Главная  >  Общество   >  Общественная мысль


Общественная мысль в России

11 октября 2007, 84

Еще в древних русских летописях можно встретить различные воззрения на общественное устройство, которые, впрочем, укладывались в систему традиционного мировоззрения. Однако, общественная мысль, взятая как цельная система мировоззрений, возникла в нашей стране в первой половине XIX веке. Именно тогда сложились основные идейные направления, которые сохраняются у нас и по сей день

Н. К. Карамзин, А. А. Уваров, М. П. Погодин, а также плеяда славянофилов, заложили фундамент консерватизма. А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский стали родоначальниками российского социализма. Наконец, Т. Г. Грановский и кружок западников в общих чертах нарисовали контуры российского либерализма.

Идеологические системы возникли как реакция на некие внешние вызовы. Либерализм пришел в Россию из буржуазной Европы и нашел себе некоторое количество сторонников (либеральных воззрений одно время придерживался и сам царь Александр I). При этом он вызвал неприятие многих русских философов и историков, которые взяли курс на консервацию национальной и политической самобытности.

И, наконец, социализм появился как реакция и на либерализм, и на консерватизм. Социалисты выступали за смену общественного строя, но отказывались видеть своим идеалом буржуазный строй.

В XIX веке доминировал русский консерватизм, который получил особенно яркое развитие в трудах К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева, М. Н. Каткова, Н. Я. Данилевского. Либерализм и социализм были чужды большинству образованного общества, которое еще находилось под мощным воздействием Православия. Между тем, либеральные реформы XIX века дали мощный импульс развитию либеральной идеологии. Правда, в то время российский либерализм носил четко выраженный патриотический и государственнический характер. Типичным образчиком такого российского национал-либерала являлись С. М. Соловьев и Б. Н. Чичерин, чьи взгляды немногим отличались от взглядов консерваторов.

Во второй половине XIX века произошла серьезная эволюция русского социализма. Он все более отходил от той левопатриотической ориентации, которая была присуща Герцену. Возник и стал стремительно распространяться марксизм, бывший порождением западноевропейской общественной мысли. Если социалисты первой волн видели ростки социализма в крестьянстве и общине, то марксисты сделали ставку на пролетариат и крупное машинное производство. Они решительно отвергали национальный патриотизм, делая упор на развитие связей между промышленными рабочими разных национальностей. Одним из родоначальников российского марксизма был Г. В. Плеханов.

В XX веке эволюция основных идейных направлений была продолжена. Русский консерватизм стал менее философским и больше внимание уделял конкретным вопросам политики и экономики. Интересные проекты вышли из-под пера Л. А. Тихомирова, С. Ф. Шарапова, М. О. Меньшикова. Тем не менее, секуляризированное общество все меньше и меньше прислушивалось к консерваторам. Оно, в большинстве своем, шло за социалистами и либералами.

Либерализм стал прозападным направлением, чьи апологеты призывали заимствовать западноевропейские политические технологии (парламентаризм, партийность и т. д.). Правда, он все еще сохранял патриотическую ориентацию, ставя перед Россией грандиозные геополитические проекты, такие, например, как установление контроля над средиземноморскими проливами.

В среде социалистов все большую популярность завоевывал марксизм, причем весьма большой прорыв осуществили радикальные марксисты, которых возглавлял В. И. Ленин. К 1917 году умеренные марксисты-«меньшевики» установили идейный контроль над неонародниками-эсерами. С тех пор российский социализм существовал под знаком марксизма.

В ходе гражданской войны победила идеология революционного марксизма – большевизма. Именно она долгое время играла роль идейной основы советского государства. Причем внутри марксисткой ортодоксии, казавшейся монолитной, бушевали различные идейные течения, пытавшиеся осуществить мутацию марксизма. И. В. Сталин стремился преобразовать марксизм в национал-большевизм, Н. И. Бухарин – в социал-демократию. В конце концов, в 80-е годы победили последователи Бухарина, что привело к крушению не только самой марксисткой идеократии, но и всей советской державы.

(В эмиграции существовали все три классических течения, однако до второй мировой войны доминировал консерватизм: И. А. Ильин, И. Л. Солоневич и др. После инициатива переходит к либералам (Народно-трудовой союз).

Крушение советизма привело к возрождению в России, как либерализма, так и консерватизма. На первых порах, особенно в 1988-1993 годах, инициатива была у либералов. Причем стоит отметить, что «перестроечный» либерализм окончательно порвал с патриотизмом.

Социализм утерял идеологическую монополию, но сохранил свое влияние в обществе. Некоторые его идеологи (Г. А. Зюганов, С. Г. Кара-Мурза) сделали попытку реформировать марксизм в сторону национально-народного социализма, однако их попытки потерпели крах. Большинство социалистов продолжают цепляться за ветхую архаику марксизма.

Консерватизм постепенно усиливал свои позиции. В настоящее время он имеет своих сторонников во всех слоях общества. Есть даже парламентарии-консерваторы, такие, к примеру, как Н. А. Нарочницкая. В условиях кризиса либерализма, скомпрометированного демреформами, и социализма, так и не отказавшегося от интернационализма, он имеет все шансы стать общенациональной идеологией.

Александр Елисеев
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты