с точным выходом по времени: между отдельными самолетами выдерживается строго определенный временной интервал, что позволяет проводить четко скоординированную групповую атаку с различных направлений. Другим новым элементом, введенным в комплекс БРЭО штурмовика, является подвесная РЛС трехсантиметрового диапазона «Копье-25», являющаяся вариантом многоцелевой станции«Копье», установленной на истребителе МиГ-21-93. РЛС позволяет применять самолет по широкому кругу воздушных, наземных и морских целей. Информация от подвесной РЛС выводится на индикатор телевизионного типа, расположенный в правом верхнем углу приборной доски, а от телевизионной системы или подвесного тепловизора — на ИЛС. Станция имеет зону обзора ±40°, дальность обнаружения целей класса «истребитель» (ЭПР 5 м2) — 57км. РЛС способна одновременно обнаруживать 10—12 целей и обеспечивать применение УР класса «воздух—воздух» по двум из них. Масса станции (без контейнера) 115 кг. Еще одним вариантом подвески является контейнер с тепловизионным оборудованием. Усовершенствованный навигационный комплекс самолета Су-25ТМ дополнен блоком спутниковой навигации А-735. Обеспечен выход на цель в автоматическом режиме с точностью до 15 м вне зависимости от дальности полета. Бортовой информационный комплекс обеспечивает возможность длительного полета на сверхмалых (до 15 м) высотах. Комплекс РЭБ, установленный на самолете Су-25ТМ, включает станцию радиотехнической разведки, систему активных помех в ИК-диапазоне, установленную в хвостовой части фюзеляжа, авиационные ложные цели, станцию активных радиотехнических помех «Гардения».Усовершенствованный комплекс РЭБ, примененный на Су-25ТМ, включает встроенное и подвесное оборудование в контейнерном исполнении. В его состав входят:- станция радиотехнической разведки, служащая для пеленгации всех типов РЛС противника, работающих в диапазоне 1,2-1,8 Ггц, а также определение наиболее опасной цели, ее координат и дальности до нее;- малогабаритная станция активных радиотехнических помех, создающая уводящие, шумовые, мерцающие и перенацеливающие на подстилающую поверхность помехи;- станция оптико-электронных помех "Сухогруз";- устройство выброса ложных целей с комплектом 192 помеховых патрона;- авиационные ложные цели для вскрытия и дезориентации комплексов ПВО противника, БРЛС самолетов и ракет с ГСН всех типов

Общие системы

Самолет оснащен цифровой многоканальной электродистанционной системой автоматического управления. Бортовая система активной безопасности автоматически предотвращает выход на недопустимые полетные режимы и столкновение с землей при маловысотном полете. Имеется режим приведения к горизонту и выведения из штопора. Система, выполненная с использованием элементов искусственного интеллекта, автоматически контролирует физическое состояние и действия летчиков, работу бортовых систем и остаток топлива, обеспечивает автоматическое возвращение на аэродром и заход на посадку. Имеется система автоматического гашения колебаний самолета в плоскости тангажа с использованием ПГО.

Вооружение

Вооружение штурмовика Су-39 размещается на 10 подкрыльевых узлах внешней подвески и включает 16 сверхзвуковых противотанковых ракет «Вихрь» («Вихрь-М»), имеющих возможность поражать и воздушные цели, летящие со скоростью до 800 м/с. Самолеты могут нести УР класса «воздух—поверхность» Х-29Т с телевизионным самонаведением или Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л с лазерным наведением, а также КАБ-500КР или КАБ-500Л калибром 500 кг. В комплекс вооружения входят, также, противорадиолокационные УР Х-58 или Х-31П.

Самолет Су-25Т может оснащаться ракетами класса «воздух-воздух» Р-60М и Р-73 с ТГС. Су-25ТМ, кроме того, может нести ракеты класса «воздух—воздух» средней дальности с радиолокационным наведением РВВ-АЕ, а также противокорабельные ракеты Х-35. Точность бомбометания достигает 2-5 м. Пушечное вооружение состоит из встроенной неподвижной установки НППУ-8 с пушкой ГШ-30 (30 мм, боекомплект 200 патронов), размещенной под фюзеляжем, а также двух—четырех подвесных пушечных установок СППУ-687 с пушкой ГШ-301 (30 мм, боекомплект 150 патронов на каждую установку).

Самолет может брать на борт до восьми блоков НАР С-8 (160 ракет) или С-13 (40 ракет), до восьми НАР С-24 или С-25. Неуправляемое бомбовое вооружение — до 32 боеприпасов калибром 100 км или до восьми — 250 или 500 км. Для поражения площадных целей возможна подвеска восьми КМГУ.

Летные характеристики

- Максимальная скорость 950 км/ч;- радиус действия с боевой нагрузкой 2000 кг:+ у земли 400 км,+ на большой высоте 700 км;- перегоночная дальность с двумя ПТБ по 1150 л и двумя — по 800 л 2250 км;- рабочий потолок 10.000 м;- посадочная скорость 230 км/ч;

- длина разбега 650 м;- длина пробега 750 м;- максимальная эксплуатационная перегрузка 6,5 g.

Массы и нагрузки

МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг:- максимальная взлетная 20.500 (Су-25Т — 19.500),- нормальная взлетная 16.500,- максимальная боевая нагрузка 5000 (Су-25Т — 4400),- топлива во внутренних баках 3840.

Особенности конструкции

Конструкция самолета Су-39, в целом, подобна конструкции УБС Су-25УБ. На месте кабины второго летчика расположен дополнительный мягкий топливный бак, а над нею — отсек для размещения дополнительного БРЭО. Пушечная установка перенесена под топливный бак №3 и смещена от оси симметрии самолета вправо на 273 мм. а освободившееся пространство под кабиной занято БРЭО. Передняя пара шасси смещена влево от оси симметрии на 222 мм. В хвостовой части фюзеляжа установлен дополнительный мягкий топливный бак. Кабина летчика герметизирована, что позволило поднять максимальную высоту боевого применения с 7000 до 10.000 м.Повышена защищенность самолета. Общая масса средств боевой живучести Су-39 составляет1115 кг.

Размеры

- Размах крыла 14,36 м;- длина самолета (со штангой ПВД) 15,53 м;- высота самолета 5,20 м;- площадь крыла 30,10 м2.

Силовая установка

Два ТРДР-195 (2х 4300 кгс), имеющие уменьшенную ИК-заметность. В перспективе предполагается установка более мощных и экономичных ТРДД. Ёмкость топливной системы увеличена до 4890 л.

http://www.brazd.ru
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты