Главная  >  Наука   >  Экономика   >  Экономика России   >  Промышленность   >  Металлургия   >  История металлургических заводов


Кулебакский металлургический завод

11 октября 2007, 257

Кулебакский металлургический завод, ныне Открытое акционерное общество «Русполимет» - одно из старейших предприятий России - был основан в 1866 году.

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РУСПОЛИМЕР»

Кулебакский металлургический завод, ныне Открытое акционерное общество «Русполимет» - одно из старейших предприятий России - был основан в 1866 году.

Отечественная история промышленного производства колец началась в 1877 году, когда на Кулебакском горном (металлургическом) заводе был создан первый в России специализированный цех по изготовлению железнодорожных бандажей и цельнокатаных колец.

За свою долгую, более чем 135-летнюю историю завод сохранил свой главный профиль, и в настоящее время ОАО «Русполимет» - это современное, многопрофильное металлургическое и металлообрабатывающее предприятие, являющееся головным поставщиком металлургических полуфабрикатов аэрокосмического назначения.

Продукция предприятия применяется и в других различных отраслях промышленности, широко известна как в России, так и за рубежом. Производство ведется по полному технологическому циклу: от разработки конструкторско-технологической документации до выпуска готового изделия.

Предприятие располагает значительным научно-техническим потенциалом и необходимым комплексом оборудования для контроля качества выпускаемой продукции.

С 1998 года предприятие имеет международный сертификат качества на производство кольцевых заготовок, бандажей и фланцев, выданный фирмой ТЮФ СЕРТ (Германия) в соответствии с требованиями международных стандартов ISO 9002, AS 9000, и его действие ежегодно подтверждается.

В 1999 году Межгосударственным авиационным комитетом (АРМАК) нашему предприятию выдан сертификат на производство материалов аэрокосмического назначения, и в 2001 году предприятие снова подтвердило действие этого сертификата.

Основная задача ОАО «Русполимет» - полное удовлетворение требований и пожеланий Заказчика по качеству продукции, технико-экономическим показателям, срокам ее поставок и цене.

Сотрудники нашего предприятия стремятся оперативно реагировать на запросы наших Заказчиков, сокращать сроки поставок продукции, поставлять ее, при необходимости, мелкими (малотоннажными) партиями.

Мы постоянно работаем с Поставщиками основных и вспомогательных материалов, оборудования, запасных частей и заботимся о повышении качества деятельности персонала, процессов и увеличении конкурентоспособности продукции.

Слагаемые высокого качества базируются на потомственных традициях Кулебакских металлургов и применении современных систем управления. Для обеспечения нашего постоянно лидирующего положения при изготовлении высокоэкономичных полуфабрикатов и деталей, сотрудники ведут непрерывную работу по модернизации оборудования, развитию, совершенствованию технологий и поиску новых видов продукции.

ИСТОРИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Отмена крепостного права заставила местного помещика Федорова искать новые формы хозяйствования. Используя опыт соседних выксунских заводов, Федоров вместе с выксунским купцом Бородачевым решили на местных рудах в Кулебаках построить металлургический (горный) завод. Летом 1866 года в Кулебаках задымила небольшая доменная печь. Однако надежды Федорова на быстрое обогащение не оправдались. Через полгода огонь в домне погас: вести хозяйство новоиспеченный заводчик не умел, специалистов не хватало. Содержание железа в местных рудах оказалось скудным.

В 1872 году завод был перепродан австрийским капиталистам, братьям Струве, стоявшим во главе Общества коломенских машиностроительных заводов. Кроме трех доменных печей, переплавлявших местную и привозимую из Ардатовского и Меленковского районов руду для производства стали, на заводе имелись пудлинговые печи. В последующем мартеновское производство стали вытеснило пудлингование.

В 1877 году на заводе начал действовать первый в России бандажепрокатный цех, который изготовлял бандажи для паровозов и вагонов. Кроме бандажей, в цехе изготовлялись оси и коленчатые валы для железнодорожного транспорта. На заводе было также освоено производство сортового и листового проката.

Развитие капитализма в России в конце 19 и начале 20 века сопровождалось строительством железных дорог. В связи с этим в стране резко возрастает потребность в металле. Поэтому Кулебакский металлургический завод получает большие заказы на производство стали, сортового и листового проката, рельсов, рессор, котельного железа и других изделий. Выпуск стали с 1900 по 1913 год возрос в 3 раза, а проката — более чем в 5 раз. Возрастающая потребность Коломенских паровозостроительных заводов в прокатных изделиях Кулебакского завода вызвала необходимость постройки в 1900 году крупносортового стана для проката балок и швеллера.

В 1910 году все оборудование сортопрокатного цеха сносится и устанавливаются два мощных стана "750" и "500", существующие с некоторой модернизацией до наших дней. Дважды проведенная реконструкция сортопрокатного цеха дала возможность Кулебакскому металлургическому заводу стать одним из крупных заводов Центра по производству сортового проката. В листопрокатном цехе также были установлены мощные паровая машина и стан "Лаута". Хищническое истребление близлежащих лесов заставило заводчиков перевести цеха на новые виды топлива — торф и мазут. Торф добывался в окрестностях завода, а мазут доставлялся по железной дороге от затона Липня на Оке.

Продукция Кулебакского металлургического завода — бандажи, листовой и сортовой прокат, рельсы, балки, рессоры, оси, паровозные рамы, котельно-топочный и судовой листы, стальное и чугунное литье — всегда отличалась высоким качеством. На Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде продукция завода была удостоена высоких наград. Положительную оценку получили изделия завода и на Всемирной выставке в Париже. Но стоимость продукции ввиду кустарного характера добычи железной руды была относительно высокой.

В поисках сбыта продукции Кулебакского металлургического завода хозяева Общества Коломенских паровозостроительных заводов в 1907 году построили около села Липня (ныне часть города Навашино) небольшую судоверфь, которая являлась филиалом Кулебакского завода. Используя металл завода, на верфи строили металлические суда и изготовляли фермы для железнодорожных мостов.

Труд рабочих на заводе и верфи был крайне тяжелым и изнурительным. Рабочий день длился 12—14 часов, а заработки были очень низкими. Квалифицированные прoкатчики, слесари в 90-х годах XIX века получали мизерную зарплату. Беспощадной эксплуатации подвергались женщины и подростки. Тяжелым бременем на рабочих ложились штрафы и всякого рода поборы. Очень плохими были и жилищные условия рабочих. Они ютились часто в землянках, лачужках или крохотных комнатушках по нескольку семей в каждой. В 1896 году в Кулебаках было 222 дома крестьянских и 80 домиков местных заводских рабочих, в то время как на заводе работало 8000 рабочих.

В 1910-1912 годах Кулебакский горный завод почти заново перестроил свои прокатные цехи. Реконструкция была вызвана надвигавшейся войной. В 1914 году был получен большой заказ на сортовой прокат повышенного качества для нужд Морского министерства.

После революции и гражданской войны промышленность и транспорт в стране были парализованы. Предприятия Юга России, Урала были разрушены. Сырьевая база подорвана.В этих условиях Кулебакский горный завод продолжал работать. Несмотря на трудности, выплавляли сталь, катали бандажи. В начале 1920 года Кулебакский горный завод вместе с Выксунским и Первомайским заводами объединили в Приокский горный округ,управление которого располагалось в Выксе. С этого времени Мордовщиковская судоверфь стала самостоятельным предприятием (ныне Навашинский судостроительный завод).

Первым "красным директором" Кулебакского горного завода стал В.А.Зиновьев - рабочий бандажепрокатного цеха. К 1921 году, благодаря усилиям коллектива и "красного директора", производство стало медленно набирать темпы. Сортовики увеличили прокат на 8 процентов, по сравнению с 1920 годом, бандажники - на 2,5 процента. Мартеновский цех освоил работу на карбюраторе и стал родоначальником полукарбюраторного и карбюраторного процессов в выплавке легированных сталей. Механический цех приступил к изготовлению оборудования для вилопрокатного цеха, строящегося на Выксунском горном заводе. 1924 год положил начало еще более уверенному подъему производства. Мартеновцы установили завалочную машину, это избавляло рабочих от тяжелого ручного труда. Увеличился выпуск стали, проката. В 1925 году был прокатан миллионный бандаж.

В годы первой пятилетки была подготовлена база для дальнейшего роста производства. Вторую пятилетку кулебакские металлурги начали резким увеличением выпуска продукции. Программу 1934 года они выполнили успешно. Стали было выплавлено на 30 процентов, листового проката на - в 2,5 раза больше чем в предыдущем году.В декабре 1934 года заводу присвоено имя Сергея Мироновича Кирова. В 1936 году был выпущен двухмиллионный бандаж. Первый миллион был прокатан за 46 лет работы, на второй миллион понадобилось всего одиннадцать лет.

В годы Великой Отечественной войны Кулебакский металлургический завод давал стране сталь, прокатывал броневые листы, отливал корпуса снарядов и танковых башен. Некоторые проекты по технологии производства, освоенные заводом, затем были приняты Наркоматом Обороны как типовые.

В 1946 году кулебакские металлурги первыми в нашей стране освоили выпуск цельнолитых якорных цепей для морского флота. За разработку технологии и освоение этого производства главный металлург завода И.А.Фрумкин и начальник сталелитейного цеха А.И.Фомичев были удостоены звания лауреатов Государственной премии.

Кулебакский горный завод - основатель бандажепрокатного производства В России.

Источник: http://www.kulmet.ru/index.php?idx=2

Русская Цивилизация
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты