Главная  >  Политика   >  Исторический календарь   >  Сентябрь


29 сентября. Этот день в истории

11 октября 2007, 45

1898 - родился Трофим Денисович Лысенко

1898 - родился Трофим Денисович Лысенко, агроном, биолог, академик.

Окончил Киевский сельскохозяйственный институт. Был научным руководителем, а затем директором Всесоюзного селекционно-генетического института, директором Института генетики АН СССР. В 1938-1956 годах - президент ВАСХНИЛ. Создал теорию стадийного развития растений, метод направленного изменения наследственно озимых сортов зерновых культур в наследственно яровые и обратно. Предложил ряд агротехнических приемов (яровизация, чеканка хлопчатника, летние посадки картофеля). Идеи Лысенко внедрялись в сельском хозяйстве в 1930-1960-х годах прежде всего административными методами. Получил полную поддержку Сталина. Концепция Лысенко была признана единственно правильной, и любая ее критика воспринималась как вредительство. Как организатор сельскохозяйственной науки Лысенко проявил себя жестким и беспощадным гонителем своих научных оппонентов, нанес большой ущерб развитию генетики и биологии в стране. Монополизм Лысенко в биологии, совмещенный со сталинскими методами борьбы с инакомыслием, вызвал уничтожение целых научных школ, гибель многих ученых (в т.ч. Н.И.Вавилова). Позже было однозначно доказано, что все идеи Лысенко не более чем шарлатанство, основанное на лженаучных исследованиях и фальсификациях результатов опытов. В 1956 году Лысенко был раскритикован Хрущевым и снят с поста президента. Тем не менее остался ближайшим советником Хрущева по сельскому хозяйству, так как теории Лысенко соответствовали воззрениям нового генерального секретаря. В 1961-1962 годах Лысенко во второй раз занял пост президента ВАСХНИЛ, а с 1966 года заведовал лабораторией Экспериментальной научно-исследовательской базы АН СССР «Горки Ленинские».

1907 - открыто трамвайное движение в Петербурге

Основные теоретические вопросы развития электрического транспорта были разработаны русскими учеными Якоби, Чикалевым, Лочиновым и Яблочковым еще в 1838 году. Однако первым, кто провел серию экспериментов по практическому применению электричества для дорожного движения, стал инженер Ф.Пироцкий. Благодаря его усилиям в 1880 году в Петербурге по рельсам конно-железной дороги электрической силой впервые в мире был двинут моторный трамвайный вагон. Однако широкое применение трамвайного транспорта произошло в России лишь 10 лет спустя. В апреле 1890 года инженер и предприниматель А.Струве подал в Киевскую управу прошение, в котором обосновывалась необходимость применения электрической тяги для популярных в то время конок. Прошение было удовлетворено. На своем заводе в Коломне, где производились мостовые металлоконструкции, вагоны и паровозы, Струве организовал проектирование и изготовление электрических трамваев. А в Киеве на самом крутом участке Александровской улицы длиной в полтора километра, между Царской и Нижней площадями, развернулось строительство трамвайной линии. В мае 1892 года состоялась пробная поездка электрического вагона на Александровской горе до Нижней площади, а уже в начале июня на этой линии было открыто первое в России регулярное трамвайное движение. В 1896 году трамвай появился в Нижнем Новгороде, в 1898 - в Витебске, Курске и Екатеринославе. В Москве трамвайное движение было открыто в 1899 году.

29 сентября 1907 года состоялось торжественное открытие трамвайного движения и в Санкт-Петербурге. В то время в столице главным средством передвижения оставалась конка, появлению трамваев на улицах города мешало отчаянное сопротивление владельцев коночных парков. Только в 1904 году, когда трамвай завоевал признание в большинстве крупнейших городов мира, инженерами Гаккелем и Графтио был разработан проект трамвайного движения в Петербурге. В день открытия трамвайного движения русский инженер Генрих Графтио провел первый трамвай - небольшой яркий вагон английской фирмы «Бреш» по маршруту от Адмиралтейства по Конногвардейскому бульвару через Благовещенский мост до пересечения 8-й линии с Большим проспектом Васильевского острова. В 1920-е годы по городу ходили почти полностью деревянные трамваи. Спустя некоторое время его сменил краснопутиловский «Моторный стальной», которому была уготовлена долгая жизнь - вплоть до конца 1960-х годов. По сей день по Петербургу курсируют «ЛВС» - шестиосные трамваи. Уже сконструированы и построены вагоны восьмого и девятого поколений, соизмеримые по размерам с небольшими поездами.

РИА Новости
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты