Главная  >  Вера


В раю нераспятых нет: Зачем человеку болезнь

11 октября 2007, 12

Страдающие дети ближе всего находятся к Царствию Божьему. Для них предназначена благодать и дары Духа Святого. Их души уже спасены. Их ожидает воскрешение и преображение.

При всех успехах медицины еще долгое время придется иметь дело с больными детьми, имеющими наследственные болезни или тяжелые последствия родовых травм. И так тягостно родителям видеть страдания своих детей, понимая, что у них никогда не будет счастливого детства и нормальной взрослой жизни. И особенно трудно примириться с кажущейся бессмысленностью детских страданий. Намного легче было бы выдержать такие испытания, понимая в чем смысл и цель мучений. Труднее всего ответить на вопросы: почему болеют дети, за что они страдают?

Рассмотрим различные точки зрения на проблему болезни и физических страданий. С естественнонаучных позиций наследственная болезнь является просто ошибкой природы, отклонением от нормы. И нужно сделать все возможное для излечения. Приговор врачей практически не оставляет надежды на выздоровление. К чему или к кому обратить свои молитвы?

Но если есть милосердный и любящий Бог, то как он допускает страдания невинных детей?

В античности считалось, что есть судьба, которую невозможно обмануть и нужно стоически выносить все страдания, выпавшие на долю человека. Восточные религии и оккультисты говорят о карме, которую человек приобретает в прежних жизнях, а теперь страдает за свои прежние грехи. Надеяться на лучшее можно только в следующих жизнях. Есть представление о родовой карме, когда дети страдают за грехи их предков.

Католики утверждают, что каждый человек расплачивается за первородный грех, совершенный Адамом и Евой, в котором нет его личной вины. Некоторые протестанты считают, что каждый человек уже от рождения предопределен Богом к греху и погибели или добродетели и спасению, а болезнь или благополучие прямо свидетельствуют об этом. Во всех этих случаях у человека не остается надежды на помощь высшей силы и нет никакого утешения в горе.

Другую крайнюю позицию занимают экстрасенсы, которые утверждают, что могут вылечить любую болезнь. Практически все причины болезней они сводят к соотношению энергий и биополей в организме человека, исключая духовные причины заболеваний.

Нужно обратить внимание на то, что в основных мировых религиях, таких как христианство, ислам и буддизм, не обещается исцеление больных и страждущих в этой жизни. И только различные секты и ереси спекулируют на этом вопросе, гарантируя спасение всем тем, кто вступит в их ряды. Мало кому известны взгляды православной церкви на проблему болезни. Рассмотрим их более подробно.

Болезнь не есть следствие личного греха ребенка или его родителей. Это следствие общего греховного состояния всего человечества. Мы единосущны в своем добре (образе Божием), но мы единосущны и в своем зле. Через грехопадение вошли в мир страдание и смерть. И только с приходом Спасителя появилась возможность исправления поврежденной человеческой природы. Досталось это ценой его добровольной крестной жертвы.

Мы все больны смертностью, больны грехом, мы больны колебанием между добром и злом. Поэтому путь богопознания лежит через опыт страдания. А болезнь есть один из наиболее верных путей стяжания духовности. Святые не отличались хорошим здоровьем, а иногда и добровольно принимали на себя болезни и физические страдания. Святые сознательно избирают крестный путь и разделяют ношу Христа. “Кто хочет идти за мною, отвернись себя, и возьми крест свой”. В страдании, как в огне, закаляется душа, приобретается духовный опыт. “Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос”, - говорит апостол Павел.

Болезнь дается как испытание и принимается как жертва, самопожертвование. Во время болезни происходит внутренняя работа, идет борьба добра и зла, свершается духовный подвиг. Положительную роль страдание имеет для человека только тогда, когда он его принимает сознательно, а не тогда, когда это страдание на него наложено, как пытка, которую он не понимает и не принимает. Некоторые люди страдали очень тяжело, но принимали страдания и не отказались бы от них, потому что знали, что они несут его с какой-то целью, что они созревают сами или что они свидетельствуют о чем-то. Человек верит, что все происходящее с ним постепенно готовит его к встрече с Богом. “Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (вечную), и немногие находят их”.

А как же - дети? Они ведь не давали своего согласия на такие испытания. Однако что мы можем знать о Божием промысле? Сказано, что пути Господни неисповедимы. Не судите Бога, да не судимы будете. Самое худшее, когда родители восстают против Бога, проклинают его. Сердце должно подсказать путь смирения, труда и надежды. Болезнь ребенка нужно принимать как задание для родителей, возможность (и необходимость) служения, покаяния и молитвы.

Как могут слабые детские плечи выдержать такой груз страданий? Но каждому человеку дается испытание в той мере, в какой он может его выдержать, и оказывается благодатная помощь. “Иго Мое - благо, и бремя мое легко”. Но почему же не происходит явного исцеления, видимого чуда? Когда апостол просил Бога избавить его от телесной слабости, ему было сказано: - “Довольно тебе благодати Моей, сила Моя в немощи совершается”.

Мы можем молиться за здоровье ребенка и его научить молитвам. “Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам”. Очень важно создать условия для участия больного ребенка в церковных таинствах (особенно - в причастии). “Отец ваш Небесный знает, в чем вы имеете нужду. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам”.

Нельзя сказать: “Я своими молитвами и полной отдачей Богу обеспечу свое здоровье”. Можно сказать: “В руки Твои, Господи, предаю дух мой”. И желать только одного: “Да будет воля Твоя, а не моя, Господи”. И быть готовым принять все, что будет послано свыше, даже самое страшное. И все-таки всегда, в любой самой безвыходной ситуации остается надежда: “Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”.

Болезнь - это пограничная ситуация, когда Бог держит человека в неопределенности над бездной, между смертью и этой преходящей жизнью. Поэтому болезнь можно рассматривать как печать Божию, как знак свыше. Болезнь дается человеку и через нее мы получаем шанс на встречу с Божественным. Возможно принять то, что с тобой случается, как дар Божий. Не как наказание Божие, а как обстоятельство, которое Бог дает, чтобы человек обратился к нему. Надо поставить себя перед лицом Божиим, отдать себя в руки Божие.

Нужно открыться Богу настолько, чтобы болезнь или прошла, или стала нам во спасение. В болезни и страдании человек может услышать зов, голос, который призывает его к иной жизни. Сможет ли человек реализовать этот шанс, зависит только от него. “Много званных, да мало избранных”. Нужно дать свободу Духу Святому действовать в нас. Именно в болезни человек открыт и для боли, и для чуда исцеления.

Лучшее, что мы можем пожелать любому человеку - это встреча с Божественным и стяжание Духа Святого. Эта встреча и этот дар происходят ценой страдания. Ценой раны достается жизнь вечная. Как писал Феофан Затворник: “Неболезненно шествующий не получит плода”. Через боль и страдание рождается к жизни ребенок, и тем более через боль и страдание человек рождается к жизни новой.

Страдающие дети ближе всего находятся к Царствию Божьему. Для них предназначена благодать и дары Духа Святого. Их души уже спасены. Их ожидает воскрешение и преображение. Поэтому не впадайте в грех уныния, а с верой, надеждой и любовью выполняйте свой родительский долг. Да поможет вам Бог!

С.П. Гурин
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты