Главная  >  Политика   >  Будущее России   >  Технополис Солнца


Россия и технократическая революция

11 октября 2007, 56

Россия устала от революций. Утверждение такое же "единственно верное", как и двадцатилетней давности поклонение "той единственной, гражданской". Но были в истории России XX века и другие революции. Революции, заложившие основу могущества и прогресса страны.

Россия устала от революций. Утверждение такое же "единственно верное", как и двадцатилетней давности поклонение "той единственной, гражданской". Потому что, как и любой лозунг, легко опровергается простым вопросом. Например: от каких революций устала Россия? От политических революций? От гражданских потрясений? Наверное, да, устала. Наверное, таких революций нам больше не нужно.

Но были в истории России XX века и другие революции. Революции, заложившие основу могущества и прогресса страны. Революции, без которых сегодня стране не было бы хода в XXI век. Это, прежде всего, великая культурная революция 20-30 гг. Это, во-вторых, научно-техническая революция середины века. Это, наконец, коммуникационная революция рубежа 90-х.

Первая в считанные годы покончила с безграмотностью и сделала неполное среднее образование (употреблялся эвфемизм "культурный человек") социальной нормой миллионов - еще недавно попросту неграмотных. Вторая вывела аграрную Россию на первые места в мировом научно-техническом соревновании, а внутри страны сформировала наиболее мощный и социально активный слой "советских средних" - так называемых ИТР. Третья в течение одного года разломала "железный занавес" и сделала "невыездную" страну "выездной". У всех этих революций были идеологические и политические мотивы (индустриализация и повышение обороноспособности у первых двух, сокрушение коммунизма у третьей). Но вне зависимости от любых мотивов результаты этих революций обеспечили прорыв к новому качеству нации, к недосягаемому прежде уровню развития личности, общества и государства.

Сегодня Россия вместе со всем цивилизованным миром переживает новую революцию. Патриарх западной социально-экономической мысли Питер Ф. Дракер сравнил эту революцию (он назвал ее "четвертой информационной") с революцией Гутенберга. И мы сегодня должны серьезно задуматься о том, что книгопечатание, родившееся почти шесть веков назад на почве культуры Запада, в Германии, обеспечило колоссальный качественный прорыв в развитии всего человечества. И о том, что нынешняя информационная революция может именно у нас, в России, в стране, где образовательные ценности имеют значение высших по своей идеологической значимости, стать революцией информационно-образовательной. А значит, о том, что путь России навстречу этой революции - это путь к прорыву в будущее, путь к новому - информационно-образовательному - лидерству России в мире.

В чем главная проблема сегодняшней "информационной революции"? В том, что колоссальное расширение масштаба возможностей человека в области сбора и обработки информации, обусловленное достижениями в ИКТ, значительно опережает процесс освоения этих возможностей. Получив в свое распоряжение гига- и терабайтные жесткие диски, непредставимое еще двадцать лет назад быстродействие, фантастическое программное обеспечение и всемирную сеть Интернет, человек продолжает забивать микроскопом гвозди, а суперкомпьютер использовать в качестве пишущей машинки (игровой приставки и музыкальной шкатулки по совместительству).

В образовании ситуация еще более парадоксальная. XX век был веком многократного увеличения объемов информации, доступной и необходимой человеку в его повседневной жизни. Это легло тяжким грузом на плечи системы образования. Школа попросту не успевала за качественными скачками в содержании "фундаментального ядра" образования и пыталась при этом решать проблему "информационным уплотнением" учебных программ: количество информации, предлагаемой ученику для "заучивания", непрерывно увеличивалось, а времени на ее осмысление и освоение оставалось все меньше. В результате учитель становился все менее наставником и все более - источником формальных, неусваиваемых, а потому ненужных знаний, а ученик - чем-то вроде утки для фуа-гра, которой "пища" заталкивается в рот насильно и вовсе не для лучшей приспособленности ко взрослой жизни.

ИКТ XXI века кардинально меняют ситуацию. Технологический этап информационной революции диверсифицирует информационные потоки, неограниченно расширяет возможности индивидуального доступа к информации. Информационно-образовательная среда становится качественно новой - а значит, требует принципиально нового качества образования. В чем это качество заключается?

Во-первых, новая информационно-образовательная среда требует принципиально новой роли учителя: учитель должен прежде всего учить детей учиться. Он не может конкурировать по объему информации с "Большим всепланетным информаторием" (почти сбывшийся прогноз братьев Стругацких), но без него, без учителя, ученик окажется неспособен воспользоваться колоссальными информационными возможностями. А значит, на первый план выходит роль учителя-наставника, учителя-психолога, учителя, главным объектом воздействия которого становится личность учащегося, а главной целью - не "галочки" в журнале, отмечающие "пройденный материал", а воспитание личности, способной к самостоятельной творческой жизни в современном информационном мире.

Во-вторых, новые информационно-технологические возможности должны повернуться к учителю и ученику лицом. Дракер рассказывает, как книгопечатники, главные информационные революционеры гутенберговских времен, вдруг - в конце XV века - утратили свое исключительное положение и превратились во всего лишь еще один "цех" из многих, а на передний план вышла содержательная, информационная составляющая революции. Сегодня программистам и ИТ-специалистам пора в ту же дорогу: главным становится не масштаб возможностей новых технологий, а их адаптированность к возможностям и потребностям людей. В полной мере это относится и к образованию: главной задачей сегодня становится вовсе не "компьютеризация" или "интернетизация" школ, а формирование такой информационно-образовательной среды XXI века (включающей учебники, мультимедийные ресурсы, интернет-ресурсы и программное обеспечение), которая была бы в полной мере адаптирована к потребностям и возможностям учителей и учеников.

Собственно, именно такое новое качество образования и становится смысловым стержнем работы всего российского педагогического сообщества. Идея нового качества образования исключительно продуктивна - она обозначает две конкретные, содержательные и масштабные цели работы. Цели, неразрывно связанные между собой. Потому что создание новой информационно-образовательной среды, лояльной к ученику и учителю, невозможно без подготовки учителя, лояльного к новым информационно-коммуникационным возможностям. А без этого невозможна столь необходимая и востребованная сегодня революция - революция, создающая образование, адаптированное к будущему, и будущее, благоустроенное для человека.

www.russ.ru

Дмитрий Юрьев
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты